Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация.

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация.

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация.
Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек. Древний Египет – Нил, Междуречье (Вавилон) – Тигр и Евфрат, Древняя Индия – Инд и Ганг, Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ.
то объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ. Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:
1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.
2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. 3) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.
Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы. Наука зарождалась на Древнем Востоке.
Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

Законы Хаммурапи: общая характеристика основных институтов.

Законы Хаммурапи: общая характеристика основных институтов.
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ - основа правовой жизни древневавилонского царства. Кодекс был составлен в Вавилоне примерно в 18 столетии до н.э., он состоит из 282 статей. Написан прозой на аккадском языке (этот язык уже тогда был мертвым, на нем говорили только знать и жрецы). В кодексе нет норм религиозного содержания. Он показывает очень высокое экон. развитие Древнего Вавилона в то время. Это первый правовой документ, где отражено сословно-классовое деление об-ва и охраняется частная собственность. Кодекс отличается очень высокой юрид. техникой. Основные положения направлены на правовое регулирование отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Не затрагиваются вопросы внутриобщинных отношений, отношения общин с царской властью в вопросах создания и использования ирригационных сооружений. Почти все нормы носят материальный характер. Пример - ст. 25-40 - содержат нормы о наделении воинов землей за службу, т.е. институт поместного права. В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи.

Право феодальной Франции.

Право феодальной Франции.
В феодальной Франции как и в других странах того времени первым правом являлось обычное право.
Обязательственное право. В период феодализма связи между отдельными феодальными владениями были слабыми. В связи с этим не получили необходимого развития торговые отношения и договоры. В начале договоры заключались устные. С развитием экономических отношений договоры стали заключаться письменные и утверждаться нотариусами. Особенно широкое развитие получили договоры купли-продажи земли, купли-продажи имущества, договоры дарения, договоры найма.
Семейное право. Брак и семья во Франции в начале регулировался только каноническим (церковным) правом, однако уже в 16-17 веках брак начал рассматриваться не только как религиозные таинства, но и как акт гражданского состояния. Примерно до 16 столетия дети имели право вступать в брак без согласия родителей. В 15-17 вв. было отменено данное положение и было установлено, что дети, вступившие в брак без согласия родителей, не имели право наследования, т.е. такой брак не имел юридических последствий.
Уголовное право. В 11-12 веках уголовное преступление уже перестает быть частным делом, а как нарушение королевского или феодального мира, феодального правопорядка. Короли Франции все чаще начинают вмешиваться в уголовные законодательства.
С 13 века во Франции осужденные получили право обжаловать решение суда. По прежнему высшим судебным и аппиляционным органом оставался Парижский парламент.

Салическая правда.

Салическая правда.
Содержит:
1.Нормы гражданского права давали представление о процессах развития земельного права собственности. Основная часть земли – в распоряжении сельских общин, часть земли у короля и крупные землевладения у высших чинов и его приближённых.
2.Нормы, которые посвящены определению штрафов за разные правонарушения и нормы, посвящённые самому судебному процессу.
3.Слабо освещены обязательственные отношения (неразвиты частная собственность и товарно-денежные отношения). Упоминаются: дарение, мена, заём, наём, ссуда и купля-продажа. При этом право собственности передаётся публично во время передачи вещи от одной стороны к другой.
Наследственное владение имуществом называлось «аллод», а наследование по закону было таковым: движимое имущество умершего получали в таком порядке – дети, мать, сёстры и братья, сёстры матери, а затем сёстры отца и близкие родственники. Недвижимое имущество (земля) не наследовалась женщинами.
Браки заключалив форме покупке невесты, а её похищение наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака являлись такие факторы: несвободное состояние, объявление лица вне закона, другой заключённый законный брак, наличие близкого родства брачующихся и др. Определения расторжения брака Правда не давала. Также, жених обязан был внести брачный дар, который после его смерти передавался его детям.

10. Возникновение государства у салических франков (правление династии Меровингов). Эволюция государственности у салических франков (правление династии Каролингов).

