Схема 8. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.
Административно-правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, составляет совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру ( содержание):
а) гражданство,
б) административную правоспособность и дееспособность (правосубъектность),
в) права, свободы и обязанности граждан,
г) гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей;
д) ответственность граждан перед государством.
Гражданство является необходимым условием, определяющим правовой статус конкретного человека. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Объем субъективных прав и юридических обязанностей, предоставляемых в сфере государственного управления тому или иному лицу, государство ставит в прямую зависимость от принадлежности к гражданству. Так, Конституция Российской Федерации в статье 6 специально выделяет гражданство, определяющее отношение между государством и личностью, в качестве первого элемента правового статуса личности в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и российскими законами.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность - это признаваемая государством (законом) способность (возможность) иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Объем и содержание этой правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права (достижение 14, 16 и 18-летнего возраста). Она означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения.
Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем может быть изменен лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения.
Правоспособность является основой административной дееспособности гражданина, под которой понимается способность гражданина своей деятельностью приобретать права, принимать на себя административно-правовые обязанности, исполнять их и нести юридическую ответственность за свое поведение.
Административная дееспособность граждан может быть частичная и полная. Частичная дееспособность наступает с 14 лет, т.е. с момента получения паспорта гражданина Российской Федерации. Полная дееспособность наступает с 18 лет, т.е. с момента трудового совершеннолетия, когда гражданин в полном объеме может осуществлять свои права, обязанности и нести ответственность.
Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это зависит от их умственного и психического развития, жизненного опыта, образования и других факторов.
В административном праве имеются немногочисленные правовые нормы, которые определяют возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом или в какой форме может решаться данный вопрос. Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена, например, Законом Российской Федерации 1992 г."О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Определенные ограничения закреплены также в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в Федеральных законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Однако, не все права и свободы могут быть ограничены. Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 56 закрепляет важную гарантию о том, что права и свободы, предусмотренные статьей 20 (право на жизнь), статьей 21 (достоинство личности), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и доброго имени), статьями 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению.