Определенные ограничения существуют для юридических лиц.

Безвозмездная уступка права требования может быть в определенных случаях рассмотрена как дарение, что влечет ничтожность сделки, т.к. дарение между юридическими лицами запрещено.

Согласно п. 9 Информационного письма ВАС № 120 «Соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями».

Согласно п. 10 Информационного письма «Несоответствие размера встречного предоставления объему передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ничтожным соглашения об уступке права (требования), заключенного между коммерческими организациями».

Правовая природа уступки требования в литературе оценивается по-разному:

1.Одни авторы считают, что цессия представляет собой особую сделку абстрактного характера;

2.Другие отождествляют ее с той сделкой, на которую опирается переход права, составляющий предмет цессии, т.е. купля-продажа, дарение и т.д.

(Решение Арбитражного суда Амурской области от 18 марта 2016 г. по делу № А04-409/2016 http://sudact.ru/arbitral/doc/hDwBiuDqai5v/; Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2016 г. по делу № 2-1436/2016 http://sudact.ru/regular/doc/EA0g2pi0wd6T/)

3.1.1. Взаимоотношения сторон при уступке требования

Заключение договора об уступке требования усложняет структуру обязательственных отношений и создает правоотношения между тремя ее участниками: цедентом, цессионарием, который становится новым кредитором, и должником по обязательству.

При этом возникают и требуют решения три группы вопросов:

1) легитимация нового кредитора;

2) определение объема переданных по цессии прав;

3) пределы ответственности цедента и должника по обязательству перед новым кредитором.

1. Должник по общему правилу не вправе возражать против состоявшейся цессии, однако может не исполнять обязательство новому кредитору до представления доказательств перехода требования к данному лицу (его легитимации). В этих целях первоначальный кредитор должен предоставить новому кредитору документы, удостоверяющие переданное право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для реализации требования (п.3 ст. 385 ГК). Согласно п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ уклонение цедента от передачи цессионарию документов, удостоверяющих переданное последнему право (требование), само по себе не свидетельствует о том, что данное право (требование) не перешло к цессионарию. Невыполнение первоначальным кредитором обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 385 ГК РФ, по общему правилу не влияет на возникновение у нового кредитора прав в отношении должника. К новому кредитору права (требования) по общему правилу переходят в момент совершения сделки уступки права (требования). Передача документов, удостоверяющих право и подтверждающих его действительность, производится на основании уже совершенной сделки.

2. Передача прав может быть оформлена сторонами путем составления отдельного документа (например, акта о передаче права), либо воля сторон на передачу права может быть выражена непосредственно в соглашении об уступке права (требования), подписанием которого стороны определили момент перехода права, либо в каких-либо иных действиях сторон данного соглашения, свидетельствующих о выражении воли на передачу этого права.

Эти правила ГК сформулированы применительно к цессии денежных требований и нуждаются в уточнениях:

1.Во-первых, принадлежащее кредитору по независимой гарантии право требования к гаранту не может быть передано третьему лицу, если в гарантии не предусмотрено иное (ст. 372 ГК).

2.Во-вторых, осуществление новым кредитором уступленного ему права может быть связано с выполнением им определенных обязанностей, например, сообщить отгрузочные и платежные реквизиты, предоставить транспорт для перевозки груза, участвовать в приемке товара.

3.Для нового кредитора обязательными будут являться все условия договора, из которого возникло уступаемое требование, в том числе и так называемая арбитражная оговорка – определение сторонами суда, в котором будет рассматриваться потенциально возможный спор.

3. Для определения ответственности цедента, передающего другому лицу свое право, особое значение имеет норма ст. 390 ГК, согласно которой первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случаев, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором.

Согласно п. 2 ст. 390 ГК РФ:При уступке цедентом должны быть соблюдены следующие условия:

1) уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием;

2) цедент правомочен совершать уступку;

3) уступаемое требование ранее не было уступлено цедентом другому лицу;

4) цедент не совершал и не будет совершать никакие действия, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования.

Законом или договором могут быть предусмотрены и иные требования, предъявляемые к уступке.

Согласно п. 3-4 ст. 390 ГК РФ: «3. При нарушении цедентом правил, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, цессионарий вправе потребовать от цедента возврата всего переданного по соглашению об уступке, а также возмещения причиненных убытков.

4. В отношениях между несколькими лицами, которым одно и то же требование передавалось от одного цедента, требование признается перешедшим к лицу, в пользу которого передача была совершена ранее.

В случае исполнения должником другому цессионарию риск последствий такого исполнения несет цедент или цессионарий, которые знали или должны были знать об уступке требования, состоявшейся ранее».

