Понятие и виды объектов преступления. Соотношение с предметом преступления.

На основе анализа уголовного законодательства наукой уголовного права разработаны методологические основы классификации объектов. Они группируются «по вертикали» и «по горизонтали». «По вертикали» объекты принято делить на общий, родовой, видовой и непосредствен­ный. Классификация «по горизонтали» проводится на уровне непосред­ственного объекта. Здесь обычно выделяют три его вида: основной, до­полнительный и факультативный непосредственный объект.

Общим объектом преступления признается вся совокупность общест­венных отношений, взятых под охрану уголовным правом. Эти отноше­ния, как уже указывалось, имеют внутригосударственный или межгосу­дарственный характер. Общий объект един для всех преступлений, так как любое общественно опасное деяние, причиняя вред той или иной группе общественных отношений, входящих в указанную совокупность, тем самым наносит ущерб и всей системе общественных отношений, со­ставляющих предмет уголовно-правовой охраны.

В ст. 2 УК называются наиболее важные общественные отношения, защита которых от преступных посягательств является задачей уголовно­го права. Исчерпывающий их перечень можно установить на основе ана­лиза Особенной части Уголовного кодекса.

Выделение общего объекта обосновано методологически, общее вы­ступает закономерной формой взаимосвязи в составе целого, доступного для непосредственного восприятия. Поэтому общий объект значительно облегчает познание сущности родового, видового и непосредственного объектов. В этом случае проникновение в их суть происходит через уяс­нение присущих им общих свойств и признаков. Иначе говоря, исследо­вание общего объекта преступления позволяет всесторонне и глубоко изучить особенности тех конкретных общественных отношений, кото­рые терпят ущерб от преступлений.

Служебная функция общего объекта охватывает два относительно самостоятельных момента. Первый заключается в том, что все отноше­ния, выступающие родовыми, видовыми инепосредственными объекта­ми, объединяются в единую систему, в которой они находятся в диалек­тической взаимосвязи и взаимозависимости между собой; второй заклю­чается в том, что главным свойством общественных отношений является их принадлежность кчислу важнейших на данном этапе развития обще­ства.

Теория уголовного права использует понятие общего объекта для раскрытия природы и социально-политической сущности преступления. Признание общим объектом совокупности общественных отношений позволяет исследовать их социальную ценность, место и роль в общей системе общественных отношений, проследить изменчивость данной системы и уголовного законодательства, взаимозависимость этих про­цессов. В ходе научного познания общего объекта устанавливаются те важнейшие отношения, которые еще надлежащим образом не защище­ны и нуждаются в дополнительной уголовно-правовой охране, а также отношения, которые в силу ряда причин впредь не требуют защиты уголовно-правовыми мерами. Общий объект позволяет дать материаль­ное определение преступления, общественная опасность которого за­ключается в его способности причинять вред общественным отношени­ям, поставленным под защиту уголовного закона.

Практическое значение общего объекта определяется в первую оче­редь тем, что он позволяет очертить границы действия уголовного зако­на. За пределами круга входящих в него общественных отношений уго­ловный закон не действует. Общий объект дает возможность отграни­чивать преступное от непреступного. Преступными действия будут признаваться лишь тогда, когда они посягают на отношения, включен­ные в общий объект; нарушение же отношений, не поставленных под уголовно-правовую охрану, не образует преступления.

Родовой объект — это группа однотипных (однородных или близких по содержанию) общественных отношений, которые в силу этого охра­няются единым комплексом взаимосвязанных уголовно-правовых норм. Преступления, посягающие на эти отношения, по своей юридической природе также образуют однородную группу. Понятие родового объекта по сравнению с общим объектом является более конкретным, отражаю­щим наиболее типичные особенности тех или иных общественных отно­шений. Их группировка на этом уровне осуществляется на основе объек­тивно существующих критериев, обусловливающих тождественность, однородность или близость по содержанию общественных отношений. В качестве таких критериев выступают различные элементы охраняемого законом общественного отношения: субъекты или предметы отношения, содержание или особенность социальной связи.

Значение родового объекта заключается прежде всего в том, что он позволяет провести классификацию всех уголовно-правовых норм, а со­ответственно, и преступлений, их нарушающих. Это его свойство поло­жено в основу построения Особенной части УК. По родовому объекту в ней выделены разделы, расположенные по социальной значимости ох­раняемых общественных отношений: личность, экономика, обществен­ная безопасность и общественный порядок, государственная власть, во­енная служба, мир и безопасность человечества. Закрепление на законо­дательном уровне подобной иерархии объектов в основном признается обоснованным. Однако высказывается сомнение в правомерности отне­сения на последнее место преступлений против мира и безопасности че­ловечества. В законодательстве некоторых стран (ФРГ, Франция и др.) раздел об этих посягательствах стоит на первом месте, что объясняется их опасностью для человечества в целом.

