Этика и мораль. Роль морали в жизни человека и общества

1. Мораль – это:

а) обязательные к исполнению требования;

б) религиозные догмы;

в) система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, следование которым имеет добровольный характер;

г) различные человеческие переживания.

2. Функция – это:

- категория точных наук;

- направление деятельности или приложение воздействия;

- сущность чего-либо;

- система общественных отношений.

3. Главной функцией для права и морали является:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) методологическая;

г) оценочная.

4. Суть регулятивной функция морали - это:

а) организация общественных отношений в целом и саморегулирование поведения индивида;

б) реализация санкций за нарушение моральных норм;

в) воспитание определенного мировоззрения;

г) оценка поступков под углом зрения «морально-аморально».

5. К какой функции морали относится способность морали ослаблять или усиливать политические позиции:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) оценочно-императивная.

6. К какой функции морали относится способность морали приводить в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обы­чаи, нравы, общепризнанные образцы поведения:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) воспитательная.

7. К какой функции морали относится способность морали оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) мотивационная.

8. К какой функции морали относится способность морали вырабатывать систему приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим, выявлять наиболее нравственные оценки и линии поведения:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) ориентирующая.

9. К какой функции морали относится способность морали оценивать поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества индивида под углом зрения «морально-аморально»:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) аксиологическая.

10. К какой функции морали относится способность морали обеспечивать взаимопонимание, служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку:

а) регулятивная;

б) познавательная;

в) идеологическая;

г) коммуникативная.

Содержание и цели профессиональной этики

1. Профессиональная этика (мораль) – это:

а) система воспитательного воздействия, направленная на выработку у индивида добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей в процессе работы (службы);

б) конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии;

в) нормы морали (за исключением норм общегражданской морали) проявляющиеся только в процессе определенной трудовой деятельности (службы);

г) целенаправленное воздействие руководства на сознание (подсознание) индивида в процессе работы (службы).

2. Моральная норма — это:

а) система правил поведения;

б) единичное частное предписание;

в) единичное правило поведения (общения);

г) ограничение чего-либо.

3. Нравственные (моральные) принципы – это:

а) система моральных норм, которая регулирует общественные отношения в определенной сфере или направлении жизнедеятельности людей;

б) устойчивые убеждения индивида;

в) религиозные догмы;

г) законопослушное поведение.

4. Категории профессиональной этики – это:

а) образования духовно­го, идеального порядка, которые и существуют, оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания, включая особенности деятельности индивида в рамках определенной профессиональной деятельности;

б) термин, разделяющий различные понятия или группирующий однородные понятия;

в) элемент научной терминологии;

г) обязанность индивида давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия в процессе осуществления трудовой (служебной) деятельности.

5. Объективность категорий профессиональной этики по содержанию, означает:

а) категорий профессиональной этики по своему содержанию не зависят от воли и сознания людей;

б) категорий профессиональной этики имеют определенный объект воздействия;

в) категорий профессиональной этики всегда присутствуют в общественных отношениях;

г) категорий профессиональной этики по своему содержанию зависят от воли и сознания людей.

6. Субъективность категорий профессиональной этики по форме, означает:

а) содержание категорий профессиональной этики по разному оценивается различными индивидами;

б) категорий профессиональной этики имеют определенный субъект воздействия;

в) категорий профессиональной этики всегда присутствуют в общественных отношениях;

г) содержание категорий профессиональной этики одинаково оценивается различными индивидами.

7. Профессиональный долг – это:

а) высшая степень исполнительности работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;

б) внутренние переживания работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;

в) готовность работника (сотрудника) в случае необходимости бескорыстно исполнять свои трудовые (должностные) обязанности;

г) нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения, выражающая императивность морали и мотивирующая действия человека в процессе трудовой (служебной) деятельности.

8. Профессиональная честь — это:

а) признание общественным мнением и осознание самими работником (сотрудником) высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга;

б) высокая степень самооценки;

б) «здоровый» карьеризм;

г) готовность работника (сотрудника) в случае необходимости бескорыстно исполнять свои трудовые (должностные) обязанности.

9. Ответственность в процессе трудовой (служебной) деятельности – это:

а) обязанность и необходимость работником (сотрудником) давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия;

б) внутренние переживания, связанные с различного рода трудовыми обязанностями;

в) свойство, присущее сознанию работника (сотрудника) в процессе трудовой (служебной) деятельности;

г) добросовестное исполнение трудовых (служебных) обязанностей.

10. Каким моральным категориям близко понятие «профессиональный долг»:

а) стыд;

б) совесть;

в) ответственность;

г) справедливость.

Служебная этика и этикет.

1. Термин «этикет» заимствован из:

а) английского языка;

б) французского языка;

в) голландского языка;

г) австрийского языка.

2. Этикет – это:

а) различного рода ритуалы;

б) строгое соблюдение правил поведения в стандартных ситуациях;

в) правила поведения и общения лиц, занятых на государственной службе, военной службе и правоохранительной службе;

г) совокупность правил хорошего тона, правил вежливости, выполнение которых делает общение между людьми взаимовыгодным и взаимоприятным.

3. Служебный (деловой) этикет – это:

а) правила поведения и общения лиц, занятых на государственной службе, военной службе и правоохранительной службе;

б) совокупность выработанных профессиональным сообществом правил поведения, касающихся внешних проявлений отношения к людям и способствующих успешному выполнению профессиональных задач;

в) строгое соблюдение правил поведения в стандартных ситуациях в процессе трудовой (служебной) деятельности;

г) различного рода ритуалы, связанные с трудовой (служебной деятельностью).

Этика делового общения

1. Общение (коммуникация) – это:

а) взаимосвязь между элементами системы;

б) способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми;

в) система общественных отношений;

г) система взаимодействия между работниками (сотрудниками) в процессе трудовых (служебных) отношений.

2. Этика делового общения – это:

а) общение в процессе трудовых (служебных) отношений.

б) система административных отношений;

в) комплекс нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий;

г) приказы, указания, распоряжения, санкции за нарушения.

3. Порядочность, то есть:

а) органичная потребность делать людям добро;

б) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;

в) органичная потребность в порядке окружающих индивида предметов, процессов и явлений;

г) качество человеческого сознания.

4. Доброжелательность, то есть:

а) качество человеческого сознания;

б) органичная потребность делать людям добро;

в) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;

г) уважение достоинства контактора, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.

5. Уважительность, то есть:

а) уважение достоинства контактора, реализующееся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость;

б) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;

в) проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении;

г) органичная потребность делать людям добро.

6. Профессиональный такт – это:

а) органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению;

б) система взаимодействия между работниками (сотрудниками) в процессе трудовых (служебных) отношений.

в) проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении;

г)органичная потребность делать людям добро.

7. Уровень поведения и общения в большей степени зависит от следующих факторов:

а) волевых качеств, уровня воспитания и образования, опыта работы и опыта работы в экстремальных ситуациях;

б) наличия большого количества поощрений в процессе служебной деятельности;

в) наличия большого количества взысканий в процессе служебной деятельности;

г) наличия ученой степени.

Наши рекомендации