Общая характеристика принудительных мер медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера — это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим обшественно опасное деяние или преступление с целью излечения или улучшения их психического состояния, а также предупреждения антиобщественного поведения.
Принудительными указанные меры называются потому, что назначаются лицу независимо от его желания и желания его близких, влекут за собой некоторые ограничения свободы больного, назначаются, изменяются и прекращаются только судом. Следовательно, по своей юридической характеристике они являются мерой государственного принуждения.
Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера установлены уголовным законом, порядок — уголовно-процессуальным, а их исполнение определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.
Эта регламентация носит самый общий характер. Она детализируется в нормативных актах, регулирующих деятельность органов здравоохранения.
Психиатрическая помощь больным, нуждающимся в мерах медицинского характера, оказывается в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другими нормативными правовыми актами.
По существу принудительные меры медицинского характера являются средством защиты от общественно опасных действий невменяемых лиц, лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, путем их излечения. Однако эти меры нельзя считать наказанием. Они не содержат элементов кары; ограничения, применяемые в этих случаях, не имеют своим содержанием страдания и лишения и осуществляются в первую очередь в интересах самого больного. Различен и порядок их назначения: наказание назначается по приговору суда и на определенный срок, а принудительные меры — по определению суда и до выздоровления больного. Последние не выражают отрицательной оценки от имени государства действий душевнобольного, не влекут судимости, не ставят своей задачей восстановление социальной справедливости, исправление лица, поскольку применяются к психически больному лицу.
Принудительные меры медицинского характера могут применяться только в отношении тех лиц, кто по характеру совершенного деяния и своему болезненному состоянию представляет опасность для общества. Общественная опасность невменяемого характеризуется, таким образом, двумя критериями: юридическим и медицинским. Юридический критерий отражает тяжесть совершенного общественно опасного деяния, поведение больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т. д. Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и т. п.
Одного критерия — юридического или медицинского — недостаточно для определения общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать лишь на основе их совокупности. Однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является психическое состояние лица, не только учитываемое на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое на будущее. Применение принудительных мер не допускается, если лицо страдает таким психическим расстройством, которое исключает рецидив общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя или других. И наоборот, если оно в результате временного улучшения состояния в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.
Согласно ст. 97 УК принудительные меры медицинского характера применяются к трем категориям лиц, каждая из которых имеет свои особенности, характеризуется специфическими признаками.
К первой категории относятся лица, совершившие общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, в состоянии невменяемости. В силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Применение к ним принудительных мер медицинского характера обусловлено необходимостью устранения или смягчения причины общественно опасного поведения — психического расстройства.
Вторую категорию составляют лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным либо назначение, либо исполнение наказания. К ним относятся: 1) лица, совершившие преступление во вменяемом состоянии, но до вынесения приговора заболевшие психическим заболеванием; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию такое лицо представляет опасность для общества; 3) лица, у которых психическое расстройство наступило после вынесения приговора, но до его обращения к исполнению; 4) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.
Применение к этим лицам наказания невозможно, так как оно не окажет необходимого карательного воздействия, не сможет достичь поставленных перед ним целей.
Во всех названных выше случаях принудительное лечение возможно при одновременном наличии трех условий: а) совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления; б) психическое расстройство лица, исключающее возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; в) в силу характера деяния и болезненного состояния данное лицо опасно для общества.
В ч. 2 ст. 97 УК указывается, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
Если же суд установит, что лицо хотя и совершило общественно опасное деяние, будучи невменяемым, но по характеру содеянного и психическому состоянию не опасно для окружающих^ лечение должно проводиться в общем порядке. В этом случае необходимые материалы передаются органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 97 УК).
Третью категорию лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, образуют совершившие преступления и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В соответствии со ст. 22 УК они не освобождаются от уголовной ответственности. Психическое расстройство таких лиц учитывается судом при определении наказания и служит основанием для применения принудительных мер медицинского характера.
Таким образом, к лицам, относимым законом к последней категории, принудительные меры медицинского характера применяются наряду с уголовным наказанием.
Уголовное законодательство к целям принудительных мер медицинского характера относит: излечение лиц; улучшение психического состояния больных; предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98).
По смыслу ч. 1 ст. 97 УК назначение принудительных мер медицинского характера является правом, но не обязанностью суда.
Действующий УК по сравнению с предыдущим дает более широкий перечень видов принудительных мер медицинского характера.
Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК). Исполнение этого вида принудительных мер зависит от избранного судом наказания.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается в отношении лица, которое по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК). По своему содержанию данный вид принудительных мер медицинского характера предполагает обязательное диспансерное наблюдение. Оно устанавливается независимо от согласия пациента или его близких. Осмотры могут проводиться на дому, в психоневрологическом диспансере или ином медицинском учреждении, бказывающем психиатрическую помощь амбулаторно. Их частота не регламентирована и зависит от ряда обстоятельств, в частности психического состояния больного, динамики психического расстройства и потребностей пациента в психиатрической помощи.
Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение (например, психотерапию), осуществление социально-реабилитационных мероприятий.