Как правило, на родовой объект указывает название раздела Особен­ной части. Иногда он формулируется в уголовно-правовой норме. Так, в ст. 331 УК говорится о преступлениях против военной службы как о по­сягательствах на установленный порядок ее прохождения. Следователь­но, установленный порядок прохождения военной службы определен за­конодателем в качестве родового объекта преступлений, объединенных в раздел XI УК («Преступления против военной службы»). В некоторых случаях родовой объект выявляется путем анализа норм, включенных в тот или иной раздел Особенной части УК. Например, анализ раздела VIII УК («Преступления в сфере экономики») позволил теоретически выявить родовой объект охватываемых им деяний как общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование эконо­мики страны как единого народнохозяйственного комплекса.

Родовые объекты различаются между собой не только по содержа­нию, но и по значимости общественных отношений. В связи с этим по объекту определяется характер общественной опасности преступления, т. е. качественная характеристика опасности посягательства. Нарушение социально значимых, важных общественных отношений характеризует преступление как более опасное, и наоборот.

Точное установление родового объекта имеет принципиальное зна­чение в правоприменительной практике. Характеризуя направленность преступных действий, он позволяет правильно квалифицировать престу­пление, разграничивать сходные по иным признакам посягательства ме­жду собой. Например, как в разделе VIII УК, так и в разделе IX УК содер­жатся нормы об ответственности за хищение и вымогательство (ст. 158— 163, 221, 226, 229). Различие между ними можно провести по родовому объекту: в первом случае (если предметом преступления является имуще­ство) им будет нормальное функционирование экономики страны, во втором (если предметом выступают, например, наркотические средства или оружие) — общественная безопасность. Лишение жизни другого че­ловека в качестве преступления также содержится в разных разделах УК. Так, ответственность за убийство предусматривают ст. 105—108 раз­дела VII, ст. 227, 295, 317 раздела X УК. Разграничить их между собой можно по родовым объектам, которыми соответственно являются лич­ность и отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функ­ционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных ин­ститутов и органов.

Видовой объект — часть родового объекта, объединяющая более узкие группы отношений, «отражающих один и тот же интерес участников этих отношений или же выражающих некоторые тесно взаимосвязанные ин­тересы одного и того же объекта»1.

Он соотносится с родовым объектом как часть с целым, или, по-иному, - как вид с родом.

Таким образом, видовой объект объединяет группу общественных отношений одного вида, каждое из которых становится непосредственным объектом при совершении преступления, относящегося к данному виду. В разделах Особенной части по видовому объекту выделены главы. Так, раздел VII УК («Преступления против личности») объединяет не­сколько видовых объектов, соответственно охватывает несколько групп преступлений: против жизни и здоровья; против свободы, чести и досто­инства личности; против половой неприкосновенности и половой свобо­ды личности; против конституционных прав и свобод человека и гражда­нина; против семьи и несовершеннолетних. Разделы XI («Преступления против военной службы») и XII («Преступления против мира и безопас­ности человечества») не содержат глав. Однако это не означает, что включенные в них преступления не имеют видовых объектов. Так, в пре­ступлениях против мира и безопасности человечества можно выделить три видовых объекта: мир и мирное сосуществование государств; регла­ментированные международным правом средства и методы ведения вой­ны; безопасность представителя иностранного государства или междуна­родной организации, пользующегося международной защитой1.

Таким образом, видовой объект дает возможность выделить в пределах одной группы общественных отношений сравнительно небольшие, спе­цифические группы отношений, общие для ряда сходных преступлений.

Дальнейшая конкретизация объекта достигается за счет выделения непосредственного объекта. Под непосредственным объектом понимается конкретное общественное отношение, против которого направлено пре­ступное посягательство, терпящее урон всякий раз при совершении престу­пления данного вида. Преступлением, как правило, нарушается не одно, а несколько общественных отношений. Так, при убийстве не только проис­ходит лишение жизни другого человека, но и может наноситься урон иным общественным отношениям (например, складывающимся между родите лями и детьми, между супругами, отношениям собственности и т. д.). Од­нако они не составляют суть объекта убийства и поэтому не учитываются при его квалификации. Законодатель издает уголовно-правовые нормы, ус­танавливает уголовную ответственность с целью защиты общественного от­ношения, составляющего непосредственный объект.

Специфические особенности каждого преступления определяются прежде всего характером непосредственного объекта этого посягатель­ства. Так, причинение по неосторожности смерти может быть результа­том различных преступлений. Однако если смерть явилась следствием нарушения правил безопасности движения или эксплуатации железно­дорожного, воздушного или водного транспорта, то в этом случае обще­ственное отношение, потерпевшее урон от деяния, будет характеризо­вать преступление, предусмотренное ст. 263 УК, а не какое-либо иное посягательство.

