Этика и мораль. Роль морали в жизни человека и общества
1. Мораль – это:
а) обязательные к исполнению требования;
б) религиозные догмы;
в) система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, следование которым имеет добровольный характер;
г) различные человеческие переживания.
2. Функция – это:
- категория точных наук;
- направление деятельности или приложение воздействия;
- сущность чего-либо;
- система общественных отношений.
3. Главной функцией для права и морали является:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) методологическая;
г) оценочная.
4. Суть регулятивной функция морали - это:
а) организация общественных отношений в целом и саморегулирование поведения индивида;
б) реализация санкций за нарушение моральных норм;
в) воспитание определенного мировоззрения;
г) оценка поступков под углом зрения «морально-аморально».
5. К какой функции морали относится способность морали ослаблять или усиливать политические позиции:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) оценочно-императивная.
6. К какой функции морали относится способность морали приводить в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) воспитательная.
7. К какой функции морали относится способность морали оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) мотивационная.
8. К какой функции морали относится способность морали вырабатывать систему приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим, выявлять наиболее нравственные оценки и линии поведения:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) ориентирующая.
9. К какой функции морали относится способность морали оценивать поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества индивида под углом зрения «морально-аморально»:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) аксиологическая.
10. К какой функции морали относится способность морали обеспечивать взаимопонимание, служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку:
а) регулятивная;
б) познавательная;
в) идеологическая;
г) коммуникативная.
Содержание и цели профессиональной этики
1. Профессиональная этика (мораль) – это:
а) система воспитательного воздействия, направленная на выработку у индивида добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей в процессе работы (службы);
б) конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии;
в) нормы морали (за исключением норм общегражданской морали) проявляющиеся только в процессе определенной трудовой деятельности (службы);
г) целенаправленное воздействие руководства на сознание (подсознание) индивида в процессе работы (службы).
2. Моральная норма — это:
а) система правил поведения;
б) единичное частное предписание;
в) единичное правило поведения (общения);
г) ограничение чего-либо.
3. Нравственные (моральные) принципы – это:
а) система моральных норм, которая регулирует общественные отношения в определенной сфере или направлении жизнедеятельности людей;
б) устойчивые убеждения индивида;
в) религиозные догмы;
г) законопослушное поведение.
4. Категории профессиональной этики – это:
а) образования духовного, идеального порядка, которые и существуют, оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания, включая особенности деятельности индивида в рамках определенной профессиональной деятельности;
б) термин, разделяющий различные понятия или группирующий однородные понятия;
в) элемент научной терминологии;
г) обязанность индивида давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия в процессе осуществления трудовой (служебной) деятельности.
5. Объективность категорий профессиональной этики по содержанию, означает:
а) категорий профессиональной этики по своему содержанию не зависят от воли и сознания людей;
б) категорий профессиональной этики имеют определенный объект воздействия;
в) категорий профессиональной этики всегда присутствуют в общественных отношениях;
г) категорий профессиональной этики по своему содержанию зависят от воли и сознания людей.
6. Субъективность категорий профессиональной этики по форме, означает:
а) содержание категорий профессиональной этики по разному оценивается различными индивидами;
б) категорий профессиональной этики имеют определенный субъект воздействия;
в) категорий профессиональной этики всегда присутствуют в общественных отношениях;
г) содержание категорий профессиональной этики одинаково оценивается различными индивидами.
7. Профессиональный долг – это:
а) высшая степень исполнительности работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;
б) внутренние переживания работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;
в) готовность работника (сотрудника) в случае необходимости бескорыстно исполнять свои трудовые (должностные) обязанности;
г) нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения, выражающая императивность морали и мотивирующая действия человека в процессе трудовой (служебной) деятельности.
8. Профессиональная честь — это:
а) признание общественным мнением и осознание самими работником (сотрудником) высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга;
б) высокая степень самооценки;
б) «здоровый» карьеризм;
г) готовность работника (сотрудника) в случае необходимости бескорыстно исполнять свои трудовые (должностные) обязанности.
9. Ответственность в процессе трудовой (служебной) деятельности – это:
а) обязанность и необходимость работником (сотрудником) давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия;
б) внутренние переживания, связанные с различного рода трудовыми обязанностями;
в) свойство, присущее сознанию работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;
г) добросовестное исполнение трудовых (служебных) обязанностей.
10. Каким моральным категориям близко понятие «профессиональный долг»:
а) стыд;
б) совесть;
в) ответственность;
г) справедливость.
Служебная этика и этикет.
1. Термин «этикет» заимствован из:
а) английского языка;
б) французского языка;
в) голландского языка;
г) австрийского языка.
2. Этикет – это:
а) различного рода ритуалы;
б) строгое соблюдение правил поведения в стандартных ситуациях;
в) правила поведения и общения лиц, занятых на государственной службе, военной службе и правоохранительной службе;
г) совокупность правил хорошего тона, правил вежливости, выполнение которых делает общение между людьми взаимовыгодным и взаимоприятным.
3. Служебный (деловой) этикет – это:
а) правила поведения и общения лиц, занятых на государственной службе, военной службе и правоохранительной службе;
б) совокупность выработанных профессиональным сообществом правил поведения, касающихся внешних проявлений отношения к людям и способствующих успешному выполнению профессиональных задач;
в) строгое соблюдение правил поведения в стандартных ситуациях в процессе трудовой (служебной) деятельности;
г) различного рода ритуалы, связанные с трудовой (служебной деятельностью).
Этика делового общения
1. Общение (коммуникация) – это:
а) взаимосвязь между элементами системы;
б) способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми;
в) система общественных отношений;
г) система взаимодействия между работниками (сотрудниками) в процессе трудовых (служебных) отношений.
2. Этика делового общения – это:
а) общение в процессе трудовых (служебных) отношений.
б) система административных отношений;
в) комплекс нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий;
г) приказы, указания, распоряжения, санкции за нарушения.
3. Порядочность, то есть:
а) органичная потребность делать людям добро;
б) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;
в) органичная потребность в порядке окружающих индивида предметов, процессов и явлений;
г) качество человеческого сознания.
4. Доброжелательность, то есть:
а) качество человеческого сознания;
б) органичная потребность делать людям добро;
в) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;
г) уважение достоинства контактора, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.
5. Уважительность, то есть:
а) уважение достоинства контактора, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость;
б) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;
в) проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении;
г) органичная потребность делать людям добро.
6. Профессиональный такт – это:
а) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;
б) система взаимодействия между работниками (сотрудниками) в процессе трудовых (служебных) отношений.
в) проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении;
г)органичная потребность делать людям добро.
7. Уровень поведения и общения в большей степени зависит от следующих факторов:
а) волевых качеств, уровня воспитания и образования, опыта работы и опыта работы в экстремальных ситуациях;
б) наличия большого количества поощрений в процессе служебной деятельности;
в) наличия большого количества взысканий в процессе служебной деятельности;
г) наличия ученой степени.