Недействительность переданного новому кредитору требования определяется в соответствии с правилами ГК о недействительности сделок и может вызываться различными основаниями.Бремя доказывания лежит на стороне, которая возбуждает вопрос о такой недействительности. Возможно признание уступленного обязательства недействительным в части (ст. 180 ГК). В случае полной или частичной недействительности уступленного цедентом требования для него должны наступить последствия, предусмотренные ГК в качестве таковых при недействительности сделок.

Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (пункт 3 статьи 146).

При цессии правовое положение должника по обязательству не может быть ухудшено, и он вправе выдвигать против требования нового кредитора все те возражения, которые имел против первоначального кредитора к моменту своего уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК). Если уведомление не последовало, этим моментом должна считаться дата предъявления к нему требования новым кредитором.

Такие возражения могут иметь как процессуальный, так и материальный характер и включать все допускаемые законом средства правовой защиты. В частности, возможно заявление должником просьбы о зачете его требования к первоначальному кредитору (ст. 412 ГК). Должник может также использовать в своих интересах возможные встречные требования к новому кредитору.

Согласно п. 3-4 ст. 388 ГК РФ: «3. Соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.

4. Право на получение неденежного исполнения может быть уступлено без согласия должника, если уступка не делает исполнение его обязательства значительно более обременительным для него.

Соглашением между должником и цедентом может быть запрещена или ограничена уступка права на получение неденежного исполнения».

В законе или договоре могут быть также предусмотрены иные требования к уступаемому праву. При нарушении данных требований цессионарий вправе потребовать от цедента возврата всего переданного по соглашению об уступке, а также возмещения понесенных убытков.

3.2. Уступка требования в силу закона

Случаи уступки требования в силу закона предусматриваются как в ГК, так и в ряде других законодательных актов. Согласно ст. 387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств:

1) в результате универсального правопреемства в правах кредитора;

2) по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом;

3) вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;

4) при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая;

5) в других случаях, предусмотренных законом.

Сингулярный переход прав кредитора к другому лицу имеет место, когда нарушен договор и ввиду этого поручитель должника или залогодатель (не являющийся должником) исполнили свои обязательства перед кредитором. В таких случаях затраты поручителя и залогодателя должны быть компенсированы; поэтому закон ставит их на место кредитора, имеющего право требовать уплаченное ими от должника. При этом объем требований поручителя и залогодателя к должнику может иметь особенности, вытекающие из их отношений с должником, за которого они ручались.

Уступка права требования в силу закона имеет место в ситуации, когда третье лицо, чтобы не утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога и др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, за свой счет удовлетворяет требование кредитора без согласия должника. В этом случае к такому третьему лицу переходят права кредитора по обязательству в соответствии с правилами ГК о цессии (ст. 313 ГК).

Названная в ст. 387 ГК суброгация происходит в рамках отношений страхования и более полно регламентируется в нормах ГК о страховании (ст. 965). К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит - в пределах выплаченной суммы - право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Применительно к морскому страхованию приведенные правила повторены в ст. 281 КТМ.

Особый случай уступки требования в силу закона имеет место в рамках комиссионных отношений, когда комиссионер, действующий от собственного имени и исполнивший поручение комитента, обязан передать полученные им права комитенту (ст. 1000 ГК). Особенность такой уступки состоит в том, что передаваемые права в зависимости от предмета комиссии различны, а комитенту одновременно могут передаваться обязанности, сопутствующие приобретенному для него праву.

К рассматриваемой группе случаев относится перевод прав кредитора на другое лицо по решению суда, когда такой перевод предусмотрен законом.Это часто имеет место при разрешении имущественных споров, связанных с нарушением права на преимущественное заключение договора, которым закон наделяет некоторых участников гражданского оборота.

Такое преимущественное право предоставлено ГК сособственнику при продаже доли в общей собственности (ст. 250), арендатору на продление договора аренды (ст. 621), акционеру и участнику ООО на приобретение акций и паев в соответствующем обществе. При нарушении его преимущественного права заинтересованное лицо может требовать по суду перевода заключенного договора на его имя, а также возмещения причиненных ему убытков.

Перевод долга

Сингулярный перевод долга регламентирован в ГК достаточно кратко.К отношениям сторон должны применяться поэтому общие положения обязательственного права, изложенные в других разделах ГК, и нормы ГК об отдельных обязательствах, если они не противоречат сущности института перевода долга.

Для проведения перевода долга необходимо получить согласие кредитора. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.

Если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга (п.2 ст. 391 ГК РФ).

Статья 392.2 ГК РФ предусматривает возможность перевода долга в силу закона. «1. Долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом.

2. Для перехода долга в силу закона не требуется согласие кредитора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства».

Наши рекомендации