Возникновение государства у салических франков (правление династии Меровингов). Эволюция государственности у салических франков (правление династии Каролингов).
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов. Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. - период монархии Меровингов 2) VIII в. – первая половина IX в. период монархии Каролингов.
В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью
Важные изменения происходили и в среде крестьянства.
Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу.
Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.
В первой половине VIII в. майордом из рода Каролингов – Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание – бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Государственный и общественный строй Англии после нормандского завоевания. Реформы Генриха II Плантагенета и их правовое закрепление.

Государственный и общественный строй Англии после нормандского завоевания. Реформы Генриха II Плантагенета и их правовое закрепление.
Завоевание (Вильегльмом Завоевателем в 1066 г) ускорило закрепощение крестьянства, т. е. способствовало быстрейшему завершению процесса феодализации, начавшегося в предшествовавший нормандскому завоеванию период. Каждый лорд получил право иметь судебную курию для всех своих держателей, что дало ему дополнительные возможности подчинять население поместий. Новые лорды и бароны начали активно хозяйничать: восстанавливать разрушенные усадьбы, осушать болота, строить мельницы, основывать рынки и города. В результате завоевания установилась вполне законченная по форме феодальная система земельных держаний и вассальных связей.Король здесь — верховный собственник всей земли в королевстве, ему непосредственно приносят присягу все держатели, бароны не имеют права строить замки, получают землю в разных графствах, что исключает возможность их политического усиления, бароны не имеют государственной власти над держателями, не обладают верховной юрисдикцией, правом ведения частных войн. В результате - монархия, настолько сильная, что уже можно говорить об определенном единстве Англии. Этому способствовало и то, что королевскую власть поддерживали мелкие и средние феодалы, церковь, купечество и сохранившееся в некоторых районах свободное крестьянство. Сыграло роль и наличие у Вильгельма значительных доходов от его доменов в Нормандии. Вильгельм проводил весьма целенаправленную политику в отношении церкви: с одной стороны, она получила большие земельные пожалования и ряд привилегий (создание церковных судов), с другой — все претензии папы на верховенство были отвергнуты.
Реформы Генриха II
1. Судебная: а) церковная (английская церковь имела свой особый кодекс права. Клирики-преступники приговаривались в церковных судах лишь к самым мягким наказаниям) б) перемены в организации судопроизводства (ввод обвинительных присяжных каждой сотне (12 человек) и в каждой деревне (4 человека). Эти люди должны были под присягой называть шерифу и судьям подозрительных лиц (потенциальных разбойников, убийц, грабителей, укрывателей краденого и мятежников)) в) с 1176 г. расширяется компетенция разъездных королевских судей, вводится единая для всей страны уголовная юрисдикция (с применением ордалии). Разъездные судьи надзирают и за местной администрацией. г) вводился новый порядок рассмотрения гражданских исков о собственности на землю и о владении землей (покупка приказа на землю)
2.Военная реформа: В 1181 г. была принята «Ассиза (закон) о вооружении», по которой все свободное население обязано было обзавестись оружием сообразно своим средствам. Был возрожден англосаксонский фирд. В то же время обязательная военная служба за фьеф (40 дней в году в пределах королевства) была заменена денежными платежами, которые именовались «щитовыми деньгами».
В 1184 г. была принята «Лесная ассиза», по которой все леса Англии были объявлены собственностью короля и подлежали его бесконтрольной и неограниченной юрисдикции (вне действия общего права).

Образование Болгарского государства (VIII–XIV вв.). Общественный и государственный строй Болгарского государства VIII–XIV вв.

