Предмет, методы и система эк. права.
Предмет, методы и система эк. права.
Экология – это наука о взаимодействии живых существ с о/с. ЭП – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общ-ва и природы. ЭП – это взятые во взаимодействии природоресурсные права и природоохранные права.
Природоохранное правосоставляют нормы, регулирующие отношения в области охраны о/с как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хоз. дея-ти. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общ-х отношений, является в Закон об охране о/с. Нормы природоресурсного права регулируют общ-е отношения в области использования и охраны отдельных компонентов о/с: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа.
Природоресурсноезаконодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов о/с, включая права и обязанности физических и юр. лиц в сфере данных общ-х отношений, формы собственности на компоненты о/с, правовые основы их использования, основы гос. управления в регулируемых областях общ-х отношений.
Предмет регулирования ЭП – общ-е экологические отношения области взаимодействия общ-ва и природы.
Методы ЭП – совокупность закреплённых в ЮН способов воздействия на поведение людей, участвующих в общ-х отношениях.
Исключительным, присущим лишь ЭП является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны о/с является ее сохранение как основы жизни и дея-ти человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану о/с (экологизированные нормы).
Императивный метод правового регулирования представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения.
Диспозитивный метод дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Система ЭП – совокупность его институтов расположенных в определённой последовательности в соответствии с экол. Заномерности.
1.Общая часть: предмет, источники, объекты, управление, ответственность, экол. Культура (не исчерпывающий перечень)
2.Особенная часть: уст. Требования в процессе осуществления промышленной, с/х и иной дея-ти, правовой статус зон эк. бедствий и особо охр. Природных терр-й и др.
3.Специальная часть: право о/с в зарубежных государствах, международное право о/с.
Объекты охраны о/с.
В соответствии со ст. 4 Закона об охране о/с - объектами охраны являются:
1.компоненты природной среды,
2.природные объекты
3.и природные комплексы.
природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хоз. и иной дея-ти, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
Формы собственности на природные ресурсы в РФ.
В ст.9 Конституции говорится: земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, гос., муниципальной и иных формах собственности.
Экологическая доктрина РФ.
Стратегическая цель гос. политики в области охраны о/с сформулирована в Эк. доктрине РФ. Она заключается в сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих ф-й для устойчивого развития общ-ва, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения эк. безопасности страны.
ЭД – определяет цели, направления задачи и принципы проведения в РФ единый гос. Политики в области экологии на долгосрочный период.
Цели-сохранение природных систем, поддержание в целостности и жизнеобесп. Ф-ии для устойчивого развития общества, повышение кач-ва жизни и т.п.
Содержание доктрины:
1.Общие положения.
2. Стратегическая цель, задачи и принципы гос. политики в области экологии
3. Основные направления гос. политики в области экологии
•Обеспечение устойчивого природопользования
•Снижение загрязнения о/си ресурсосбережение
•Сохранение и восстановление природной среды
4. Приоритетные направления дея-ти по обеспечению эк. безопасности РФ
•Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов дея-ти и при чрезвычайных ситуациях
•Экологические приоритеты в здравоохранении
•Предотвращение и снижение эк. последствий чрезвычайных ситуаций
•Предотвращение терроризма, создающего опасность для о/с
•Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
5. Пути и средства реализации гос. политики в области экологии
•Развитие системы гос. управления охраной о/си природопользованием
•Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
•Экономические и финансовые механизмы
•Эк. мониторинг и информационное обеспечение
•Научное обеспечение
•Эк. образование и просвещение
•Развитие гр-нского общ-ва как условие реализации гос. политики в области экологии
•Региональная политика в области экологии
•Международное сотрудничество
Реализация эк. доктрины РФ
Климатическая доктрина РФ.
