Резюме, и его роль в эффективном
ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
Первая встреча человека, ищущего работу, с работодателем проходит, как правило, заочно, с помощью резюме. Правильно составленное резюме должно отвечать целому ряду требований. В этом случае оно гарантирует успешное трудоустройство и становится очередным этапом карьеры.
Сравнительно недавно слово «резюме» стало обозначать не только выводы, краткое содержание, например доклада или книги, но и самохарактеристику, своеобразное жизнеописание человека. Резюме - первое, что необходимо иметь при поиске работы, это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.
В некоторых случаях можно встретить термин CV (лат. - curriculum vitae – жизнеописание), который представляет собой резюме работников творческих профессий - художников, дизайнеров, ученых, журналистов; в нем представлены результаты труда, в то время как места работы не указываются. Кроме того, обычно художники и дизайнеры представляют портфолио - комплект образцов своей продукции.
Резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника:образованность, продуктивность и неограниченность способностей.
Каждый претендент на замещение вакансии должен составлять свое резюме сам. Резюме, как правило, оформляется в печатном виде, на бумаге хорошего качества, снабжается фотографией.
Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом, как правило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригласить на личную встречу. Если приглашение на собеседование получить не удалось, значит, резюме по каким-то причинам не привлекло внимание.
На основании резюме формируется первое и довольно устойчивое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зависит от стереотипов восприятия людей.
Резюме, с которым работодатель ознакомился до собеседования, позволяет быстро узнать главное о кандидате, сформулировать дополнительные вопросы и не записывать необходимые данные о кандидате, что сокращает время и повышает эффективность собеседования.
По форме резюмеподразделяются нахронологические, функциональные, хронологически-функциональные, целевые и академические.
1) Хронологическое или ретроспективное резюме подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же области и желающим в ней продолжать свою деятельность. Описание трудового опыта и имеющегося образования располагается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы или учебы. Если человек работал только на одном месте, следует разделить трудовой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Годы работы и учебы располагаются на странице слева. Под датами никаких других данных не пишут.
2) Функциональное резюмеприменяется при описании специфического трудового опыта и круга знаний, когда нет необходимости располагать в хронологическом порядке процесс накопления этого опыта. Эта форма резюме приемлема в тех случаях, когда был большой перерыв в работе или есть необходимость сменить профессию.
3) Хронологически-функциональное резюме используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования.
4) Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосредоточивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей.
5) Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий. Это Ваше будущее, но не настоящее.
Специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме:
1. Заголовок - фамилия, имя, отчество кандидата. Располагается обычно вверху страницы по центру. Слово «резюме», «характеристика» и другие названия в заголовке не пишутся.
2. Основные личные данные - дата рождения, адрес, телефон, семейное положение. Обычно располагаются в верхнем левом углу под заголовком и печатаются более мелким (11-12) шрифтом.
3. Цель обращения - на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендует кандидат (2-3 строки, но не более 6).
4. Образование - даты поступления и окончания, наименование учебного заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют цели соискателя, участие в научно-исследовательской работе. Излагается в обратном хронологическом порядке, т.е. начинается с последнего места учебы.
5. Опыт работы - даты приема и увольнения, название организаций, занимаемые должности, выполняемые функции и профессиональные достижения. Это главная часть резюме, однако непропорциональная подробность изложения этих данных нежелательна. Опыт работы обычно излагается в обратном хронологическом порядке.