Становление болгарской государственности берет свое начало с VI в., когда славянские племена начали колонизацию Балкан. Далее, в VII в., они образуют в Мезии (нынешняя Болгария) союз, известный под названием «Семь славянских племен». В 70-х гг. того же столетия в район, занимаемый союзом Семи славянских племен, вторглась протоболгарская кочевая орда, возглавленная ханом Аспарухом. Они находились на стадии военной демократии, т. е. переживали период разложения родовых отношений. Под влиянием военной опасности, исходившей как от Византии, так и от авар, славянская знать, возглавляющая союз Семи славянских племен, должна была заручиться поддержкой кочевых племен протоболгар. Возникший союз стал надежной защитой против агрессивной Византии. По уровню экономич. и культурного развития славяне стояли выше булгар, они превосходили их в численном отношении, и потому не славяне, а булгары растворились в чужом народе, ассимилировались с ним, хотя и передали стране и ее народу свое родовое название. Поэтому VII в. ознаменован появлением Первого болгарского царства.В IX–X вв . в Болгарии господствует феодальный строй. В данный период времени существует два основных класса:1) господствующий – болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство;2) эксплуатируемый – в основном зависимое крестьянство. Оно состояло из трех групп – баштинников , сохранивших свой отцовский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собственностью; париков – крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства; отроков – рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.В Болгарии государственная власть была представлена князем и его администрацией в центре и на местах – воеводствах и жупах. Болгарский царь держит в своих руках: 1) законодательство;2) верховный суд;3) командование.В начале XI в. Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет.В конце XII в. Болгария возвращает себе независимость. Она занимает значительную территорию, расширяемую за счет удачных завоеваний.

Образование Русского централизованного государства.

Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»). При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.

Образование Польского государства (X–XVII вв.). Общественный и государственный строй Польского государства (X–XVII вв.).

В течение IX века в польских землях возникли крупные племенные союзы, объединившие ряд племенных территорий. Особое значение имели два таких центра: вислицко-краковский в Малой Польше (княжество вислян) и гнезненско-познаньский в Великой Польше (княжество полян). Висляне в конце IX века оказались под властью Великой Моравии, а затем попали в в зависимость от Чехии. Это определило лидирующую роль княжества полян в процессе объединения польских земель.Завершилось формирование раннефеодального польского государства в годы правления Мешко I (960-992 гг.) и его сына Болеслава I Храброго (992-1025) – представителейкняжеской династии Пястов. Усилиями этих князей были присоединены Силезия, Поморье, Малая Польша. В 966г. Польша в качестве государственной религии приняла христианство, а затем в 1000 г. возникла самостоятельное польское архиепископство с центром в Гнезно.Вся подчиненная князю территория рассматривалась как единый княжескийдомен, поделенный на 8 административных округов (земель). Бывшие племенные центры – гроды –стали местом размещения дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками (каштелянами).Сложилась система централизованной государственной эксплуатации (гос. феодализм), когда зависимое население платило дань насодержание князя и его дружины. Постепенно формироваласьфеодальная земельная собственность.Первыми негосуд. феодальнымивотчинами сталивотчины церкви. В середине XII века польское государство распалось на ряд самостоятельных удельных княжеств. Удельная раздробленность сохранялась в Польше сравнительно недолго – до конца XIII века.В удельный период продолжали развиваться феодальные отношения. В XIII в. существенно ускорился рост польских городов: их количество в это время увеличивается с 50 до 250. Как старые, так и новые города переводились на немецкое право, т.е. получали право на самоуправление в основном по образцу германского города Магдебург. По магдебургскому праву город выходил из под власти пана или королевских чиновников и подчинялся власти наследственного войта. Свою власть войт осуществлял совместно с выборными советом – радой во главе с бурмистрами. Горожане выплачивали владельцу города часть пошлин и других доходов, удерживая определенную долю в пользу войта. Взамен горожане имели право свободной торговли и право на создание собственного суда.

