Учебная программа курса «административное право»

Федеральный компонент

Государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования по специальности «Юриспруденция»

по административному праву

Административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и ад­министративно-политической сфере; административное право зарубежных стран.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

Тема Всего Аудиторные занятия
Лекции Семинары Сам. раб.
Тема 1. Исполнительная власть и государственное управление
Тема 2. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения
Тема 4. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права
Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Тема 6. Государственная служба в Российской Федерации
Тема 7. Административно-правовой статус организаций
Тема 8. Формы деятельности исполнительной власти
Тема 9. Методы осуществления исполнительной власти
Тема 10. Административное правонарушение и административная ответственность
Тема 11. Административные наказания и правила их назначения
Тема 12. Административный процесс и административно-процедурное производство
Тема 13. Административная юрисдикция
Тема 14. Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Тема 15. Производство по делам об административных правонарушениях
Тема 16. Содержание и способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти
Тема 17. Административно-правовая организация управления экономикой
Тема 18. Административно-правовая организация управления административно-политической сферой
Тема 19. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой
Тема 20. Административно-правовые основы межотраслевого управления
Итого:


ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Общие методические рекомендации

Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы студенты на основе изучения специальной литературы, лекционного материала, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, других нормативных правовых актов лучше усвоили вопросы учебного курса, приобрели навыки применения полученных знаний в будущей практической и научной деятельности.

Планы семинарских занятий носят рекомендательный характер и могут уточняться руководителем семинара. Семинар проводится в форме обсуждения вопросов на занятии в группе, решения задач, основанных на практических данных. На семинарском занятии может проводиться также обсуждение подготовленных студентами рефератов. Помимо этого возможно проведение тестирования по теме семинара.

При решении задач и выполнении заданий обучающиеся долж­ны использовать необходимый нормативный материал и по каждому вопросу, поставленному в условии задачи или задания указывать конкретные статьи соответствующего нормативно-правового акта, подтверждающие те или иные положения.

Студенты готовятся по всем вопросам плана семинара. Это обеспечивает целостность проработки проблемы. На обсуждение же могут выноситься наиболее сложные, интересные, требующие обсуждения вопросы.

Особое внимание следует обращать на уяснение понятий темы. Понятия усваиваются на лекциях, при чтении специальной литературы, в ходе обсуждения проблемы на семинаре.

Необходимой частью работы студента по изучению административного права является работа непосредственно с текстами нормативно-правовых актов, которые приведены по каждой теме семинарского занятия.

Студентам следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, перечни которых приводятся в настоящем учебно-методическом комплексе к каждой теме, не включают в себя указания на изменения и дополнения к каждому нормативно-правовому акту. При изучении нормативного материала и выполнении заданий (решении задач) необходимо использовать тексты нормативно-правовых актов в редакциях, действующих на момент изучения материала. Использование недействующих редакций нормативно-правовых актов влечет за собой неверное выполнение заданий и неправильное представление студента о нормативном регулировании того или иного вопроса.

Актуальные редакции нормативно-правовых актов студенты могут найти в справочно-правовых системах «Гарант» и «Консультант плюс», доступ к которым возможен в компьютерных классах юридического факультета, в библиотеке, а также с использованием Интернета по адресам: www.garant.ru и www.consultant.ru (доступ к базам нормативно-правовых актов через Интернет возможен, как правило, в нерабочее время).

Планы семинарских занятий

Модуль

ТЕМА 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1. Понятие управления. Система управления.

2. Управление как социальное явление.

3. Признаки государственного управления.

4. Функции государственного управления.

5. Исполнительная власть: понятие и место в механизме разделения властей.

6. Соотношение понятий «исполнительная власть» и «государственное управление», «государственное регулирование».

7. Соотношение государственного управления и местного самоуправле­ния.

Задания

1. Попытайтесь доказать правильность тезиса о том, что административное право представляет собой так называемое управленческое право.

2. Определите область государственного управления:

- комплекс организационных отношений, связанный с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например: управление ценообразованием);

- система различных звеньев и отношений, объединенных общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например: управление здравоохранением);

- комплекс внутреннего и межотраслевого характера (например: объединения, фирмы);

- сгруппированные на базе единства основного назначения отрасли государственного управления (управление экономикой).

3. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:

его исполнительно-распорядительный характер;

его исполнительный характер;

его распределительный характер;

характер согласования.

4. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в следующем:

а) суды подчиняются исполнительной власти;

б) суды финансируются из местного бюджета;

в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей;

г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).

5. Между студентами Ивановым и Петровым на семинаре по административному праву разгорелась дискуссия. Иванов утверждал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо может быть либо субъектом, либо объектом управления. Петров, наоборот, полагал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо могут быть и субъектом и объектом управления одновременно.

Кого бы Вы поддержали в этом споре? В защиту своей позиции приведите конкретные примеры.

6. Можно ли считать делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу разновидностью децентрализации?

7. Существуют ли управленческие отношения в сфере функционирования органов законодательной и судебной государственной властей? Если да, то в чем они проявляются?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 1

1. Автономов А.С., Бачило И.Л., Россинский Б.В. и др. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая правовая культура, 2004.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России, М.: Зеркало, 2007.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004.

4. Бачило И.Л., Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. и др. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М.: Юристъ, 1998.

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2008.

6. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

7. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учеб. пособие. М., 1997.

8. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Логос, 2000.

9. Галлиган Д., Полянский В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002.

10. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. Ноздрачева А.Ф., Тихомирова Ю.А., Пронина В.С. и др. М.: БЕК, 1996.

11. История государственного управления в России: Учеб. для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1997.

12. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. М.: МГК, 1986.

13. Калинина Л.А. Функции исполнительной власти: проблемы теории и практики / В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М.: Юристъ, 2004.

14. Конин Н.М. Административное право России. М.: Проспект, 2006.

15. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М.: Наука, 1974.

16. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2009.

17. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: ВГУ, 1999.

18. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. № 2.

19. Тиунова Л.Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4.

20. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2003.

21. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999.

ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет административно-правового регулирования.

2. Метод административно-правового регулирования.

3. Система административного права, ее содержание.

4. Функции и принципы административного права.

5. Понятие и система субъектов административного права.

6. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

7. Тенденции развития современного административного права России.

8. Административное право зарубежных стран.

Задания

1. На основе классификации групп общественных отношений, составляющих предмет административного права, приведите по два примера на каждую группу.

2. Определите особенность административно-правового метода регулирования:

а) юридическое неравенство субъектов;

б) договорной характер отношений субъектов;

в) судебный характер защиты нарушенных прав субъектов.

3. Определите, кто из предлагаемого перечня является субъектом административного права:

· городская администрация

· Министерство финансов

· областная Дума

· пенсионер

· прокуратура

· студент

· арбитражный суд

4. Составьте таблицу соотношенияважнейших признаков административного и гражданского права, таких как:

предмет регулирования, метод регулирования, субъекты права, принципы права, источники права

5. На практическом занятии студент, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву характерен ярко выраженный метод - метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Дайте юридическую оценку ответа студента.

6. Обоснуйте высказывание, что административное право принадлежит к числу фундаментальных отраслей права.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 2

1. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права // Государство и право. 2002. № 11.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России, М.: Зеркало, 2007.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2008.

4. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. № 11.

5. Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3.

6. Виноградов В.А. О некоторых международно-правовых аспектах административного права // В кн.: Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. ВНИИСЗ. М., 2002.

7. Воронков А.В. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб., 2001.

8. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции. М.: Юристъ, 2002.

9. Зеленцов А.Б., Богдановская И.Ю., Данилов С.Ю. и др. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003.

10. История государственного управления в России: Учеб. для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 1997.

11. Князев С.Д. Предмет и система административного права Российской Федерации: традиционные взгляды и современные реалии // Юрист. 2001. № 5.

12. Князев С.Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение. 2001. № 5.

13. Конин Н.М. Административное право России. М.: Проспект, 2006.

14. Россинский Б.В. О предмете и системе административного права // В кн.: Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. ВНИИСЗ. М., 2002.

15. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2009.

16. Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права // Государство и право. 2000. № 5.

17. Тимченко Ю.Н. Характеристика методов правового регулирования административного и финансового права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти, Вып. 20, 2002.

18. Хангельдыев Б.Б. О некоторых изменениях в системе административного права и в институтах, закрепляющих управление федеральной собственностью субъектов Российской Федерации // Законодательство России в XXI веке. М.: Городец-издат, 2002.

Наши рекомендации