6. Дополнительная информация - данные о дополнительных знаниях и навыках, имеющих отношение к данной работе, важные факты биографии и личные качества:
а) владение иностранными языками («свободно», «в совершенстве», «читаю и перевожу со словарем»; однако последнее не приветствуется), в настоящее время молодые сотрудники должны владеть английским хотя бы на бытовом уровне – это минимальное требование;
б) владение навыками работы на компьютере (желательно с указанием применяемых компьютерных средств), желательны хотя бы первичные навыки системного администратора или хорошего пользователя;
в) наличие водительских прав и опыта вождения (можете указать вид автомобиля и коробки передач);
г) членство в профессиональных объединениях или партиях (однако данное членство не приветствуется в силовых и в ряде других бюджетных структур России);
д) сведения об общественной деятельности (данная деятельность зачастую не приветствуется);
е) сведения о военной службе и воинских званиях (в первую очередь для мужчин);
ё) серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе или достигнутым успехам;
ж) указание о готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
з) сведения о рекомендациях;
и) личные деловые качества и характеристики, например, «аккуратен», «трудолюбив», «честен», или действительно важные, например, «высоко заинтересован», «предан фирме», «энергичен и целеустремлен», «требователен к себе и другим», «лидерские качества». Этот пункт в разделе «Дополнительная информация» лучше выделить. Например, под названием раздела написать «Личностная характеристика», а справа дать сам текст.
7. Дата составления резюме - датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу. Исходя из этого дата Вашего резюме всегда должна быть свежей.
Не рекомендуется в резюме указывать свой пол, количество членов своей семьи, перечислять их, указывать влиятельных родственников.
Стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям: 1) краткость - отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов; 2) конкретность - отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей прямого отношения к вакансии; 3) целенаправленность - изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность; 4) честность - отсутствие недостоверной информации. Помните, что все можно проверить; 5) активность (используйте активные глаголы, показывающие активность). Например, если у вас есть только начальные знания бухучета, а они необходимы для данной должности, то нужно писать «владею основами бухучета и аудита». Не следует писать «участвовал», «оказывал помощь», т.к. это позволяет думать, что вы стояли в стороне и от случая к случаю оказывали разовые услуги; 6) избирательность (не считайте, что чем больше дано разношерстной информации, тем лучше; отбирайте информацию исходя из цели резюме);
Резюме можно послать в организацию по почте, по факсу, по электронной почте, но часто кандидаты приносят резюме сразу на собеседование и просят с ним ознакомиться до разговора.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется лишь в том случае, если вы претендуете на вакансию в иностранной компании. В российскую фирму или кадровое агентство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из критериев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоставить копию на русском языке. Таким образом, вы сможете одновременно продемонстрировать и знание языка, и уважение к человеку, к которому ваше резюме попадет.
Следует помнить, что удачное резюме поможет вам получить приглашение на интервью, т.е. личную встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Поэтому, ваша цель - добиться, чтобы читающий ваше резюме захотел встретиться с вами лично.
Довольно часто представление резюме сопровождается письмом, особенно в случае, если резюме отправляется по почте, факсу или E-mail.
Основная цель сопроводительного письма - заинтересовать работодателя в прочтении резюме и объяснить, почему кандидат обращается к этому лицу, какую пользу он может принести организации и попросить принять его для собеседования.
Рекомендуется такие письма печатать и сопровождать личной подписью. Письмо следует начинать с приветствия к тому человеку, с которым претендент хотел бы встретиться, от кого может зависеть решение о приеме на работу, или к тому, кто будет фактически руководить новичком на начальном этапе работы. Поэтому необходимо уточнить, на чье имя следует посылать письмо.
В сопроводительном письме можно показать свою осведомленность об организации, ее деятельности и достижениях, удачных проектах. Такую информацию можно найти в деловых разделах местных газет и во многих отраслевых журналах. Если письмо пишется в ответ на объявление в прессе, указывается и эта причина.
В основной части письма обычно дается краткая квалификационная характеристика претендента со ссылкой на прилагаемое к письму резюме, что должно расширить представление работодателя о претенденте и побудить его встретиться с ним.
В заключительной части письма претендент обычно просит о встрече для собеседования, указывает временной отрезок, в котором желательно было бы встретиться, сообщает, что для уточнения он позвонит секретарю.
Письмо завершается стандартной фразой: «Искренне Ваш», «С надеждой на сотрудничество» и т.п., тремя – четырьмя строчками ниже следует подпись, а затем - фамилия, инициалы, адрес и номер телефона автора письма.
Требования к содержанию письма: 1) точность и ясность изложения мыслей, короткие слова, короткие фразы, короткие абзацы; 2) максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть; 3) краткость – лаконичность, отсутствие лишних слов и пустых фраз; 4) грамотность – соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета; 5) корректность – деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.
В настоящее время на некоторых сайтах Интернета можно найти готовые шаблоны резюме, которые достаточно просто заполнить. Однако опытные кадровые работники умеют отличить самостоятельно составленное резюме, над которым автор потрудился, обдумывая и отшлифовывая каждое слово, и резюме, составленное под диктовку.
Некоторые ошибки при составлении резюме:
- несоответствие трудовой биографии, образования, опыта работы претендента объективным требованиям к должности или выставленным работодателем условиям;
- слишком короткое резюме – непонятно, то ли автору нечего сказать о себе, то ли он – «серая мышка», скромность сегодня является недостатком;
- демонстрация частой смены мест работы без объяснения объективных причин данной смены;
- отсутствие указаний на профессиональный рост;
- указание множества различных обучающих курсов и семинаров;
- слишком подробное резюме, содержащее множество ненужной информации и лирических отступлений или проявление неуместного юмора.
Правильно составленное резюме - ваш помощник в поисках достойной работы, поэтому рекомендуется постоянно развивать собственное умение составлять резюме. Однако резюме – это только документ, он не заменит богатство вашей личности, а значит, необходимо научиться эффективной самопрезентации во время собеседования и интервью.
Образец резюме предлагается в таблице 2.
Таблица 2. Образец резюме
АВАЕВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Основные личные данные | Дата и место рождения: 25.03.1987 г., г. Нижний Тагил. Домашний адрес: 622001, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Достоевского, д.33, кВ. 77. Телефон: (моб.) ___, (дом.): 22-22-22. E-mail: [email protected] |
Цель | Получение должности юрисконсульта, менеджера по персоналу |
Образование | 2004-2009 гг. Уральский институт экономики, управления и права (УрИЭУиПр), Нижнетагильский филиал, специальность – гражданско-правовая, квалификация – юрист. |
2002-2004 гг. Нижнетагильский педагогический колледж № 1, специальность – социальная педагогика, диплом с отличием. | |
Опыт работы | 2012-2014 гг. – ООО «Триумф». г. Нижний Тагил. Ведущий юрист 1. Организация и проведение юридического сопровождения деятельности предприятия. 2. Планирование сделок. 3. Судебные споры |
2011-2012 гг. - ООО «Триумф». г. Нижний Тагил. Юрист 1. Договорная работа. 2. Исковое производство. 3. Судебные споры | |
2009-2011 гг. – МУП «Спокойствие». г. Нижний Тагил. Юрисконсульт 1. Консультирование сотрудников предприятия. 2. Договорная работа, исковая. 3. Работа в судах различной юрисдикции. Образование. | |
2008-2009 гг. – Юридическая коллегия № 3 г. Нижний Тагил. Помощник адвоката 1. Работа в судах различной юрисдикции. | |
2006-2008 г.(лето) – Дом отдыха «Чусовая», культорганизатор: организация досуга | |
Профессиональные навыки | Юрист, специалист в области гражданского, трудового и корпоративного права и т.д. |
Дополнительная информация | Имею опыт работы с электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами, электронной почтой, Интернетом, с информационными системами «Гарант», «Консультант плюс», работа с оргтехникой. Английский язык – средний уровень (владею свободно, разговорная практика в период летних каникул в 2006 г, 2007 г.г. в международном молодежном лагере «_____________» Великобритания). Водительское удостоверение категории «В». Личная характеристика: Целеустремленность, коммуникабельность, организованность, ответственность; спокойный уравновешенный характер, умение работать в команде |
Рекомендации | По требованию |
(Личная роспись) 25.03. 2014 г.