Решая вопрос о назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, суд должен исходить из того, что этот вид принудительных мер медицинского характера применяется в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях для лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет опасности для себя и окружающих.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК). Закон выделяет три их вида: общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением. Различная степень выраженности потенциальной опасности больных берется за основу при назначении им конкретного вида стационара.
В психиатрическом стационаре общего типа проводится лечение лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и наблюдении^ но не требуют интенсивного наблюдения. Состояние больного в этом случае допускает возможность его содержания без специальных мер безопасности, в условиях свободного стационарного режима, присущего современным психиатрическим лечебным учреждениям.
Психиатрический стационар специализированного типа предназначен для лиц, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения. Необходимость подобного наблюдения обусловливается двумя факторами: общественной опасностью больного и его склонностью к совершению повторных и систематических общественно опасных деяний. Постоянное наблюдение, о котором говорится в законе, обеспечивается медицинским персоналом, а также организацией наружной охраны стационара.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для него самого и других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Особо опасным признается больной, страдающий тяжелым психическим расстройством, совершивший общественно опасные деяния, отнесенные УК к категории тяжких или особо тяжких преступлений, а также лицо, систематически совершающее общественно опасные деяния, несмотря на применявшиеся к нему в прошлом меры медицинского характера. Эти больные характеризуются стойкими или часто рецидивирующими болезненными состояниями, агрессивным поведением, бредом преследования, склонностью к злобным и аффективным вспышкам, к повторному совершению общественно опасного деяния.
Поэтому в стационарах с интенсивным наблюдением особое внимание уделяется созданию безопасных условий содержания больных. Здесь функционируют специальные отделы охраны, оснащенные соответствующими средствами контроля и сигнализации. Они осуществляют не только наружную охрану больниц, но и надзор за поведением больных внутри отделений, во время прогулок, культурных мероприятий, занятий трудом.
Назначая принудительное лечение, суд не устанавливает его сроков, так как оно зависит от многих обстоятельств (тяжести и степени заболевания, его течения, методов лечения и т. д.) и должно продолжаться до тех пор, пока больной не перестанет представлять опасность для окружающих. Суд указывает лишь вид принудительной меры. Определение местности и конкретного психиатрического стационара, в котором должно проводиться лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения.
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера также производятся судом (ч. 1 ст. 102 УК). Такое решение им принимается по представлению администрации лечебного заведения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Законом установлена периодичность комиссионного освидетельствования больного. Согласно законодательству о здравоохранении первые полгода данному освидетельствованию он подвергается ежемесячно. В соответствии же с уголовным законом лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев.
Если врачи-психиатры приходят к выводу о необходимости прекращения принудительного лечения или изменения его вида, то заключение комиссии администрацией медицинского учреждения направляется в суд. Только по решению суда больной может быть выписан из стационара или переведен в другой его тип.
Продление или изменение лечения возможны в случае, если отсутствуют основания для прекращения применения такой меры. Следовательно, не только на момент освидетельствования, но и на прогнозируемое будущее сохраняются условия, при которых было назначено принудительное лечение, т. е. состояние больного по-прежнему не исключает опасности для него самого и других лиц.
Первый раз лечение может быть продлено по истечении шести месяцев с момента его начала, в последующем — ежегодно. Основания для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера изложены в ч. 3 ст. 102 УК, хотя они и существенно различаются между собой. Прекращение лечения возможно в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении назначенной меры. Иначе говоря, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 97 УК: возможность причинения иного существенного вреда, опасность для себя или других лиц. Закон при этом не указывает вида принудительных мер; следовательно, речь идет обо всех видах, предусмотренных ст. 99 УК.
Изменение лечения обусловлено тем, что, во-первых, отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, но, во-вторых, возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. Другими словами, в этом случае суд на основании заключения комиссии врачей-психиатров констатирует наличие иного психического состояния больного, чем прежде, т. е. существовавшего до назначения лечения. Оно может выражаться как в его улучшении, так и в ухудшении, в связи с чем необходимо изменение условий его лечения, ухода, содержания и наблюдения.
При прекращении принудительного лечения в психиатрическом стационаре судом могут быть переданы органам здравоохранения необходимые материалы в отношении больного для его дальнейшего лечения или направления в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.
В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчи-тывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК).
Как уже отмечалось, согласно ч. 2 ст. 99 УК принудительные меры медицинского характера могут быть соединены с исполнением наказания в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Принудительное лечение им назначается только в том случае, если судом постановляется обвинительный приговор с назначением наказания. Во всех других случаях, в том числе и при вынесении обвинительного приговора с освобождением лица от наказания, принудительное лечение не может быть применено.
Основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, изложены в ст. 22 УК. К ним относятся неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, в заключении которой также должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему мер принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать свое решение.
В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского характера - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Стало быть, их направление в психиатрические стационары в порядке, предусмотренном ст. 101 УК, исключается.
Такое принудительное лечение зависит от вида наказания. Согласно ст. 18 УИК к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера применяются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний. В отношении же лиц, приговоренных к иным видам наказания, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется в учреждениях органов здравоохранения по месту жительства больного.