Непосредственный объект составляет часть общего, родового и видо­вого объектов. Поэтому необоснованными являются встречающиеся ут­верждения о том, что в некоторых случаях непосредственный объект сов­падает с родовым. Они не могут совпадать, так же как часть целого не мо­жет совпадать с целым. Однако надо иметь в виду, что все указанные объекты находятся в одной плоскости общественных отношений: непо­средственный объект должен обладать теми же свойствами, что и родовой.

Установление непосредственного объекта преступления имеет важ­ное значение: во-первых, позволяет выяснить характер и степень обще­ственной опасности посягательства; во-вторых, является необходимой предпосылкой правильной квалификации содеянного; в-третьих, спо­собствует отграничению совершенного преступления от смежных дея­ний. Наконец, по непосредственному объекту систематизированы нор­мы в пределах глав Особенной части УК.

Как уже указывалось, в теории уголовного права выделяют три вида непосредственного объекта (классификация «по горизонтали»): основ­ной, дополнительный и факультативный. Необходимость в этом возни­кает тогда, когда одно и то же преступление одновременно нарушает не­сколько общественных отношений. Например, при разбое ущерб причи­няется как собственности, так и здоровью; при посягательстве на жизнь судьи, присяжного заседателя и т. д. - нормальной деятельности суда и жизни лиц, участвующих в отправлении правосудия; при применении насилия в отношении представителя власти — нормальной деятельности органов власти, а также здоровью и телесной неприкосновенности пред­ставителей власти и их родственников и т. д. Таким образом, указанные преступления имеют несколько непосредственных объектов. Один из них является основным. Он входит в состав родового объекта, в большей степени определяет социальную направленность данного преступления, структуру соответствующего состава и его место в системе Особенной части УК. По признакам основного непосредственного объекта нормы включаются в ту или иную главу УК. В связи с этим, например, разбой отнесен к преступлениям против собственности, а не против жизни и здоровья. Основной непосредственный объект характеризует общест­венное отношение, для защиты которого прежде всего и принималась уголовно-правовая норма.

Дополнительным непосредственным объектом выступает обществен­ное отношение, которому наряду с основным объектом причиняется или создается угроза причинения вреда. Он всегда указывается в конкретной уголовно-правовой норме, предусматривающей ответственность за так называемые двухобъектные (многообъектные) преступления, либо ис­пользуется для конструирования квалифицированных составов преступле­ний. Например, превышение должностных полномочий с применением на­силия или с угрозой его применения одновременно посягает на нормаль­ную деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления и здоровье человека. Допол­нительный объект в таких составах преступления является обязательным, его наличие в значительной степени усиливает характер и степень общест­венной опасности посягательства. Однако надо иметь в виду, что он не на­ходится в одной плоскости с родовым объектом. Таким образом, основной и дополнительный объекты выделяют не по важности защищаемых отно­шений, а в зависимости от его принадлежности к родовому объекту.

Факультативным объектом признается общественное отношение, которое, находясь под уголовно-правовой зашитой, терпит урон не во всех случаях совершения преступления данного вида. Например, незаконное освобождение от уголовной ответственности всегда причиняет вред нормальной деятельности органов дознания, следствия и прокура­туры. Вместе с тем данное преступление, нарушая принцип неотврати­мости ответственности, может затронуть и интересы потерпевшего. Та­ким образом, интересы потерпевшего (например, невозможность возме­щения ущерба) будут выступать факультативным объектом.

Факультативный объект не входит в конструкцию состава преступле­ния. Однако это не означает, что он вообще не имеет никакого уголовно-правового значения. Причинение вреда факультативному объекту свиде­тельствует о более высокой общественной опасности совершенного дея­ния и должно учитываться при определении вида и размера наказания.

Под предметом преступления понимают вещи материального мира или интеллектуальные ценности, воздействуя на которые преступник на­рушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Предмет преступления принято называть материальным выражением объекта. Им признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а в некоторых случаях - и оценки. Предмет преступления на­личествует не всегда, а только тогда,- когда посягательство сопряжено с воздействием на материальный предмет внешнего мира или на интел­лектуальную ценность

Предмет преступления нельзя смешивать с объектом посягательства. Прежде всего они различаются по своей сущности; объект преступле­ния — это общественное отношение, предмет — материальная вещь. Кро­ме того, объект терпит урон всегда, предмет — лишь в случаях когда об­щественно опасное деяние выражается в уничтожении или повреждении имущества или других вещей материального мира.

Одна и та же вещь в преступлении может выполнять различную роль: в одном случае быть предметом посягательства, в другом — орудием или средством его совершения.

Наши рекомендации