38.Социальная структура общества Русского централизованного государства ХIV–ХVI вв. Государственное устройство Русского централизованного государства XIV–XVI вв.Остатки прежних княжеских родов, бояре, «поместчики» постепенно формируют костяк высшего сословия. Основную массу населения в XIV – XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, кот. назывался «крестьяне». Они, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода в другие земли. Основной рабочей силой оставались рабы. Существовали также обельные и кабальные холопы – люди, оказавшиеся в рабской зависимости по т.н. служилой кабале.В конце XVI в начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. По своему соц. положению крестьяне делились на три группы: -владельческие(принадлежали различным светским и церковным феодалам) ;- дворцовые (находились во владении дворцового ведомства московских великих князей) ; -черносошные (позже гос-венные) крестьяне, кот. жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять опред. повинности в пользу государства. Гос. строй России в XIV, XV веках.1.существует уже опыт правления Золотой Орды , появилось понятие царя, то есть все вассалы царя;2.центр управляет окраинами помимо деления князей через наместника монарха;3.появляется термин “самодержавие”.Отношения великого князя и боярской думы. Тогда зародился принцип местничества (то есть определенной должности соответствует человек с определенными заслугами его родителей). Само понятие боярства меняется, теперь это титул тех людей которые приближены к великому князю. Дума приобретает формальный характер; утверждается принцип: царь сказал – бояре приговорили.(то есть уже проглядывают черты абсолютизма).Судебник 1497 года.(“Великокняжеский судебник”) Право в это время еще слабо развито. Раньше, право – уставные грамоты дающиеся наместникам земель. Русская правда перестает действовать. То есть появилась потребность в создании новых законов. Судебник и был призван удовлетворить их. В нем были такие нормы, как “.. судить суд боярам и охотничьим и быть при суде дьякону”. В X IV - XVI вв. посадское население выделяется в отдельный слой. Горожане – черные посадские люди – объединяются в т.н. черную посадскую общину, кот. существовала до XVIII в.

39.Развитие русского феодального права. Источники права. Судебники 1497 и 1550 гг.Образование централизованного государства сопровождалось созданием единой общерусской правовой системы и выдвижением на первый план законодательных актов, исходящих от верховной власти. Основным источником русского права в XV— XVII вв. стало великокняжеское (царское) законодательство в форме грамот и указов. Грамоты определяли порядок деятельности должностных лиц царской администрации и органов местного самоуправления, регулировали сбор податей и пошлин, устанавливали различные привилегии феодалов. Для приведения правовых норм в единую систему создаются общерусские «кодексы» — Судебники 1497 и 1550 гг. Их главная задача заключалась в организации единой судебно-административной системы па всей территории государства. Поэтому особое внимание в Судебниках уделялось процессуальному праву. В Судебниках гарантировались права и привилегии феодалов, а также с цслыо обеспечения интересов феодалов регулировалось правовое положение феодально-зависимого населения — крестьян и холопов. Так, в Судебнике 1497 г. впервые ограничивалось право крестьянина уходить от господина и закреплялось правило Юрьева дня, что положило начало формированию крепостного права. Судебники подтверждали право феодалов иметь в собственности холопов, усложняли процедуру отпуска холопов па волю. Вместе с тем, отношения властей к холопам было двойственным. Государству было не выгодно увеличение их количества, так как в этом случае сокращалось число налогоплательщиков. Поэтому в Судебниках сокращается число юридических фактов, служащих основанием для обращения в холопы.В Судебниках закреплялось право собственности феодалов на вотчины наследуемые земельные владения, определялся особый статус родовых вотчин. Сделки, направленные на отчуждение родовых вотчин, осуществлялись с согласия родственников (право первоочередной покупки). Гарантировалось право родственников на выкуп отчужденной родовой вотчины.В Судебнике 1497 г. впервые в русском законодательстве упоминается новая форма феодального землевладения — поместье. Обязательным условием пользования поместьем была реальная служба государю. Поместья, в отличие от вотчин, не передавались по завещанию

Эволюция государственного строя Англии в XVIII–XIX вв. Парламент. Кабинет министров и премьер-министр. Избирательное право в Англии в XIX в. Акты о народном представительстве 1832, 1867, 1884-1885 гг.

В истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода: Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма; 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма; 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.
Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политикоправовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:
-демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
обуржуазивание парламента и государственного аппарата; возвышение исполнительной власти.
Англия в период развития промышленного капитализма. В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии.
На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений.
Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии:вигов и тори.
Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. В течение XVIII в. сложилось законченное государственное единство Великобритании. В 1707 г. был заключен политический и государственный союз с Шотландией. Шотландия признавала подчиненность единой британской короне, парламент считался общим для двух королевств (в Палату общин принимались 44 шотландских депутата, в Палату лордов – только 16 из более чем 150 шотландских лордов). Устанавливались единство мер и весов и общность финансово-монетной системы. Шотландия сохраняла собственную пресвитерианскую церковь, свои законы в сфере гражданского права и имущественных отношений, традиционные суды и систему самоуправления. После разгрома в 1742 г. мятежа сторонников династии изгнанного короля Якова II (якобитов) сепаратизм Шотландии остался только в идейно-политических настроениях населения. В 1800 г. аналогичный по политическому смыслу государственный союз был заключен с Ирландией, до того сохранявшей государственную автономию. В парламент включались 100 ирландских депутатов в Палату общин и 32 – в Палату лордов. Устанавливалось полное единство ирландской и англиканской церкви, просуществовавшее, однако, недолго – только до 1857 г. Значительный экономический отрыв Ирландии от Британии, обособленность ирландской католической церкви подтолкнули позднее (во второй половине XIX в.) страну к борьбе за государственно-политическое самоопределение под лозунгом восстановления автономии и самоуправления (гомруля).

53.Конституционное законодательство Консульства и Империи Наполеона Бонапарта. Эволюция государственного строя ФранцииУже в декабре 1799 года была принята новая конституция Франции. Формально Франция оставалась республикой с весьма сложной разветвленной структурой власти. Исполнительная власть, права и полномочия которой были значительно расширены, вручалась трем консулам. Первый консул – а им стал Наполеон Бонапарт – избирался на 10 лет. Он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту исполнительной власти. Второй и третий консулы обладали правом совещательного голоса. Консулы на первый раз были поименно определены в тексте конституции.Все мужчины, достигшие 21 года, пользовались избирательным правом, но выбирали не депутатов, а кандидатов в депутаты.Наполеон Бонапарт (1769 -1821) – выдающийся государственный и военный деятель того времени, когда буржуазия была еще молодым, восходящим классом и стремилась закрепить свои завоевания. Это был человек, обладавший непреклонной волей и незаурядным умом.Усилению власти Наполеона Бонапарта способствовали беспрерывные, успешные для Франции войны. В 1802 году день рождения Наполеона был объявлен национальным праздником, с 1803 года на монетах появилось его изображение.Процедура прохождения законопроектов была чрезвычайно сложной и имела несколько стадий: Правительство (прежде всего первый консул, т. к. второй и третий обладали лишь совещательными полномочиями) выступало с законодательной инициативой.
-Государственный совет составлял и редактировал тексты законопроектов. Трибунат обсуждал их с правом утверждения или отмены.
-Законодательный корпус принимал или отвергал проекты
законов без прений путем тайного голосования.

Источники гражданского права в странах общего права (Великобритания, США) в Новое и Новейшее время.

Поскольку Великобритания относится к странам общего права, причем кодификация до настоящего времени не про-изведена - ее заменяет консолидация, - то иерархию нормативных актов в сфере гражданского права возглавляют консолидированные статуты. Из наиболее известных можно выделить Закон о собственности 1925 г., Закон о продаже товаров 1980 г., Закон о компаниях 1985

Прецеденты (судебная практика) в английском граж-данском праве регулируют в настоящее время преимущест-венно сферу договорных и деликтных обязательств.

Делегированное законодательство (приказы короны в совете, приказы и постановления министров и др.) также выполняет роль источника гражданского права.

Обычай в гражданском праве Великобритании применя-ется в новой форме - как торговое обыкновение. Именно торговым обыкновением урегулированы в настоящее время реквизиты письменных сделок.

