Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии возбуждения уголовного дела
Важными условиями обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел являются прокурорский надзор и ведомственный контроль.
Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан.
В соответствии с Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и УПК прокурор проверяет исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; продлевает срок разрешения заявлений или сообщений, отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела; направляет материалы для производства дополнительной проверки; отменяет постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело; отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекращает уголовное дело, если по нему уже произведены следственные действия.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия, данные в связи с возбуждением уголовного дела, являются для них обязательными.
Контроль за законностью действий следователя при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях осуществляет начальник следственного подразделения, который может поручить следователю произвести проверку, передать заявление от одного следователя к другому, лично рассмотреть первичные материалы и принять по ним решения. Начальник органа дознания организует регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях, проверяет правильность ведения книги учета преступлений, дает указания конкретным исполнителям о проведении проверки, обеспечивает четкую работу дежурной части, своевременный выезд на место происшествия и т.д. Кроме того, он утверждает постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
68. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯПредварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства. Их цель — быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.Предварительное расследование имеет следующие задачи:1) защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства;2) быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;3) всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;4) обнаружение и закрепление доказательств для ''•', последующего их использования в процессе судеб-J^ ного разбирательства;5) обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;6) установление наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением, и принятие мер к обеспечению его возмещения;7) выявление причин и условий, способствовавших <да совершению преступления, и принятие мер по их устранению и др.Стоящие перед предварительным расследованием задачи достигаются посредством быстрого и полного раскрытия преступления, привлечения в качестве обвиняемых только виновных в преступлении, защиты от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека, принятия мер к незамедлительному и полному восстановлению его нарушенных прав. В этих целях органы расследования установленным законом способом собирают, проверяют и оценивают доказательства, устанавливают и изобличают лицо, совершившее преступление, привлекают его в качестве обвиняемого, принимают меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, устанавливают причины и условия, способствующие совершению преступления, и принимают меры по их устранению.Одним из важных условий решения задач, стоящих перед органами расследования, является обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств преступления в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание.Основное различие между ними выражается в двух признаках: во-первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными органами (следствие — следователем, дознание — органом дознания, дознавателем), и, во-вторых, имеются особенности в объеме и сроках процессуальной деятельности по уголовному делу. Во всем остальном обе формы расследования подчиняются общим, единым требованиям уголовно-процессуального законодательства. Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании, и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание. Предварительное следствие проводят следователи органов прокуратуры, КГБ, ОВД, ГКФР.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОЗНАНИЯ
Дознание - одна из форм расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то органами дознания в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся или совершенных преступлений путем сочетания в своей деятельности оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий.
УПЗ предусматривает два вида дознания — дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, опознание, освидетельствование, задержание и допрос, назначение экспертизы. Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим, т.е. кроме перечисленных, орган дознания не вправе производить другие следственные действия по этой категории дел.
В целях обеспечения законности об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. В соответствии с УПК дознание этого вида должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и оперативно розыскные действия только по поручению следователя.
В случае неустановления в 10 дневный срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания продолжает расследование до его установления. Это относится к делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях.
Второй вид дознания — это дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Это дознание состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает предусмотренные УПЗ меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо постановления о прекращении производства по делу.
По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Предварительное следствие - урегулированная УПЗ основная форма расследования преступлений, производимая следователями прокуратуры, органами предварительного следствия Министерства внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.
Деятельность следователей направлена на выявление и пресечение преступлений, изобличение виновных в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению, а также по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в УПК правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
К числу общих условий предварительного расследования относятся предписания УПЗ, определяющие: подследственность уголовных дел; полномочия следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений; сроки предварительного расследования; соединение и выделение дел; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; использование научно-технических средств при расследовании преступлений; протоколирование следственных действий; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; обжалование действий и решений следователя и прокурора.
К общим условиям обычно относят участие переводчика, понятых и специалиста при производстве следственных действий, а также признание потерпевшим и гражданским истцом, участие защитника, взаимодействие следователя и органа дознания и другие.
Общие условия предварительного расследования направлены на соблюдение прав участников уголовного процесса, обеспечение быстроты и объективности предварительного расследования, производство следственных действий в соответствии с нормами УПК, на более эффективное определение органов расследования, компетентных рассматривать конкретное уголовное дело.