Категоризация преступлений и ее практическое значение
Законодательная классификация преступлений имеет очень важное значение для решения целого ряда практических вопросов применения уголовного закона.
1. Категория преступления учитывается при установлении опасного (ч. 2 ст. 18 УК) и особо опасного (ч. 3 ст. 18 УК) рецидива.
2. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 30 УК).
3. Преступным сообществом (преступной организацией) может быть признано сплоченное организованное объединение, созданное для совершения именно тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК).
4. При осуждении к лишению свободы вид исправительного учреждения и режим исправительной колонии назначаются мужчинам с учетом категории преступления, за совершение которого назначено наказание (ст. 58 УК).
5. Смертная казнь может назначаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 59 УК), а пожизненное лишение свободы — за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, или за террористический акт (ст. 57 УК).
6. Значение обстоятельства, смягчающего наказание, может иметь совершение впервые вследствие случайного стечения обстоятельств только преступления небольшой тяжести.
7. При назначении наказания по совокупности преступлений в зависимости от их категорий либо допускается (ч. 2 ст. 69 УК), либо исключается (ч. 3 ст. 69 УК) применение принципа поглощения менее строгого наказания более строгим.
8. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим может применяться только к лицам, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести (ст. 75, 76 УК).
9. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК) и давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК) определяются категорией совершенного преступления.
10. Часть наказания, по отбытии которой возможны условно-до
срочное освобождение от отбывания наказания (ч. 3 ст. 79 УК) или заме
на неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания (ч. 2 ст. 80 УК), зависит от категории преступления, за которое осужденный отбывает наказание.
11. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, не применяется к осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (ст. 82 УК).
12. Срок погашения судимости лиц, осужденных к лишению свободы, определяется категорией совершенного преступления (пп. «в», «г» и «д» ч. 3 ст. 86 УК).
13. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности (ст. 90 УК) или от наказания (ст. 92 УК) может применяться только при совершении преступления небольшой или средней тяжести, а освобождение несовершеннолетних от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа — только при совершении преступления средней тяжести или тяжкого преступления.
Действия уголовного закона в пространстве.+ Действие уголовного закона во времени.
Уголовный закон действует, т. е. реализует заложенный в его нормах юридический потенциал в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Поэтому первейшим условием надлежащего уголовно-правового регулирования, реализации задач уголовного законодательства и соблюдения его принципов является точное установление границ действия уголовного закона во времени и в пространстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК «преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Под совершением преступления понимается как оконченное преступление, так и совершение деяний, образующих приготовление к преступлению или покушение на преступление. Действовавшим во время совершения преступления признается уголовный закон, уже вступивший в силу и еще не утративший ее. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, к которым относится и уголовный закон, предусмотрен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 г.). Согласно данному Закону на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления его в силу1.
Закон считается вступившим в силу со следующего дня после истечения 10-дневного срока. Предусмотренный Федеральным законом от 14 июня 1994 г. срок вступления законов в силу по истечении 10 дней неприменим в тех случаях, когда в самом федеральном законе установлен иной порядок введения его в действие. Так, УК, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г., вступил в силу, как об этом было специально оговорено в Федеральном законе от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», с 1 января 1997 г., за исключением положений, для которых данным Законом установлены иные сроки введения в действие. Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 27 декабря 1996 г. и 10 января 2002 г. положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 г., о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста - не позднее 2006 г.2
Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены специальным законом или замены его новым уголовным законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит. Однако в судебно-следственной практике имеют место случаи, когда преступление было совершено еще во время действия старого закона, а расследование и рассмотрение уголовного дела об этом преступлении производятся уже во время действия нового закона. В таких случаях возникает вопрос, по какому закону должно быть квалифицировано преступление: по старому или по новому? Поскольку по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 9 УК, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, преступления, совершенные до вступления в силу нового закона, должны квалифицироваться по старому закону, хотя бы расследование или рассмотрение в суде и производилось уже во время действия нового закона. В этом случае к деянию, которое было совершено до вступления в силу нового закона, применяется уголовный закон времени совершения преступления, хотя он уже не действует, отменен новым законом. Такое действие старого закона называется переживанием старого, отмененного закона.
