Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-2, ПК-6.
Учебные вопросы
№ п.п | Учебные вопросы | Время мин. |
1. 2. 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 | Организационная часть Вступительная часть Учебные вопросы: Предмет, функции и задачи курса «Этика и психология профессиональной деятельности» Развитие этики как науки, ее роль в деятельности юриста Психология в деятельности юриста Заключительная часть Подведение итогов Ответы на вопросы Задание на самоподготовку |
Литература:
Основная
1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: Институт философии РАН, 2013.
Режим доступа: http://ethics.iph.ras.ru/program/program.html
2. Власова Э.И. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16309.— ЭБС «IPRbooks».
3. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11138.— ЭБС «IPRbooks».
4.Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.21-32.
5.Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – С.33-43.
6. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 63-43.
7. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.21-32.
Дополнительная
1. Скрипник А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. – М. : Проект, 2004. – 352 с.*
2. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.
3.. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.
4. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).*
5. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. -С. – 121-206.
6. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С. 12-36.
7.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.*
8. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – 496 с.
9. Этика судьи : пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – 211 с.
Учебно-методическое обеспечение:
Комплект схем по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности».
Мультимедийные материалы по теме.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ
Введение.
Лектор сообщает тему, цели лекционного занятия, основные вопросы и рекомендованную литературу. Показывается значимость и актуальность данной лекции и дисциплины в целом в системе гуманитарной подготовки, а также в дальнейшей практической деятельности выпускников. Указывается место дисциплины в учебном процессе, связь с другими учебными дисциплинами.
1. Предмет, функции и задачи дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности»
Профессиональная этика –это нормы, предписания, правила поведения, регламентирующие деятельность представителей различных профессий, особенно тех, предметом труда которых является личность человека или социальные группы (отношения в системах «человек – человек», «человек – социальная группа»).
Профессиональная этика юриста это:
1. прикладнаяотрасль философской науки, изучающая нравственные проблемы профессиональной деятельности.
2. наука о применении общих норм морали, нравственности в деятельности и повседневном поведении.
3. совокупность нравственных норм и правил, характеризующих поведение и способствующих эффективному решению профессиональных задач.
Предметом «Этики и психологии профессиональной деятельности» являются моральные и психологические аспекты профессиональной деятельности юриста.
Задачи:
1. Формирование и развитие интереса к профессии юриста.
2. Формирование основ профессионального отношения к избранному делу.
3. Изучение основных морально-этических и психологических категорий.
4. Раскрытие и изучение основных понятий (долг, честь, профессиональная честь, советь и др.).
5. Выработка приемов и методов сопротивления причинам, приводящим к профессионально-нравственной деформации.
6. Уяснение нравственных ценностей и их проявление в деятельности юриста.
7. Изучение норм и правил межличностного и повседневного общения.
8. Формирование умений и навыков применения норм служебного этикета и психологических приемов в профессиональной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях.
Основные функции
1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле дополняет право. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Выделяют два уровня:
- внешний регулятор (нормы);
- внутренний регулятор (чувства).
2. Ценностно-ориентирующая (аксиологическая) функция. Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом «морально-аморально» или «нравственно-безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д. Вырабатывается система ценностей и ориентиров в деятельности юрста.
3. Мотивационная функция.Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.
4. Познавательная (информационная) функция – направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.
5. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания. Нравственное воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.
6. Идеологическая функция. Заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социальнонеоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.
7. Мировоззренческая функция.Мораль выступает как совокупность нравственных устоев личности, вырабатываемых ею система нравственных ценностей, опосредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения.