Юридическая ответственность судей. Виды юридической ответственности.
Статья 83. Основания дисциплинарной ответственности судьи
1. Судью может быть привлечен к дисциплинарной
ответственности в порядке дисциплинарного производства по таким
оснований:
1) существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении
правосудия, связанные, в частности, с отказом в доступе лица к
правосудию по основаниям, не предусмотренным законом, нарушение требований
по распределению и регистрации дел в суде, правил подсудности или
подведомственности, необоснованное применение мер обеспечения иска;
2) непринятие судьей мероприятий по рассмотрению заявления, жалобы или
дела в течение срока, установленного законом;
3) нарушение требований относительно беспристрастного рассмотрения дела,
в частности нарушение правил отвода (самоотвода);
4) систематическое или грубое однократное нарушение правил
судейской этики, подрывает авторитет правосудия;
5) разглашение охраняемой законом, в том
числе тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной
судьи при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;
6) непредставление или несвоевременное представление для обнародования
декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации),
указания в ней заведомо ложных сведений.
2. Отмена или изменение судебного решения не влечет
дисциплинарной ответственности судьи, который принимал участие в его
принятии, кроме случаев, когда нарушение допущено вследствие
умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к
служебных обязанностей.
Статья 84. Дисциплинарное производство в отношении судьи
1. Дисциплинарное производство - это процедура рассмотрения органом,
определенным законом, обращение, в котором содержатся сведения о
нарушение судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или
присяги судьи.
2. Право на обращение с жалобой (заявлением) о поведении
судьи, которая может привести дисциплинарной ответственности
судьи, имеет каждый, кому известны такие факты. Высшая квалификационная
комиссия судей Украины утверждает и размещает на своем официальном
веб-портале образец жалобы (заявления) относительно неподобающего поведения судьи,
который может использоваться для сообщения Высшей квалификационной
комиссии судей Украины сведений о нарушении судьей требований относительно
его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи.
3. Не допускается злоупотребление правом обращения в орган,
уполномоченного осуществлять дисциплинарное производство, в том числе
инициировании вопроса ответственности судьи без достаточных оснований,
использование такого права как средства давления на судью в связи с
осуществлением им правосудия.
4. Дисциплинарное дело в отношении судьи не может быть возбуждено по
заявлением или сообщением, не содержащие сведений о наличии
признаков дисциплинарного проступка судьи, а также по анонимным
заявлениями и сообщениями.
51. Служба дисциплинарных инспекторов.
Статья 99. Служба дисциплинарных инспекторов
1. Дисциплинарные инспекторы по поручению члена Высшего
квалификационной комиссии судей Украины предварительно анализируют заявления
и сообщения о неправомерных действиях судей с целью выявления
оснований для открытия дисциплинарных дел и осуществления
проверок; готовят проекты заключений о наличии оснований для
привлечение судей местных и апелляционных судов к дисциплинарной
ответственности; выполняют другие поручения члена Комиссии в ходе
дисциплинарного производства в соответствии с настоящим Законом.
Институт народных заседателей и присяжных. Порядок формирования, их состав.
Статья 57. Статус народного заседателя
1. Народным заседателем является гражданин Украины, который в
случаях, определенных процессуальным законом, разрешает дела в
составе суда вместе с судьей, обеспечивая согласно Конституции
Украина (254к/96-ВР) непосредственное участие народа в осуществлении
правосудия.
2. Народные заседатели при рассмотрении и решении дел
пользуются полномочиями судьи. Народные заседатели выполняют
обязанности, определенные пунктами 1-5 части четвертой статьи 54
настоящего Закона.