Право Древнерусского (Киевского) государства, его основные источники.
Древнейшим источником права было обычное право. Система норм обычного права существовала в устной форме. Некоторые нормы обычного права сохранились в Правде Ярослава - давний части Краткой редакции Русской Правды. Вторым источником права были русско-византийские договоры 911, 944 и 971 гг. Это международно-правовые акты, в которых отражены нормы византийского и древнерусского права. Они регулировали торговые отношения, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии. Здесь зафиксированы нормы уголовного, гражданского права, определены права и привилегии феодалов. В договорах также содержатся нормы, заимствованные из устного обычного права.
Яркой особенностью правовой системы Древнерусского государства были, в частности, санкции в уголовном праве (отсутствие смертной казни, широкое применение денежных взысканий и тому подобное). Зато византийское право характеризовалось более суровыми санкциями, включая смертную казнь и телесные наказания. Именно по этим причинам на территории Киевской Руси была невозможна рецепция византийского уголовного права. Статьи Русской Правды пропитаны гуманизмом, что дает основания определить ее преимущества по сравнению с европейскими "варварскими правдами" того исторического периода.
В формировании права Киевской Руси определенную роль сыграла судебная деятельность князей. Она способствовала, с одной стороны, трансформации старых обычаев в нормы права, а с другой - созданию новых правовых норм (ссылки на судебный прецедент находим в Русской Правде, ст. 2 Пространственной редакции).
В X веке. появляется княжеское законодательство. Особое значение приобретают статуты (уставы) Владимира Великого и Ярослава Мудрого, которые ввели важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. Церковные уставы были призваны установить правовые основы отношений государства и церкви, светской и духовной власти, определить правовой статус духовенства и юрисдикцию церкви.
Устав Владимира Великого появился в 995-996 гг. в виде грамоты, которая признавала право церкви на применение норм церковного законодательства.
Закон русский (или встал русский). Ссылки на этот источник находим в русско-византийских договорах 911 и 944 гг., следовательно, он существовал задолго до появления Русской Правды (правда, неизвестно, в каком виде - устном или письменном). Наиболее характерными признаками этого источника являются:
- постепенный отход от распространенной в дофеодальному и раннефеодальному обществе кровной мести и введение веры (или полувіри) - денежного штрафа в пользу князя и головщина - в пользу потерпевшей стороны;
- начало замены наказания по принципу тал иона материальным возмещением причиненных убытков;
- наличие четко определенных санкций за совершенные преступления.
Образование Польского государства (X–XVII вв.). Общественный и государственный строй Польского государства (X–XVII вв.).
В течение IX века в польских землях возникли крупные племенные союзы, объединившие ряд племенных территорий. Особое значение имели два таких центра: вислицко-краковский в Малой Польше (княжество вислян) и гнезненско-познаньский в Великой Польше (княжество полян). Висляне в конце IX века оказались под властью Великой Моравии, а затем попали в в зависимость от Чехии. Это определило лидирующую роль княжества полян в процессе объединения польских земель.Завершилось формирование раннефеодального польского государства в годы правления Мешко I (960-992 гг.) и его сына Болеслава I Храброго (992-1025) – представителейкняжеской династии Пястов. Усилиями этих князей были присоединены Силезия, Поморье, Малая Польша. В 966г. Польша в качестве государственной религии приняла христианство, а затем в 1000 г. возникла самостоятельное польское архиепископство с центром в Гнезно.Вся подчиненная князю территория рассматривалась как единый княжескийдомен, поделенный на 8 административных округов (земель). Бывшие племенные центры – гроды –стали местом размещения дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками (каштелянами).Сложилась система централизованной государственной эксплуатации (гос. феодализм), когда зависимое население платило дань насодержание князя и его дружины. Постепенно формироваласьфеодальная земельная собственность.Первыми негосуд. феодальнымивотчинами сталивотчины церкви. В середине XII века польское государство распалось на ряд самостоятельных удельных княжеств. Удельная раздробленность сохранялась в Польше сравнительно недолго – до конца XIII века.В удельный период продолжали развиваться феодальные отношения. В XIII в. существенно ускорился рост польских городов: их количество в это время увеличивается с 50 до 250. Как старые, так и новые города переводились на немецкое право, т.е. получали право на самоуправление в основном по образцу германского города Магдебург. По магдебургскому праву город выходил из под власти пана или королевских чиновников и подчинялся власти наследственного войта. Свою власть войт осуществлял совместно с выборными советом – радой во главе с бурмистрами. Горожане выплачивали владельцу города часть пошлин и других доходов, удерживая определенную долю в пользу войта. Взамен горожане имели право свободной торговли и право на создание собственного суда.