Распоряжение Президента РФ "О Климатической доктрине РФ" В Доктрине:
•признается антропогенный характер текущего изменения климата;
•говорится, что негативное влияние изменений гораздо сильнее позитивного, особенно в будущем;
•подчеркивается, что нужно не только адаптироваться к новым условиям, но и снижать выбросы парниковых газов;
•указывается на главное на сегодняшний день в России средство для снижения выбросов – энергоэффективность и энергосбережение;
•подчеркивается, что действовать должны все: фед. и региональные органы власти, население, общественность; нужно широкое «климатическое» образование и усилия всех – и СМИ, и вузов, и школ.
Доктрина не подменяет и не дублирует научную печать, в ней нет численных параметров снижения выбросов парниковых газов. Но она дает официальное оформление научным знаниям.
Содержание доктрины:
II. Цель и принципы политики в области климата
III. Содержание политики в области климата
IV. Особенности РФ при решении
проблемы изменений климата
V. Реализация политики в области климата
VI. Субъекты реализации политики в области климата
Основными принципами политики в области климата являются:
•глобальный характер интересов РФ в отношении изменений климата и их последствий;
•приоритет национальных интересов при разработке и реализации политики в области климата;
•ясность и информационная открытость политики в области климата;
•признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства РФ в международных исследовательских программах и проектах, касающихся изменений климата;
•всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
•предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Субъектами реализации политики в области климата являются:
•фед. органы гос. власти;
•органы гос. власти субъектов РФ и ОМСУ;
•организации, включая общ-е организации (объединения);
•средства массовой информации;
•домашние хозяйства.
Статья 18. Эк. страхование
1. Эк. страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физических лиц на случай эк. рисков.
2. В РФ может осуществляться обязательное гос. эк. страхование.
3. Эк. страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Статья 20. Требования к разработке нормативов в области охраны о/с
Разработка нормативов в области охраны о/с включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны о/с;
проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны о/св установленном порядке;
установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны о/с;
осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны о/с;
формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны о/с;
оценку и прогнозирование эк., социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны о/с.
Экологическая сертификация.
Под эк. сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным экологическим требованиям.
Основными целями эк. сертификации являются:
•защита потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для их жизни, здоровья и имущества, а также о/с:
•регулирование отношений в сфере взаимодействия общ-ва и природы для сохранения природных богатств и улучшения среды обитания человека;
•обеспечение интеграции российской экономики в мировой рынок.
Основными задачами эк. сертификации являются:
1.формирование экологически справедливого рынка;
2.защита изготовителя от недобросовестной конкуренции, содействие рекламе, сбыту и повышению конкурентоспособности продукции с лучшими экологическими характеристиками;
3.предотвращение поступления в страну недоброкачественных с эк. точки зрения иностранных товаров;
4.приостановление или прекращение реализации продукции, не отвечающей установленным экологическим требованиям;
5.укрепление за рубежом репутации экспортируемой экологически безопасной отечественной продукции;
6.улучшение качества о/си ресурсосбережения;
7.содействие ускорению научно-технического прогресса в природоохранной области;
8.обеспечение безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Объектами эк. сертификации являются:
объекты природной среды и природные ресурсы;
отходы производства и потребления;
технологические процессы;
услуги, направленные на обеспечение эк. безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде;
товарная продукция.
Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ, на основании договора с заявителем.
Соответствие продукции требованиям подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Правительством РФ определяется порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведении и оплаты за их предоставление, а также фед. орган исп. власти, организующий формирование и ведение укачанною реестра.
При проведении обязательной сертификации проводятся исследования (испытания) и измерения продукции. Эта работа выполняется аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Она может иметь целью установление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, и иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Эк. аудит.
Эк. аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хоз. и иной дея-ти требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны о/с, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой дея-ти.
Эк. аудит проводится на основании гр-го договора между заказчиком и экоаудиторской организацией либо индивидуальным экоаудитором. Перед проведением проверки экоаудитором составляется и документально оформляется план проведения экоаудита. По результатам проверки составляется экоаудиторский отчет и экоаудиторское заключение, содержащие среди прочих сведений обоснованные выводы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, эк. учета и отчетности организации, а также о соблюдении аудируемым лицом требований законодательства; нормативов и нормативных документов в области охраны о/с; требований международных стандартов; рекомендации по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на о/с, последствия непринятия организацией соответствующих мер.