При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, его помещение в психиатрический стационар или иное лечебное заведение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК). Из этого следует, что такое лечение не носит характера принудительной меры, а осуществляется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Осужденные к лишению свободы помещаются в подобных случаях в психиатрические стационары, являющиеся видом исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Течение срока наказания при этом не прерывается. Госпитализация лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с арестом, ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также засчитывается в срок отбывания наказания.
Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного не по решению суда, а в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.
Изменение и продление данной принудительной меры судом в отличие от иных мер медицинского характера (ст. 102 УК) кодексом не предусмотрено. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
Конфискация имущества.
Согласно уголовному законодательству к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, могут применяться иные меры уголовно-правового характера. К их числу законодатель отнес принудительные меры медицинского характера и конфискацию имущества, которые назначаются вместо наказания или вместе с ним. Однако надо иметь в виду, что иными мерами уголовно-правового характера также являются принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК) и помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 92 УК).
Конфискация как вид наказания уголовному праву известна исстари. В настоящее время законодатель придал ей иное значение — меры уголовно-правового характера, применяемой наряду с наказанием. Однако сущность конфискации фактически не изменилась, она выражается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства соответствующего имущества.
Конфискации подлежит пять категорий имущества:
а) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений. Конфискация возможна по 51 преступлению, исчерпывающий перечень которых дан в п. «а» ч. 1 ст. 104' УК. К ним, в частности, относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми; использование рабского труда; нарушение авторских и смежных прав; нарушение изобретательских и патентных прав; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; контрабанда; террористический акт; вовлечение в совершение преступления террористического характера или иное содействие их совершению; вовлечение в занятие проституцией; государственная измена; шпионаж и др.
При определении понятия «имущество» следует исходить из положений гражданского законодательства (например, доля в общей собственности, уставном капитале коммерческой организации, ценные бумаги, в том числе находящиеся во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях, доверительном управлении и т. д.);
б) доходы от вышеназванного имущества, за исключением имущества
и доходов, подлежащих возвращению закрнному владельцу;
в) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полу
ченные в результате совершения преступления, и доходы от него были
частично или полностью превращены или преобразованы (например, ак
ции предприятий, производственные компании, недвижимость, в том
числе за рубежом, счета в банках и т. д.);
г) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предна
значенное для финансирования терроризма, организованной группы,
незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества
(преступной организации). В этом случае указанное имущество либо ис
пользовалось, либо предназначалось для обеспечения указанных целей
(снабжение денежными средствами террористических организаций для
вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в терро
ристических актах и т. д.). Понятие организованной группы и преступно
го сообщества дано в ч. 3 и 4 ст. 35 УК, незаконного вооруженного фор
мирования - в ст. 208 УК;
д) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления.
Орудия — это предметы материального мира, приспособления, приме
няемые для усиления физических возможностей лица, совершающего
преступление; оборудование — совокупность механизмов, машин, уст
ройств, приборов, необходимых для совершения преступления. Соглас
но учению об объективной стороне преступления оборудование может
признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства
в смысле комментируемой статьи — предметы и вещества, при помощи
которых совершаются преступления, т. е. понимаются уже, чем признак
объективной стороны преступления, что объясняется целями данной
нормы.
Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления должны принадлежать обвиняемому.
Конфискация орудия преступления предусмотрена также п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК. В этом случае имеются в виду лишь орудия преступления, признанные в установленном законом порядке вещественными доказательствами, тогда как уголовное законодательство такого ограничения не содержит.
Согласно УПК деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (п. 4 ч. 3ст. 81). Отличие данного вида специальной конфискации от конфискации как меры уголовно-правового характера заключается в том, что, во-первых, указанные деньги и ценности признаются вещественными доказательствами; во-вторых, не ограничиваются кругом совершаемых деяний. По уголовному законодательству конфискуемые деньги, ценности И иное имущество: а) не обязательно являются вещественным доказательством; в) должны быть получены в результате совершения преступлений, круг которых, как указывалось, ограничен ст. 104' УК.
В законе определены специальные правила осуществления конфискации, если:
а) имущество, полученное в результате совершения преступления,
и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному
законным путем. В этом случае конфискации подлежит та часть этого
имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества
и доходов;
б) имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. ст. 104' УК, передано осуж
денным другому лицу (организации). В такой ситуации конфискация
возможна, если физическое лицо, должностное лицо или лицо, обладаю
щее управленческими функциями, знало или должно было знать, что иму
щество получено в результате преступных действий.
Статья 1042 УК предусматривает возможность реализации конфискации в ситуации, когда ценности или иное имущество, перечисленное в ст. 104' УК, не могут быть изъяты у виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в производство и т. д. В этом случае производится денежная оценка имущества, подлежащего конфискации, которая и подлежит взысканию с виновного в качестве иной меры уголовно-правового характера.
В соответствии со ст. 1043 УК устанавливается первоочередной характер возмещения ущерба, причиненного владельцу имущества. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы имущество находилось во владении лица на законных основаниях. Законность владения определяется по правилам, установленным в гражданском законодательстве. Во-вторых — чтобы у виновного не было иного имущества, кроме имущества, подлежащего конфискации. В этом случае ущерб возмещается за счет указанного имущества, а оставшаяся его часть затем обращается в собственность государства.