Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ).
Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые транспортные средства, за исключением тех, которые подпадают под понятие судов воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
Объективная сторона характеризуется действиями, нарушающим право владения и пользования транспортными средствами, принадлежащими собственнику или иному владельцу этих средств. Неправомерное завладение транспортными средствами означает захват чужого автомобиля или иного транспортного средства и обращение его во временное фактическое обладание виновного помимо воли и согласия владельца. Захват т/с м/б совершен тайно, открыто с применением насилия или использованием различных обманных действий. Поскольку для характеристики объективной стороны рассматриваемого преступления употреблен термин «угон», то неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством помимо захвата предполагает последующее перемещение их по избранному виновным маршрутом.
Обязательным признаком завладения является неправомерный характер действий виновного, который не имеет каких-либо прав или разрешения на использование чужого автомобиля или иного транспортного средства. Отсутствует признак неправомерного завладения в действиях членов семьи или близких родственников владельца, самовольно использовавших т/с, поскольку они исходят из действительного или предполагаемого прав на пользование т/с. Не квалифицируется как неправомерное завладение самовольное использование водителем закрепленного за ним т/с для поездки на нем в личных целях, поскольку такое транспортное средство не является для него «чужим». Не может квалифицироваться по статье 166 и самовольное использование транспортных средств лицом, которое использовало их в своей должности (например, завладение для временного пользования автомашиной со стороны закрепленного за нею шофера). Состав неправомерного завладения транспортными средствами формальный, оно признается оконченным с момента совершения противоправных действий, т.е. с момента фактического установления незаконного владения чужими транспортными средствами со стороны виновного. Завладение транспортным средством должно считаться оконченным с момента начала его использования по назначению, т.е. с начала движения самоходом или иным способом.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом виновный, как правило, руководствуется корыстным мотивом — стремится обратить себе на пользу свойства чужих транспортных средств. Однако ответственность по статье 166 УК РФ не исключается и в случаях угона транспортных средств по иным мотивам: из мести, из хулиганских побуждений и т.п. Как подчеркнуто в законе, завладение транспортными средствами не преследует цели их хищения. Если же завладение ими осуществляется с целью хищения хотя бы их части (например, для разукомплектования автомобиля и последующего использования отдельных его агрегатов, узлов и деталей), деяние должно квалифицироваться как хищение чужого имущества. Угон чужого автомобиля без цели хищения и похищение имущества, находившегося внутри машины, образует совокупность неправомерного завладения автомобилем или |транспортным средством без цели хищения с кражей чужого имущества.
Субъект-лицо, достигшее возраста 14 лет.
Квалифицированный состав неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством (ч. 2 ст. 166) предусматривает совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору (п. «а») или с применением насилия, не опасного жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого на (п. «в»).
Предварительный сговор группы лиц означает, что два лица или более предварительно, т.е. до начала, преступления, договорились о совместном неправомерном завладении чужим автомобилем иным транспортным средством, не преследуя при этом цели его хищения. Преступление считается групповым, если его участники непосредственно выполняли объективную сторону, в иных случаях деяния каждого из соучастников квалифицируются по общим правилам о соучастии с учетом роли каждого.
Признак применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия имеет то же содержание, что и при насильственном грабеже. При совершении данного преступления насилие или угроза его применения выступают в качестве средства завладения транспортным средством. Они могут применяться как к владельцу транспортного средства, так и к другим лицам, препятствующим угону.
В части 3 ст. 166 предусмотрены два особо квалифицирующих признака:
1) совершение преступления организованной группой
2) причинение особо крупного ущерба.
Первый признак имеет то же содержание, что и при хищении. Второй признак: законодатель связывает усиление ответственности за рассматриваемое преступление не с особо крупным размером (как при хищении), а с причинением особо крупного ущерба. При его установлении следует на тот же количественный критерий, что установлен для особо крупного размера при хищении. Примечательно, что в части 2 ст. 166 не предусмотрено совершение этого преступления с причинением крупного ущерба, а особо крупному ущербу придается значение особо квалифицирующего признака.
Часть 4 ст. 166 УК РФ регламентирует наиболее опасную разновидностъ данного преступления, выделенную по признаку применения или угрозы применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Этот признак имеет такое же содержание, как и при разбое.
Для целей правильной квалификации данного преступления необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1969 г. № 50 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 211.2, 148.1 УК РСФСР)», текст которого приводится ниже.