Применение уголовного закона зависит от правильного определения времени совершения преступления. Согласно ч. 2 ст. 9 УК временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Таким образом, независимо от конструкции состава преступления в уголовном законе (материальный или формальный) временем совершения преступления является время выполнения общественно опасного деяния (действия или бездействия), а потому применению подлежит уголовный закон, действовавший в этот момент. Это правило распространяется также на продолжаемые и длящиеся преступления. К продолжаемым преступлениям применяется уголовный закон, действовавший в момент совершения последнего из намеченных действий, которые в совокупности образуют состав преступления. К длящимся преступлениям применяется уголовный закон, действовавший в момент добровольного прекращения преступления самим виновным либо его пресечения правоохранительными органами.
В теоретической литературе неоднозначно решается вопрос о времени совершения преступления соучастниками — организатором, подстрекателем и пособником. Существует мнение, что для организатора, подстрекателя и пособника момент совершения преступления определяется поведением исполнителя1. Исходя из принципа личной и виновной ответственности можно заключить, что момент совершения преступления для каждого соучастника должен определяться моментом окончания его собственных действий (бездействия). Поэтому если преступление выразилось в организаторской деятельности, подстрекательстве или пособничестве, оно считается совершенным в момент выполнения соответствующих действий (бездействия) каждым соучастником независимо от того, когда совершено преступление исполнителем.
В качестве исключения из основного принципа действия уголовного закона во времени, состоящего в том, что к преступному деянию применяется уголовный закон времени его совершения, ст. 10 УК формулирует правило об обратной силе уголовного закона. «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, — говорится в ч. 1 ст. 10 УК, — имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание, но имеющих судимость». Принцип обратной силы уголовного закона является конституционным, так как вытекает из ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Законом, устраняющим преступность деяния, считается закон, который не признает преступлением деяние, ранее, до его вступления в силу, считавшееся преступным. С момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, уголовные дела о таком деянии, находящиеся в органах предварительного расследования или судах, подлежат прекращению, а лица, осужденные за их совершение, - освобождению от наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК обратную силу имеет и закон, смягчающий наказание. Для правильного его применения важное значение имеет решение вопроса о том, какой закон следует считать более мягким. Прежде всего, уголовный закон признается смягчающим наказание, если он устанавливает более мягкий вид наказания. Уголовный закон признается более мягким, имеющим обратную силу, также в том случае, когда при равных или разных низших пределах санкций высший предел санкции в новом законе ниже, чем в прежнем. В случае одинакового максимума основного наказания более мягким признается закон, устанавливающий меньший минимум наказания. Закон с так называемой альтернативной санкцией признается более мягким, если в отличие от прежнего закона включает в качестве основного более мягкий вид наказания. Если же новый закон хотя и сохранил высший предел основного наказания, установленного прежним законом, но при этом уменьшил его низший предел либо вместо обязательной предусмотрел дополнительную меру наказания в качестве факультативной, он также признается более мягким и, следовательно, имеющим обратную силу.
При оценке строгости или мягкости нового уголовного закона следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности. Это означает, что обратная сила уголовного закона связывается не только с законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание, но и с законом, «иным образом улучшающим положение лица» (ч. 1 ст. 10 УК). Так, новый уголовный закон может внести изменения в перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, основания и условия условно-досрочного освобождения от наказания, условия погашения и снятия судимости и т. п. Если подобного рода изменения сопряжены с улучшением правового положения виновного, новый закон имеет обратную силу как более мягкий.
Обратная сила уголовного закона распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, а также на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УК если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, установленных новым уголовным законом.
Не имеет обратной силы более строгий уголовный закон, о чем сказано в ч. 1 ст. 10 УК: «Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».
Вопрос о пространственных пределах уголовного закона УК решает на основе четырех взаимосвязанных друг с другом принципов: территориального, гражданства, универсального и реального.
Основным принципом действия уголовного закона в пространстве является территориальный принцип, выраженный в ст. 11 УК. Сущность территориального принципа действия уголовного закона в пространстве заключается в том, что все лица, совершившие преступление на территории соответствующего государства, несут ответственность по законам этого государства независимо от того, являются ли они гражданами данного государства иностранными гражданами или лицами без гражданства. Согласно ч. 1 ст. 11 УК «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом. Иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства является лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства1.
К территории РФ относятся: суша, воды (территориальные и внутренние), недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно правовом отношении, подлежат их договорному закреплению2.
