Понятие и условия правомерности обоснованного риска.
Как обстоятельство, исключающее преступность деяния, обоснованный риск — это причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества или государства лицом, которое действует для достижения общественно полезной цели и при этом не выходит за пределы общепринятых мер предосторожности. Сфера действий, сопряженных с риском, по мере усложнения профессиональной деятельности (например, медицинской или требующей использования технических устройств) заметно расширяется. Увеличивается и степень опасности (вредоносности) последствий в результате совершения работниками рискованных действий. Причем вред может быть причинен жизни или здоровью как отдельного человека, так и многих людей, его может составлять не только значительный материальный (имущественный) ущерб, но и экологическое бедствие. В отличие от крайней необходимости, состояние которой порождается внешними (привходящими) факторами, ситуация обоснованного риска формируется самим лицом, осознанно нарушающим установленные требования безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 41 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Обоснованность риска, означающая, что лицо, причинившее вред охраняемым законом интересам, действовало правомерно, имеется при наличии следующих условий: а) общественно полезной направленности (цели) действий; б) вынужденности действий; в) достаточности мер, принятых для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Рискованные действия не могут считаться обоснованными, если цель действий рискующего лица не является общественно полезной, т. е. значимой с точки зрения общественного правосознания. Это означает, что путем отступления от установленных правил поведения (чаще -в профессиональной сфере деятельности), в том числе повлекшего причинение вреда правоохраняемым интересам, лицо, действующее в условиях риска, стремится обеспечить благо отдельного человека или многих людей либо отстоять интересы общества или государства. Если цель, которой руководствуется лицо, носит иной характер (скажем, изначально противоправна, отражает эгоистический интерес рискующего лица), ответственность за причиненный вред наступает на общих основаниях.
В некоторых случаях действия рискующего лица могут состоять в открытом нарушении правового запрета, однако тем не менее признаваться совершенными для достижения общественно полезной цели. Так, работник милиции может пренебречь правовым запретом применять огнестрельное оружие в местах скопления людей, пресекая преступные действия лица, ведущего беспорядочную стрельбу в толпе; медицинский работник, стремясь спасти больного, может нарушить запрет использовать методику экстренной помощи, не прошедшую экспериментальной проверки на людях; пилот самолета может прибегнуть к запрещенному способу посадки самолета во время технических испытаний.
Вынужденность действий рискующего (второе условие правомерности риска) в соответствии с ч. 2 ст. 41 УК означает, что цель обеспечения общественного блага не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием). Это условие заметно сближает обоснованный риск и крайнюю необходимость. Однако существенное отличие между ними заключается в том, что причинение вреда охраняемым законом интересам в ситуации риска всего лишь возможное, но отнюдь не обязательное (как при крайней необходимости) последствие действий лица. Кроме того, отказ от рискованных действий далеко не всегда связан с наступлением общественно опасных последствий, а при крайней необходимости такие последствия должны наступать неизбежно. Наконец, обоснованный риск, как правило, не связан с экстремальной ситуацией, угрожающей чьим-либо законным интересам, которая свойственна состоянию крайней необходимости.
Если лицо осознавало, что преследуемая им общественно полезная цель может быть достигнута действиями, не связанными с риском, однако избрало рискованный способ ее достижения и причинило существенный ущерб'охраняемым уголовным законом интересам, то оно подлежит уголовной ответственности за содеянное на общих основаниях. Допустим, один из участников технологического эксперимента начинает его, не дождавшись помощника, и тем самым явно рискует, заведомо усложнив себе задачу управления ходом эксперимента. Если в результате этих действий будет причинен вред (например, будет разрушена экспериментальная установка), то экспериментатор понесет ответственность за неосторожное уничтожение чужого имущества.
Третьим условием признания риска обоснованным является то, что лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам (ч. 2 ст. 41 УК). Эти меры должны состоять не столько в оформлении права осуществить те или иные рискованные действия (например, получение разрешения на эксперимент), сколько в обеспечении фактической безопасности людей или организаций, которым может быть причинен вред. Таково, в частности, тщательное планирование рискованных действий (эксперимента), предупреждение о грозящей опасности посторонних людей, соответствующая экипировка участников эксперимента (обеспечение их страхующими приспособлениями и защитными средствами). Более того, согласно ст. 41 УК совершение действий, сопряженных с риском, при проведении научно-технических экспериментов должно основываться на профессиональных знаниях и навыках лица, а также соответствовать достижениям научной мысли.
Достаточность мер для предотвращения вреда должно осознавать само рискующее лицо. Следовательно, важна внутренняя, субъективная оценка ситуации, в которой совершаются рискованные действия, в том числе осознание лицом степени вероятности наступления вредных последствий. При этом для предотвращения вреда лицо должно предпринять те меры, которые в данной ситуации зависят именно от него. Вовсе не требуется, чтобы рискующее лицо предприняло все возможные (объективно достаточные) в сложившейся ситуации меры для недопущения вредных последствий рискованных действий: если бы это было так, то всякое понятие риска утратило бы свой смысл1.
Как уже сказано, из достаточности предупредительных мер как условия правомерности действий в ситуации обоснованного риска вытекает, что лицо должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий, их характер и конкретный размер, а также избрать адекватные меры, которые обеспечат предотвращение вреда правоохраняемым интересам или, по крайней мере, позволят максимально уменьшить его.
Если же наступивший вред окажется более значительным, чем предполагаемый, то ответственность наступает на общих основаниях, т. е. за неосторожное причинение вреда при смягчающих обстоятельствах — нарушении условий правомерности обоснованного риска (п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК).
Учитывая, что некоторые виды рискованных действий чреваты наступлением крайне опасных последствий, ч. 3 ст. 41 УК устанавливает: «Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия». Заведомость наступления указанных общественно опасных последствий рискованных действий означает, что лицо реально предвидит их наступление, но все же не отказывается от своего намерения совершить их. В ситуациях, сопряженных с угрозой для жизни многих людей, а равно при угрозе экологической катастрофы (необратимого или крупномасштабного вреда природной среде) либо общественного бедствия (авария на АЭС, эпидемия, эпизоотия и т. п.) риск никогда не может признаваться обоснованным. Поэтому действия лица, пренебрегающего этим положением уголовного закона, по своей сути всегда являются уголовно наказуемыми. Однако основание уголовной ответственности имеется только в случае наступления вредных последствий (не обязательно тех, что указаны в ч. 3 ст. 41 УК).
От обоснованного риска следует отличать действия в состоянии крайней необходимости, когда лицо рискует причинить вред многим людям, однако это единственная возможность спасти их всех (например, необходимость произвести посадку на самолете с невыпущенным шасси или допустить перегрузку теплохода при эвакуации людей из зоны бедствия, где им грозит смерть). В этом случае применяются правила ст. 39 УК.