Роль общества в жизни человека

Прежде чем говорить о роли и мес-

те человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить,

что же такое человек?

В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, не-

коего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как "малый мир",

“микрокосм” (Демокрит) — отображение и символ вселенной. Человек со-

держит в себе все элементы “стихии космоса". Он состоит из тела и души как

двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные

субстанции — душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о

переселении душ граница между человеком, животным и даже растениями

рассматривается подвижной, размытой.

В христианском представлении человек как образ и подобие бога раз-

двоен на природное и божественное — тело и душу. В эпоху Возрождения

проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих

возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке —

мышление (“мыслю— значит, существую”). У Канта вопрос о человеке —

основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам

природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антрополо-

гию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки

человека кладет его социальную сущность в ее конкретно–историческом

проявлении.

В современном научном понимании человек — это высшая ступень

развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической

деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовно-

го. Человек смертен — бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций

о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мысля-

щее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех

живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъек-

тивно позволяет одному из героев пьесы М. Горького "На дне" — Сатину

заявить: Человек — это звучит гордо!. Вместе с тем, человек — это не только

существо мыслящее, — это существо общественное.

Люди объединились и создали общество для обеспечения производства

материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасно-

сти и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано

общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия

стремятся усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может

существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества.

Что же это за феномен — общество? М. Вебер: общество — это взаи-

модействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентирован-

ных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему

отношений между людьми, связующим началом которой являются специфи-

чески человеческие нормы и ценности. Маркс: “Общество — исторически

сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совме-

стной деятельности.

Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в са-

мом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совмест-

ной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это

единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою

особую форму движения — социальное движение.

Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей

и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения

— это то специфическое, что отличает социальные образования от всех дру-

гих систем материального мира. 0днако это не означает, что общество явля-

ется только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя произ-

водство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество

— многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно по-

стоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно по-

этому так сложна социальная философия, объектом изучения которой явля-

ются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.

Наши рекомендации