38.Социальная структура общества Русского централизованного государства ХIV–ХVI вв. Государственное устройство Русского централизованного государства XIV–XVI вв.Остатки прежних княжеских родов, бояре, «поместчики» постепенно формируют костяк высшего сословия. Основную массу населения в XIV – XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, кот. назывался «крестьяне». Они, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода в другие земли. Основной рабочей силой оставались рабы. Существовали также обельные и кабальные холопы – люди, оказавшиеся в рабской зависимости по т.н. служилой кабале.В конце XVI в начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. По своему соц. положению крестьяне делились на три группы: -владельческие(принадлежали различным светским и церковным феодалам) ;- дворцовые (находились во владении дворцового ведомства московских великих князей) ; -черносошные (позже гос-венные) крестьяне, кот. жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять опред. повинности в пользу государства. Гос. строй России в XIV, XV веках.1.существует уже опыт правления Золотой Орды , появилось понятие царя, то есть все вассалы царя;2.центр управляет окраинами помимо деления князей через наместника монарха;3.появляется термин “самодержавие”.Отношения великого князя и боярской думы. Тогда зародился принцип местничества (то есть определенной должности соответствует человек с определенными заслугами его родителей). Само понятие боярства меняется, теперь это титул тех людей которые приближены к великому князю. Дума приобретает формальный характер; утверждается принцип: царь сказал – бояре приговорили.(то есть уже проглядывают черты абсолютизма).Судебник 1497 года.(“Великокняжеский судебник”) Право в это время еще слабо развито. Раньше, право – уставные грамоты дающиеся наместникам земель. Русская правда перестает действовать. То есть появилась потребность в создании новых законов. Судебник и был призван удовлетворить их. В нем были такие нормы, как “.. судить суд боярам и охотничьим и быть при суде дьякону”. В X IV - XVI вв. посадское население выделяется в отдельный слой. Горожане – черные посадские люди – объединяются в т.н. черную посадскую общину, кот. существовала до XVIII в.
39.Развитие русского феодального права. Источники права. Судебники 1497 и 1550 гг.Образование централизованного государства сопровождалось созданием единой общерусской правовой системы и выдвижением на первый план законодательных актов, исходящих от верховной власти. Основным источником русского права в XV— XVII вв. стало великокняжеское (царское) законодательство в форме грамот и указов. Грамоты определяли порядок деятельности должностных лиц царской администрации и органов местного самоуправления, регулировали сбор податей и пошлин, устанавливали различные привилегии феодалов. Для приведения правовых норм в единую систему создаются общерусские «кодексы» — Судебники 1497 и 1550 гг. Их главная задача заключалась в организации единой судебно-административной системы па всей территории государства. Поэтому особое внимание в Судебниках уделялось процессуальному праву. В Судебниках гарантировались права и привилегии феодалов, а также с цслыо обеспечения интересов феодалов регулировалось правовое положение феодально-зависимого населения — крестьян и холопов. Так, в Судебнике 1497 г. впервые ограничивалось право крестьянина уходить от господина и закреплялось правило Юрьева дня, что положило начало формированию крепостного права. Судебники подтверждали право феодалов иметь в собственности холопов, усложняли процедуру отпуска холопов па волю. Вместе с тем, отношения властей к холопам было двойственным. Государству было не выгодно увеличение их количества, так как в этом случае сокращалось число налогоплательщиков. Поэтому в Судебниках сокращается число юридических фактов, служащих основанием для обращения в холопы.В Судебниках закреплялось право собственности феодалов на вотчины наследуемые земельные владения, определялся особый статус родовых вотчин. Сделки, направленные на отчуждение родовых вотчин, осуществлялись с согласия родственников (право первоочередной покупки). Гарантировалось право родственников на выкуп отчужденной родовой вотчины.В Судебнике 1497 г. впервые в русском законодательстве упоминается новая форма феодального землевладения — поместье. Обязательным условием пользования поместьем была реальная служба государю. Поместья, в отличие от вотчин, не передавались по завещанию