Меры процессуально принуждения
Количество часов аудиторной работы: 4 часа.
1. Общая характеристика мер процессуального принуждения, их предназначение и виды. Законодательные требования при их применении.
2. Задержание подозреваемого в совершении преступлений; задачи и условия задержания. Сроки, мотивы, основания и порядок задержания, субъекты задержания. Основания освобождения подозреваемого, порядок содержания подозреваемых под стражей.
3. Иные меры процессуального принуждения; обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание, порядок применения указанных мер принуждения.
4. Порядок продления срока содержания под стражей.
Количество часов на самостоятельную работу студентов: 3 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Общая характеристика мер процессуального принуждения, их предназначение и виды. Законодательные требования при их применении.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-минутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Семинарское занятие №11
Меры процессуального пресечения.
Количество часов аудиторной работы: 4 часа.
1. Понятие, сущность, мер пресечения в уголовном процессе России; основания и условия для их избрания. Обстоятельства учитываемые при их избрании, законодательные гарантии, учитываемые при этом.
2. Порядок избрания, изменения, отмены мер пресечения.
3. Исторический аспект становления, развития мер пресечения в уголовном судопроизводстве России и их преемственность в сегодняшнем уголовном процессе России.
4. Особенности избрания отдельных мер пресечения, сроки их действия:
а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
б) личное поручительство;
в) наблюдение командования воинской части;
г) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым.
д) залог, его сущностные особенности, обстоятельства, учитываемые при определении суммы залога, основания и порядок обращения его доход государства и возврат залогодателю.
е) домашний арест.
5. Заключение под стражу как особая и крайняя мера пресечения; обстоятельства, учитываемые при ее избрании. Правовой механизм избрания данной меры, порядок обжалования. Особенности ее избрания в отношении несовершеннолетних. Обязанности действия следователя, дознавателя при избрании этой меры пресечения. Особенности и механизм продления срока содержания под стражей.
Количество часов на самостоятельную работу студентов: 3 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Исторический аспект становления, развития мер пресечения в уголовном судопроизводстве России и их преемственность в сегодняшнем уголовном процессе России. Понятие, сущность, мер пресечения в уголовном процессе России; основания и условия для их избрания.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, проверка практического решения задач по теме семинара.
Письменное решение задач
Сборник по уголовному процессу / под ред. В.И. Качалова, О.В. Качаловой. – М.: Изд-во «Юркнига», 2005.
Группа 1 - № 4, 17
Группа 2 - № 6, 19
Группа 3 - № 11, 20
Группа 4 - № 14, 21
Рекомендуемые источники.
1. Конституция РФ. 1993 г. /Красноярск, 1995 г./
2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. – 4-е изд. перераб и доп. – М.: «Юрист», 2009. – 872 с.
3. Комментарии к Конституции РФ /Под ред. Л.А. Окунькова. М. Юристъ, 2002/.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.11.2009 г.). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 240 с.
5. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. 6-е издание перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2010, 1210 с.
6. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса РФ. 3-е издание. / под ред. В.М. Лебедева – М.: Юрайт, 2009. 780 с.
7. Уголовный процесс. Учебник для Вузов. 3-е издание. Под ред. А.П. Рыжакова. / М.: Изд-во Норма. 2007.
8. Батюк В. Н. Задержание и заключение под стражу в стадии предварительного расследования: Учеб. пособие. Киев, 1990.
9. Громов Н. А., Полунин С. А. Санкции в уголовно - процессуальном праве России. М., 1998.
10. Даньшина Л. И. Меры пресечения при производстве по уголовному делу: Учеб. пособие. М., 1991.
11. Еникеев 3. Д. Применение мер пресечения по уголовным делам (в стадии предварительного расследования). Уфа, 1998.
12. Жидков В. Г., Ярцев Р. В. Судебный контроль за законностью и обоснованностью ареста: По материалам законодательства и судебной практики: Учебно-практический пособие. Саратов, 1998.
13. Зинатуллин 3. 3. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность. (Вопросы теории и практики). Казань, 1981.
14. Козырев Г. Н. Судебная проверка законности и обоснованности ареста. Н. Новгород, 1994.
15. Михайлов В. А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996.
16. Михайлов В. А. Методологические основы мер пресечения. М., 1997.
17. Михайлов В. А. Процессуальный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве. М., 1995.
18. Михайлов В. А. Уголовно-процессуальные меры пресечения в судопроизводстве Российской Федерации. М., 1997.
19. Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М., 1989.
Семинарское занятие №12
Реабилитация
Количество часов аудиторной работы: 2 часа.
1. Понятие реабилитации; исторический аспект становления, развития института реабилитации в уголовном судопроизводстве России.
2. Виды вреда, подлежащего возмещению; правовые основания и субъекты реабилитации.
3. Порядок возмещения реабилитированному имущественного, морального вреда, составляющие этих видов вреда.
4. Восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного.
5. Порядок и сроки возмещения вреда, причиненного юридическим лицом незаконными действиями (бездействиями) и решениями прокурора, следователя, суда, дознавателя, органа дознания.
Количество часов на самостоятельную работу студентов: 3 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Понятие реабилитации; исторический аспект становления, развития института реабилитации в уголовном судопроизводстве России. Виды вреда, подлежащего возмещению.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов.
Нормативные и литературные источники:
1. Конституция РФ. 1993 г. /Красноярск, 1995 г./
2. Комментарии к Конституции РФ /Под ред. Л.А. Окунькова. М. Юристъ, 2002/.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.11.2009 г.). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 240 с.
4. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. 6-е издание перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2010, 1210 с.
5. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса РФ. 3-е издание. / под ред. В.М. Лебедева – М.: Юрайт, 2009. 780 с.
6. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Под ред. А.П. Рыжакова. / М.: Норма, 2007.
7. Химичева О.В. Реабилитация. / Уголовный процесс. Вып. I. Сборник учебных пособий, 2002.
8. Прокудина Л.А. Возмещение материального ущерба, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов. /М., 1997.
9. Полякова М.Ф. Возмещение имущественного ущерба в случаях реабилитации – одна из гарантий прав личности в советском уголовном процессе. /М. 1996.
10. Азоров В.А., Сапрун С.В. Охрана имущественных интересов личности в сферах оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Монография. /Омск, 2001.
11. Безлепкин Б.Т. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания; предварительного следствия, прокуратуры, суда. Лекция. /М.1985.
12. Сборник постановлений Пленумов Верховного суда РФ по уголовным делам. – 5-е издание. – М.: Изд-во «Проспект», 2008. – 848 с.
Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