Основные тенденции развития английского гражданского права в новейшее время:

- ограничение прав отдельных собственников в пользу государства и крупных компаний.

- социализация собственности. Когда после Второй ми-ровой войны лейбористское правительство столкнулось с тем, что доля государственной собственности в совокупной промышленной продукции страны составила не более 20%, то оно осуществило национализацию ряда убыточных пред-приятий. Национализация проводилась на основе социаль-ного компромисса: собственникам предприятий выпла-чивалась крупная компенсация, позволившая им сделать капиталовложения в более оснащенные и прибыльные от-расли британской экономики;

- внедрение в архаичную доктрину английского обяза-тельственного права современных общепризнанных принципов договорных обязательств - свободы воли сторон, их равенства, незыблемости исполнения обяза-тельств.

Гражданско-правовая отрасль в Соединенных Штатах Америки.

На уровне федерации в настоящее время действует ЕТК (Единообразный торговый кодекс) 1952 г., про-званный «кодексом банкиров» и считающийся не вполне удачным кодифицированным гражданско-правовым ак-том.

Во многих штатах к XX в. были приняты локальные гражданские кодексы, не всегда оригинальные, - к примеру, ГК штата Луизиана, принятый еще в 1825 г., являлся копией ГК Наполеона 1804 г. Во второй половине XX в. рекомендовано всем штатам принять за основу положения ЕТК.

Прецедент играет в гражданском праве США, особен-но в договорных обязательствах, роль одного из ведущих источников права как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

Делегированное законодательство, а также обы-чай в его современной форме «торгового обыкновения» - основные источники гражданского права США.

Конституция СССР 1977г.

Конституция СССР 1977 кратко – это нормативно-правовой документ, имеющий наибольшую юридическую силу в государстве, и действовавший с 7-го октября 1977 года вплоть до развала Союза в 1991 году. Первая редакция этого документа практически не изменила действующий строй в государстве. Но трудовые коллективы вошли в число общественных организаций, дозволенных государством, вместе с теми, которые создавались коммунистической партией.

Советы депутатов трудящихся сменили название, став советами народных депутатов. Также в шестой статье документа закреплялась власть коммунистической партии.
Новый документ высшего уровня начали разрабатывать еще в 1962 г., согласно решению Верховного Совета, Хрущев возглавил комиссию, задачей которой была разработка нового проекта Конституции. Позднее идея подверглась новому обсуждению, и было решено создать еще девять дополнительных комиссий для упрощения процесса. Летом 1964 года документ был разработан, проект был дополнен подробными пояснениями. В новом документе содержалось 276 статей, однако тогда он принят не был и был отправлен на доработку.

В 1964 г. Брежнев заменил Хрущева, однако это не ускорило разработку документа. Лишь 7 октября 1977 г. документ прибыл. В преамбуле Конституции авторы оценили достижения советского народа за шестьдесят лет после завершения Октябрьской Революции. Сложившееся общество они оценили как социалистическое, прошедшее через необходимые этапы развития. Авторы назвали это одним из обязательных этапов на продвижении к построению коммунизма. При этом в документе указывается, что Конституция строится на тех же принципах, что и прочие подобные документы.

В первом разделе устанавливались базовые принципы социалистического государственного строя, а также ключевые признаки социалистического общества. Конституция объявляла СССР общенародным социалистическим государством, созданным для выражения воли и представления интересов трудящихся, представителей интеллигенции и выходцев из наций, представленных в государстве. Предоставив гражданам право создавать общественные организации, не контролируемые коммунистической партией, документ не давал возможности создания альтернативной политической силы. Соответствующую поправку приняли в 1990 году. С развалом Союза документ потерял свою юридическую силу

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация.

Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация.
Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек. Древний Египет – Нил, Междуречье (Вавилон) – Тигр и Евфрат, Древняя Индия – Инд и Ганг, Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ.
то объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ. Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:
1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.
2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. 3) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.
Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знани

Наши рекомендации