В настоящее время правовое регулирование эк. аудита на фед. уровне осуществляется ФЗ «Об охране о/с», где закреплено определение эк. аудита, и рядом ведомственных актов, например Приказом МПР РФ "О создании системы аудита недропользования" (вместе с "Основными положениями аудита недропользования").
Правовое регулирование эк. аудита осуществляется законодательством некоторых субъектов РФ.
Эк. страхование.
Статья 18. Эк. страхование
1.Эк. страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физических лиц на случай эк. рисков.
2. В РФ может осуществляться обязательное гос. эк. страхование.
3. Эк. страхование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Эк. страхование — это совокупность различных видов страхования эк. рисков, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения о/с(земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).
Система эк. страхования включает в себя следующие виды:
•страхование ответственности юр. лиц (организаций, предприятий, учреждений), которые являются источниками повышенной опасности за причинение вреда о/с, ответственность перевозчика (опасные грузы) и т. д.;
•имущественное страхование (страхование земельных объектов или др. объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие эк. аварии или катастрофы;
•личное страхование гр-н: страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или гр-н, находящихся на терр-ии, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности.
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны о/си эк. безопасности
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хоз. и иной дея-ти, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на о/с, должны иметь подготовку в области охраны о/си эк. безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны о/си эк. безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хоз. и иной дея-ти, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на о/с, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 74. Эк. просвещение
1. В целях формирования эк. культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется эк. просвещение посредством распространения эк. знаний об эк. безопасности, информации о состоянии о/си об использовании природных ресурсов.
2. Эк. просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны о/си законодательстве в области эк. безопасности, осуществляется:
1. органами гос. власти РФ,
2. органами гос. власти субъектов РФ,
3. ОМСУ,
4. общ-ми объединениями,
5. средствами массовой информации,
6. а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
7. учреждениями культуры,
8. музеями,
9. библиотеками,
10. природоохранными учреждениями,
11. организациями спорта и туризма,
12. иными ЮЛ.
Требования в области охраны о/с при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статья 34. Общие требования в области охраны о/с при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на о/с, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны о/с. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране о/с, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению эк. безопасности.
2. Нарушение требований в области охраны о/с влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны о/с осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Статья 35. Требования в области охраны о/с при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны о/с, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения эк. безопасности с учетом ближайших и отдаленных эк., экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной о/с, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 36. Требования в области охраны о/с при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на о/с, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения о/с, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране о/с, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
2. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране о/с при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статья 37. Требования в области охраны о/с при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны о/с.
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ з/у на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны о/с.
3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране о/с, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству терр-й в соответствии с законодательством РФ.
Статья 38. Требования в области охраны о/с при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране о/с.
2. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны о/с. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением о/с, без завершения предусмотренных проектами работ по охране о/с, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству терр-й в соответствии с законодательством РФ.
Статья 39. Требования в области охраны о/с при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов
1. Юр. и ФЛ, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны о/с, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
2. Юр. и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества о/с на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны о/с, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству терр-й в соответствии с законодательством.
3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны о/си при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов д.б. разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной о/с.
5. Перепрофилирование ф-й зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной дея-ти, жилищным законодательством.
Требования в области охраны о/с при эксплуатации объектов сельскохоз. назначения.
Статья 42. Требования в области охраны о/с при эксплуатации объектов сельскохоз. назначения
1. При эксплуатации объектов сельскохоз. назначения должны соблюдаться требования в области охраны о/с, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и др. организмов от негативного воздействия хоз. и иной дея-ти на о/с.
2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохоз. продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей дея-ти должны соблюдать требования в области охраны о/с.
