Существуют определенные правила прохождения тестов.
1. Перед началом тестирования убедитесь в том, что вы правильно поняли тестовое задание и сопровождающую его инструкцию (если возникли вопросы, необходимо задать их до момента заполнения теста).
2. Во время проведения группового тестирования необходимо работать самостоятельно, не оказывать друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования, не отвлекаться и не совещаться.
3. При выполнении тестового задания следует аккуратно, четко и разборчиво отвечать на вопросы и записывать ответы.
4. Некоторые тестовые задания предполагают строго фиксированное время, поэтому следует строго соблюдать это правило.
В завершающей части нашего пособия Вам будут предложены ряд тестов из числа тех, которые достаточно часто применяются профессиональными психологами при приеме на работу.
Помимо тестирования при приеме на работу активно используетсяанкетирование.
Анкеты представляют собой специально разработанные опросники и предназначены для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы анкеты относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям.
Анкеты всегда предельно структурированы и стандартизированы. Для того чтобы Вы поняли, что писать в анкетах, ознакомьтесь с основные требований к разработке форм анкет, которых придерживаются кадровые службы и работающие в них практические психологи:
1. Использование ясной и четкой терминологии.
2. Избегание подчеркиваний заголовков, использование более крупный и жирного шрифта.
3. Систематический анализ заполнения анкеты для выявления редко или никогда не заполняемых граф.
4. Обеспечение удобства внесения изменений в анкету и считывания из нее необходимой информации.
5. Размеры анкеты должны позволять внесение в нее дополнительных записей даже размашистым почерком.
6. По возможности анкета должна иметь несколько функций.
7. Достаточные размеры граф (по меньшей мере два интервала).
8. Для экономии времени рекомендуется предоставлять возможность отмечать ответы крестиком, «птичкой», подчеркиванием.
9. Применять бумагу неярких цветов: она меньше отражает свет и не так блестит.
10. Стандартизирование размеров анкет (насколько возможно).
11. Анкета должна быть напечатана точно в соответствии с должностными инструкциями под конкретный вид деятельности.
12. Количество бланков анкет должно быть достаточным на 6 месяцев использования анкет (более не нужно - потребность внесения изменений).
13. Наличие файлов и подборок со всеми образцами анкет, а также краткой инструкции по их заполнению.
Отправным пунктом для эффективной разработки анкеты считается личностная спецификация. Предпочтительнее создать три общие формы, одну – для занятых на рутинном труде и обслуживающего персонала, вторую – для творческих работников, ведущих специалистов и им подобных; третью - для руководителей.
Объем использования перечисленных ранее реквизитов анкеты соответственно будет разный для разных категорий. Вопросы должны быть ясными и логичными, понятными кандидату.
Так, для занятых на рутинном труде и обслуживающего персонала важны скорее опыт и навыки прошлой работы, чем их общеобразовательный уровень выше среднего специального учебного заведения, но специальные курсы будут представлять несомненный интерес.
Анкета для творческих работников, ведущих специалистов и им подобных сотрудников должна давать фирме информацию об образовании (желательно двум – например юридическом, экономическом или специальности делопроизводителя), какое учебное заведение они закончили, она же должна дать информацию о том, насколько он ранее проявлял креативность, знает ли и насколько иностранные языки, способность ли быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации и т.п.
Анкета руководителя должна дать информацию о деталях карьеры: что входило в его работу и сколько людей подчинялось ему, при этом важны возможные нюансы по руководству подчиненными, должно имеет место описание профессионального опыта, знание иностранных языков, деятельность в свободное время.
Для молодых специалистов (стажеров) следует дать в анкете место таким образом, чтобы претендент мог написать выделяющие его среди сверстников достоинства (общественные обязанности в школе, вузе, членство в обществах, работа на каникулах, интересы на досуге).
Необходимо сохранять конфиденциальность анкеты, она предназначена только для руководства.
Количество пунктов анкеты, как правило, не превышает 20, вопросы могут касаться прошлой работы, целей карьеры, жизненных ценностей, успешных и трудных рабочих ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, и способов поведения в этих ситуациях. Вопросы предполагают любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа.
При заполнении анкет следует придерживаться следующих правил:
1) отвечать на вопросы необходимо последовательно, честно (анкета проверяется);
2) записи делать аккуратно, стараться избегать помарок и зачеркиваний;
3) все ответы проверить на наличие орфографических и грамматических ошибок, опечаток;
4) фразы должны быть составлены в позитивном стиле, целесообразно избегать грамматических конструкций с частицей «не».
В настоящее время при приеме на работу распространенными процедурами являются анкетирование и тестирование. Вы должны помнить, что тесты и анкеты - это способ дополнительно проверить Ваши знания, способности, достижения, лучше узнать Ваши личностные качества. Вы должны получить подробные инструкции и разъяснения, что именно необходимо сделать.
При этом у Вас есть право отказаться от тестирования или перенести процедуру на другое время. Анкету также можно заполнять в более удобной обстановке и более подходящее для Вас время, договорившись об этом с работающим с Вами специалистом. Участие в процедурах тестирования и анкетирования дает возможность претенденту на работу получить обратную связь от работодателя, ознакомившись с результатами тестов. Рекомендую Вам не пренебрегать возможностью получить дополнительную информацию о Ваших деловых качествах и личностных особенностях.
В Приложении Вам предлагаются несколько вариантов анкет. Они тождественны тем, которые Вы будете заполнять при Вашем будущем трудоустройстве.