Суша представляет собой земельную территорию, находящуюся в пределах Государственной границы РФ.
Водную территорию РФ составляют внутренние воды (воды рек, озер и иных водоемов), внутренние морские воды и территориальные морские воды (территориальное море).
К территориальным водам (территориальному морю) РФ в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»3 относится примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: а) линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах, б) прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берегал в непосредственной близости к нему цепь островов; в) прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; г) прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ; д) система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренними морскими водами РФ являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.
К внутренним морским водам относятся воды: а) портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; б) заливов, бухт, губ и лиманов, берет которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; в) заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ.
В соответствии с Законом РФ от 8 февраля 1995 г. «О недрах»1 недра в границах территории РФ являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами РФ.
Согласно ч. 2 ст. 11 УК действие уголовного закона распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. На основании Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»2 континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального шельфаРФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Исключительная экономическая зона РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»1 устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) РФ.
Юрисдикция РФ распространяется также на запускаемые в космическое пространство объекты (космические корабли, спутники, станции и т. п.), занесенные в регистр, и их экипажи.
В ч. 3 ст. 11 УК закреплено правило о том, что «лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором РФ. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения». Таким образом, территорией РФ признаются: а) невоенные морские или речные суда, приписанные к порту РФ и находящиеся под ее флагом в открытом море; б) воздушные корабли с опознавательными знаками РФ, приписанные к аэропорту на территории РФ и находящиеся вне ее пределов; в) военно-морские корабли, а также военные воздушные суда, находящиеся под флагом или опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, в территориальных водах или в порту иностранного государства.
По смыслу ст. 11 УК лицо несет уголовную ответственность за преступное деяние по закону места совершения преступления. Преступление считается совершенным на территории РФ не только в том случае, когда преступное действие (бездействие) начато и окончено на ее территории, включая и наступление предусмотренных уголовным законом общественно опасных последствий, но и в случае, когда преступное действие (бездействие) выполнено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами.
Во исполнение взятых на себя международно-правовых обязательств Российская Федерация в качестве исключения из принципа территориальности не распространяет свою юрисдикцию в отношении совершивших на ее территории преступления иностранных граждан, обладающих правом дипломатического иммунитета (главы дипломатического представительства и члены дипломатического персонала, советники, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и т. п., члены семей глав дипломатического персонала представительства и некоторые другие). В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права».
Нормы, в которых воплощен территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве, не регулируют вопрос об ответственности граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства за преступления, совершенные ими за пределами РФ. Поэтому в дополнение к территориальному принципу УК закрепляет принцип гражданства,заключающийся в том, что «граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства» (ч. 1 ст. 12 УК).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Для регламентации вопросов действия уголовного закона в пространстве УК наряду с территориальным принципом и принципом гражданства предусматривает еще два принципа: универсальный и реальный. Суть универсального принципадействия уголовного закона в пространстве выражена в ч. 3 ст. 12 УК, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Данная норма позволяет применять российское уголовное законодательство к виновному, который совершает международное преступление или преступление международного характера, борьба с которыми осуществляется на основе международных конвенций. К таким преступлениям УК относит изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), захват заложника (ст. 206) и некоторые другие. Поэтому иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, могут нести уголовную ответственность по российскому уголовному законодательству, если они совершили, например, угон воздушного судна за пределами РФ и не были осуждены в иностранном государстве, но привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.
Реальный принципдействия уголовного закона в пространстве, сформулированный также в ч. 3 ст. 12 УК, состоит в том, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, подлежат уголовной ответственности по УК и в случаях, если совершенное ими за пределами РФ преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, если иностранные граждане илица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.
Исключением из содержащихся в ч. 3 ст. 12 УХ требований универсального и реального принципов действия уголовного закона в пространстве является сформулированная в ч. 2 ст. 13 УК норма, регламентирующая выдачу лиц, совершивших преступление. «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, — гласит ч. 2 ст. 13 УК, - могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 13 УК «граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Запрет на выдачу гражданина РФ, совершившего преступление на территории другого государства, основан на положении ст. 61 Конституции Российской Федерации о том, что гражданин РФ не может быть выдан другому государству. В подобного рода случаях вопрос об уголовной ответственности гражданина РФ решается по правилам ст. 12 УК.