Судебные слушания об экстрадиции
Быть может, кому-то из вас нравится читать долгие и заунывные перипетии судебных слушаний, но, прошу прощения, лично на меня такое чтиво наводит невероятную скуку. Поэтому, данную главу я значительно сокращу, чтобы не вгонять в сон читателей множественными рассказами, что и на каком слушании сказала одна сторона, и что ей ответила другая.
Судебных заседаний по делу подозреваемого ШриенаДевани было множество. Часть из них проходила в Британии, и на всех английских заседаниях рассматривался один вопрос: действительно ли Шриен должен быть выдан полиции ЮАР?
Самым значимым было то, что после рассмотрения множества представленных улик, бОльшая часть фактов, озвученных Золя Тонго, действительно подтверждалась. И деньги Шриен менял на «черном рынке», и перезванивался с таксистом множество раз, и встречался в отеле для передачи 1000 рэндов в конверте. Были найдены и съемки камер, которые показали, что за 24 часа до гибели Анни, Шриен без жены зачем-то встречался несколько раз с Тонго.
Коллаж из кадров съемки видеонаблюдения в гостинице. Видно, как накануне убийства Шриен показывает жене, будто стреляет в нее из обеих рук
Невзирая на то, что в Англии немного свысока смотрели на юарскую полицию, за глаза говоря о ней с точки зрения превосходства, на деле собранные ее специалистами доказательства, были четко выстроены, отлажены и не имели белых пятен. Множество раз адвокаты ШриенаДевани пытались сыграть на некомпетентности полиции ЮАР, выставив ее представителей провинциальными недотепами, но каждый раз неизменно проигрывали. Однако, у защиты существовали серьезные козыри, разбивающие в пух и прах собранные улики. «Козырным тузом» в их колоде являлось отсутствие мотива, которым они били противоположную сторону, будто гарпуном рыбу. Было доказано и то, что Шриен никогда прежде не посещал Южную Африку, а значит вставал резонный вопрос: как он мог отважиться, вот так вот запросто первому встречному таксисту предложить выполнить заказное убийство? Ну, и немаловажным являлось то, что каждой из представленных улик можно было дать двоякое пояснение. Менял деньги? Хотел заказать вертолет, и это может быть правдой. Разговаривал с Тонго? Так ведь готовился дорогостоящий сюрприз для Анни. И так до бесконечности. Ни единое действие или слово ШриенаДевани напрямую не указывали на него, как на заказчика убийства. Здесь можно было лишь развести руками, и воскликнуть «Либо этот человек невиновен, либо он чертовски умен!».
Английский суд тоже колебался, не в силах склониться в пользу одной из сторон. И 10 декабря была предпринята попытка прибегнуть к компромиссу: Девани отпускали под залог в $250 000 при условии, что он сдаст свой паспорт, будет соблюдать комендантский час, никуда не уезжать из города, и каждый вечер отмечаться у дежурного офицера. Тем временем, следствие и защита должны были «рыть землю носом» и, в конце концов, предоставить более весомые оправдательные или обвиняющие улики.
На рождественскую ночь, пятеро друзей Aнни опубликовали открытое письмо в адрес Шриена, где взывали к его совести и просили вернуться в Африку, дабы он не боялся участвовать в справедливом расследовании убийства жены. Но Шриен не смог внять их просьбе, потому как заболел.
Болезнь
20 января уже следующего, 2011 года, ШриенДевани должен был прибыть в суд, но не явился. Оказалось, весь перенесенный им стресс и давление общественности сделали свое дело – ему диагностировали острое стрессовое расстройство и тяжелую степень депрессии.
А спустя месяц, 20 февраля его доставили в Бристольскую Королевскую больницу на скорой помощи – по словам родных, он пострадал от аллергической реакции на одно из снотворных. Но, на последующем судебном заседании адвокат со стороны обвинения, Бен Уотсон, заявил, что имеет информацию из надежных источников о настоящем состоянии здоровья обвиняемого. Якобы, у Шриена не было аллергии на лекарство, он просто принял сразу 46 таблеток сильнодействующего снотворного диазепама, то есть пытался себя убить. По мнению обвинения, подсудимого стоило взять под охрану государства, прежде всего, для его же блага. Но доктора дорогой частной психиатрической клиники PrioryClinic в Лондоне (эта клиника известна тем, что в ней в разные периоды «отлеживалось» множество известных и богатых людей), лечившие индуса, отвергали идею попытки самоубийства, и утверждали, что справятся с состоянием подопечного.
Затем последовали новые судебные препирательства, но и они быстро завершились. Ибо, 9 апреля, Шриен неожиданно вышел из депрессии и наоборот, стал буйствовать, напав на одного из пациентов клиники Priory. Для суда данный факт стал подтверждением, что Девани пора помещать под государственное наблюдение. И 11 апреля окружной суд постановил: «Мистера ШриенаДевани следует перевести в охраняемую государственную больницу CygnetHealthCare».
Экстрадиция
Как вы понимаете, посттравматическое психическое расстройство не освобождало Шриена от уголовной ответственности. И, разумеется, после его водворения в охраняемую государственную клинику, судебные слушания продолжились.
По правде говоря, перечитывая все их заключения, я и сама чуть не рехнулась, но поняла одно - английский суд и сам не мог понять, виновен ли Девани. В ходе процесса сменилось несколько судей, и многие из них выносили противоположные вердикты. Подсудимого то признавали невиновным, то вновь начинали обвинять.
Но, 24 июля 2013 года, главный судья ХовардРиддл вынес окончательное решение удовлетворить просьбу южноафриканских властей и экстрадировать подсудимого в Африку. Затем последовало множество апелляций, которые не принесли результата, и
8 апреля 2014 года Шриен был отправлен в Кейптаун, где его также «приняли» на попечение государственные психиатры больницы Valkenberg.
А спустя 4 месяца,15 августа 2014 года, он был признан психически здоровым и способным предстать перед судом Южной Африки.