Общая характеристика халатности: сущность и разновидности
Объект преступления — установленный порядок деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований, а также надлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей.
Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Неисполнение служебных обязанностей выражается в полном или частичном бездействии при наличии обязанности совершить определенные действия и реальной возможности их исполнения (например, врач не совершает обход больных, а занимается личными делами).
Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей состоит в их несвоевременном или неполном исполнении (например, инспектор ГИБДД, задерживая транспортное средство, составляет протокол его задержания, но не оформляет постановку на спецстоянку).
Обязательным элементом объективной стороны является причинение крупного ущерба, который в соответствии с Примечанием к ст. 293 должен превышать один миллион пятьсот тысяч рублей.
Альтернативным последствием в ч. 1 ст. 293 выступает существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а равно существенное нарушение охраняемых законом интересов общества. Признак существенности является оценочным и подлежит установлению следствием и судом.
Для привлечения к ответственности по ст. 293 необходимо установить причинную связь между действиями (бездействием) виновного и наступившими последствиями. Кроме того, подлежит установлению круг прав и обязанностей должностного лица, источники их правового регулирования. Необходимо также определить, в чем именно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в форме преступного легкомыслия или преступной небрежности.
Преступление совершается вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Таким образом, лицо располагает объективной (зависящей от внешних условий) и субъективной (характеризующей опыт, квалификацию, состояние здоровья виновного и др.) возможностями надлежащего исполнения обязанностей, но не делает этого, поскольку относится к своим обязанностям ненадлежащим образом.
При этом лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в результате своих действий (бездействия), но рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие), или не предвидит возможности наступления последствий, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должно было это предвидеть (преступная небрежность).
Субъект преступления — только должностное лицо.
Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 293) предусматривает наступление тяжких последствий: причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека.
Особо квалифицированный состав халатности (ч. 3 ст. 293) в качестве последствий предусматривает смерть двух или более лиц.
77. Заведомо ложный донос, заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний
Заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Непосредственный объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие интересы законного порядка разрешения уголовных дел. Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в заведомо ложном сообщении в органы, имеющие право возбудить уголовное дело, о якобы совершенном преступлении. Заведомо ложный донос - это недостоверная информация о якобы готовящемся и совершенном преступлении. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента сообщения заведомо ложной информации о готовящемся или совершенном преступлении в правоохранительные органы либо иные органы власти. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы здесь значимы для индивидуализации наказания, но на решение вопроса об ответственности не влияют. Субъект преступления - лицо, достигшее шестнадцати лет. Заведомо ложный донос надо отличать от заведомо ложного показания: он имеет произвольную форму (устную или письменную) и направляется до возбуждения уголовного дела или привлечения к уголовной ответственности соответствующего лица в расчете, что послужит поводом для такого решения. Донос может быть направлен в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного дела (представление обвинения), или в иные органы в расчете на передачу в правоохранительные органы. Рассматриваемая статья предусматривает квалифицирующие обстоятельства: деяние, соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления или с искусственным созданием доказательств обвинения. В последнем случае имеется в виду фальсификация доказательств.
Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ). Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов представляют собой важные средства для доказывания обстоятельств дела и установления истины. Непосредственный объект преступления составляют общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда по осуществлению правосудия. Объективная сторона преступления состоит в том, что названные в ч. 1 ст. 307 УК РФ лица, несмотря на предупреждение их об ответственности за заведомо ложные показания или заключение либо за заведомо неправильный перевод, сообщают органам предварительного расследования или суду несоответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение. Квалифицирующие признаки - если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Субъекты преступления - это свидетель, потерпевший, эксперт и переводчик. Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый не могут быть привлечены к ответственности по ст. 307 УК РФ. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления - месть, корысть, зависть, цель - облегчить положение подозреваемого, обвиняемого, истца, ответчика либо усугубить его.
Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ). Своеобразие данной статьи состоит в следующем: а) не все свидетели или потерпевшие, не имеющие иммунитета, в ст. 51 Конституции РФ могут нести ответственность по ст. 308 УК РФ, но лишь достигшие шестнадцати лет; б) данная статья (как и ст. 307, 309 УК РФ и некоторые другие) защищает законное осуществление правосудия по любым делам, а не только по уголовным; в) помимо лиц, упомянутых в ст. 51 Конституции РФ, не несут ответственности за отказ от дачи показаний также священнослужители (если предмет показаний составляют сведения, полученные на исповеди), адвокаты.
Лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников.
78. Посягательство на жизнь лица, осуществляемого правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ). Отличие от смежных составов
Непосредственным основным объектом преступления являются интересы обеспечения правосудия. Непосредственный дополнительный объект - общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование. Объективная сторона преступления по своим признакам сходна с объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ. Их отличие в том, что если при убийстве объектом преступного посягательства является личность, то объектом этого состава преступления являются как лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, так и нормальная деятельность судебных и соответствующих правоохранительных органов. Таким образом, специфика объективной стороны данного преступления связана с исчерпывающим перечнем специальных потерпевших: а) лица, участвующие в отправлении правосудия, производстве предварительного расследования либо исполнении приговора, решения суда или иного судебного акта; б) защитник, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель; в) близкие этих лиц. Данное преступление характеризуется формальным составом и может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Специфика субъективной стороны рассматриваемого деяния связана с целью воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо осуществлением акта мести за эту деятельность. Соответственно необходимо установление: а) законных процессуальных действий потерпевших; б) конкретных мотивов, без чего невозможно доказать, что умыслом виновного охватывалась одна из этих целей. Цель и мотив преступления определены в самой норме - воспрепятствование законной деятельности перечисленных в ней лиц или месть за такую деятельность - и являются обязательными признаками рассматриваемого преступления. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Если посягательство совершается подростком в возрасте от 14 до 16 лет, его действия квалифицируются по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.
Смежным по отношению к составу посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, является состав посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Общая норма по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. 277, 295 и 317 УК РФ закреплена в ч. 1 ст. 105 УК РФ, поскольку она не содержит никаких специальных требований ни к потерпевшему, ни к признакам субъективной стороны преступления.
Смежными по отношению к ст. 296 УК РФ являются преступления, предусмотренные: ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением вреда здоровью»; ст. 294 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»; ч. 2 - 4 ст. 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу»; ст. 319 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Угроза, предусмотренная ч. 1 ст. 119 УК РФ, является общей нормой по отношению к угрозе, охватываемой диспозицией ст. 294 УК РФ, которая в свою очередь является общей нормой по отношению к ст. 296 УК РФ. Под уголовно-правовой запрет ст. 294 УК РФ подпадают все виды угроз, направленные на воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, за исключением угроз убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества. В отличие от объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК РФ, объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 309 УК РФ, детально конкретизирована и представляет собой принуждение эксперта и специалиста к даче ложного заключения или к уклонению их от дачи показаний, соединенное с угрозой убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества. Налицо частичное дублирование уголовно-правовых запретов в ст. 296 и 309 УК РФ.