3. Объекты сельскохоз. назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.
Статья 49. Требования в области охраны о/с при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
1. Юр. и ФЛ обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения хим. веществ, используемых в с/х и лесном хозяйстве, требования в области охраны о/с, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хоз. и иной дея-ти и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества о/с, устойчивого функционирования естественных эк. систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.
2. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду
Требования в области охраны о/с при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
Статья 48. Требования в области охраны о/с при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
1. Юр. и ФЛ обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исп. власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для о/си здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.
2. Юр. и ФЗ, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
3. Ввоз в РФ радиоактивных отходов из иностранных гос-в на основании договоров хранения, в том числе в целях захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, за исключением предусмотренных ФЗ и ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" случаев ввоза в РФ радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки или захоронения.
4. Ввоз в РФ из иностранных гос-в облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены гос. Эк. экспертиза и иные гос. экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня эк. безопасности в результате реализации соответствующего проекта.
Ввоз в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров РФ.
Порядок ввоза в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны о/си экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в гос-во происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.
Требования в области охраны о/с от негативного физ. и биологического воздействия.
Требования в области охраны о/с при обращении с отходами производства и потребления.
Статья 51. Требования в области охраны о/с при обращении с отходами производства и потребления
1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых д.б. безопасными для о/с и регулироваться законодательством РФ.
2. Запрещаются:
•сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
•размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на терр-х, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для о/с, естественных эк. систем и здоровья человека;
•захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
•ввоз опасных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания;
•ввоз радиоактивных отходов в РФ в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим ФЗ и ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";
•захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
Правовой статус Министерства природных ресурсов и экологии РФ в сфере охраны о/си природопользования.
Правовой статус утвержден Постановлением Правительства РФ "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" и Указом Президента РФ. «О структуре фед. органов исп. власти».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является фед. органом исп. власти, осуществляющим ф-ии по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
•изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания,
•земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых терр-й и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных терр-й) в земли другой категории,
•в области лесных отношений,
•в области охоты,
•в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях,
•гос. эк. мониторинга (гос. мониторинга о/с), включающего в себя гос. мониторинг радиационной обстановки на терр-ии РФ,
•а также по выработке и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны о/с, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления,
•гос. эк. надзора,
•особо охраняемых природных терр-й
•и гос. эк. экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров РФ по вопросам, относящимся к сфере дея-ти Министерства.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ является фед. органом исп. власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль дея-ти подведомственных ему
•Фед.службы по гидрометеорологии и мониторингу о/с,
•Фед.службы по надзору в сфере природопользования,
•Фед.агентства водных ресурсов,
•Фед.агентства лесного хозяйства
• Фед.агентства по недропользованию.
3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ руководствуется в своей дея-ти Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.
4. Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с др. фед.органами исп. власти, органами исп. власти субъектов РФ, ОМСУ, общ-ми объединениями и иными организациями.
Статья 9. Пользователи недр
Пользователями недр м.б. субъекты предпринимательской дея-ти, в том числе участники простого товарищества, иностранные гр-не, ЮЛ, если иное не установлено ФЗ.
Пользователями недр на участках недр фед.значения, за исключением участков недр фед.значения континентального шельфа РФ и участков недр фед.значения, расположенных на терр-ии РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, м.б. ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством РФ, если Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством РФ юр. лиц с участием иностранных инвесторов.
Пользователями недр на участках недр фед.значения континентального шельфа РФ, а также на участках недр фед.значения, расположенных на терр-ии РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, м.б. ЮЛ, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) РФ в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юр. лиц.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции м.б. ЮЛ и созданные на основе договоров о совместной дея-ти (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса ЮЛ объединения ЮЛ при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если ФЗ установлено, что для осуществления отдельных видов дея-ти, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов дея-ти, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов дея-ти лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов м.б. ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие выданные уполномоченным фед. органом исп. власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты гос. регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.