Квалифицирующие признаки контрабанды (ст. 229.1 УК РФ)
Квалифицированными составами преступления, предусмотренного ст. 229.1 ч. 2 УК РФ являются:
– совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;
– должностным лицом с использованием своего служебного положения (в данном случае речь идет о специальном субъекте, признаки которого определены в ст. 285 УК);
– в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере, который определяется Правительством РФ.
Два первых из них имеют то же содержание, что и в других составах преступлений, где они используются для дифференциации ответственности.
Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак – совершение данных действий в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере.
Часть 4 ст. 229.1 УК РФ предусматривает три особо квалифицирующих признака:
– совершение контрабанды организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК РФ);
– в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере;
– с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.
Значительный размер (ч. 2, п. «в» ст. 229.1 УК РФ), крупный размер (ч. 3 ст. 229.1 УК РФ) и особо крупный размер (п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ) указанных средств и веществ, растений или их частей, прекурсоров утверждается Правительством РФ.
Организованная группа (ч. 4, п. «а» ст. 229.1 УК РФ) понимается так же, как и в ст. 226.1 УК РФ, проанализированная в предыдущей глав дипломной работы.
Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ), охватывает побои и причинение любой тяжести вреда здоровью.
По сравнению с ранее действовавшей ст. 188 УК РФ, в ст. 229.1 УК РФ появились новые квалифицирующие признаки преступления, это: совершение незаконного перемещения группой лиц по предварительному сговору, в значительном, крупном и особо крупном размере.
Кроме того, если раньше ст. 188 УК РФ предусматривала такой квалифицирующий признак, как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то ст. 229.1 УК РФ, помимо насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предусматривает в качестве квалифицирующего признака и насилие к лицу, осуществляющему пограничный контроль.
При этом, если за контрабанду, связанную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, по ст. 188 УК РФ предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, то за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, по ст. 229.1 УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати лет.[59]
Если за контрабанду, совершенную организованной группой, ст. 188 УК РФ устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет, то ст. 229.1 УК РФ уже устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.
Эти обстоятельства необходимо учитывать при решении вопросов об обратной силе закона и выборе статей для квалификации содеянного.
В 2011 г. многие уголовные дела были переквалифицированы на ст. 229.1 УК РФ, связано это с тем, что расследование этих дел ведется, а по некоторым уже даже завершено, и судами вынесены приговоры. Например, 18 сентября 2011 в аэропорту «Домодедово» после прибытия рейса № 645 сообщением «Худжад (Таджикистан) – Москва» при прохождении таможенного контроля по подозрению в перевозке наркотических средств был задержан гражданин Республики Таджикистан Зиёев М.А.[60]
В ГКБ №7 Москвы после проведения медицинских процедур и динамического наблюдения из его желудочно-кишечного тракта было извлечено 124 контейнера с героином, общей массой 728,26 грамма. Уголовное дело было возбуждено по статье 188 УК РФ «Контрабанда», а в дальнейшем, после принятия ФЗ № 420 после 8 декабря, переквалифицировано на ст. 229.1 УК РФ. 15 февраля 2012 года приговором Домодедовского городского суда Московской области Зиёев М.А. был признан виновным и приговорен к 11 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.
Ст. 229.1 УК РФ позволяет привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение наркотических средств и психотропных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств–членов Таможенного союза.
Сложности при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за контрабанду могут возникнуть и в связи с тем, что в уголовных кодексах РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан по-разному сформулированы диспозиции статей, предусматривающих ответственность за контрабанду.[61]
Так, ст. 228 «Контрабанда» Уголовного кодекса Республики Беларусь в действующей на данный момент редакции устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (а не через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению.[62]
В Уголовном кодексе Республики Казахстан ответственность за контрабанду предусматривается двумя статьями – 209 «Экономическая контрабанда» и 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». При этом ст. 250 предусматривает ответственность за незаконное перемещение «через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Казахстан».
Учитывая, что Белоруссия, Казахстан и Россия имеют единое (общее) таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, представляется необходимым единообразно сформулировать понятие контрабанды в национальных уголовных кодексах этих трех государств.
Существенное влияние на тенденцию развития российского уголовного законодательства оказывают международные отношения. Именно международными договорами обусловлено появление новых уголовно-правовых форм борьбы с контрабандой в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах.
Одним из наиболее важных вопросов квалификации контрабанды по ст. 229.1 УК РФ является вопрос о моменте ее окончания.[63]
Момент окончания рассматриваемого посягательства, имеет свои особенности при осуществлении контрабанды.
Так, согласно ст. 229.1 УК РФ преступления следует считать оконченным с момента фактического перемещения указанных предметов линии таможенной границы любыми способами, перечисленных в п. 19, ч. 1 ст. 4 ТК ТС, с помощью которых достигается введение или выведение предметов преступления из-под таможенного контроля.
Поскольку данная норма указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на другую сторону, пересечение груза линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Действия, совершенные до пересечения предметов линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эту стадию лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца.
До заполнения таможенной декларации, или в момент ее заполнения могут совершаться действия, квалифицируемые как приготовление к незаконному перемещению, следовательно после подачи декларации и принятия ее таможенными органами в процессе таможенного оформления все действия, направленные на незаконное перемещение, до момента фактического пересечения таможенной границы, следует квалифицировать как покушение на контрабанду, а после фактического пересечения таможенной границы – как оконченный состав.[64]
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что контрабанда при ввозе и вывозе наркотических средствах, психотропных веществ или иных предметов, указанных в ст. 229.1. УК РФ, является оконченным лишь тогда, когда данные предметы окажутся уже за пределами, указанных в диспозиции мест пересечения границы.
Поэтому, в связи с тем, что пределы таможенной территории согласно ТК ТС совпадают с таможенной границей таможенного союза, любое перемещение указанных предметов через обозначенные границы должно квалифицироваться как оконченное преступление.
Как известно, п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ указывает на деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, и следует согласиться с мнением тех авторов, которые предлагают перенести данный квалифицирующий признак из ч. 2 ст. 229.1 УК РФ в ч. 3 данной нормы ввиду повышенной общественной опасности контрабанды наркотических средств с участием этих лиц.
Достаточно спорным является позиция отдельных авторов, предлагающих дополнить особо квалифицирующий признак, указанный в п. «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ «организованной группой», альтернативным признаком – «или в ее интересах», мотивируя это тем, что организаторы преступных групп часто прибегают к помощи работников таможни или пограничников. В таких случаях, по их мнению, эти лица относятся к должностным и могут нести ответственность по части 4 ст. 229.1 УК РФ. Думается, что введение в анализируемую часть рассматриваемой нормы такого признака позволит правоприменителю достаточно расширительно толковать понятие «интересы организованной группы».[65]
Как известно, в п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ законодатель указывает на исключительный признак: «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль». Заметим, что в юридической литературе встречается различные суждения относительно рассматриваемого признака.
Некоторые авторы считают, что насилие, предусмотренное в данной норме охватывает только такие действия, как: физическое сопротивление, нанесение ударов, причинение ссадин, синяков, при условии, что они не причиняют вреда, вызывающего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Если же потерпевшему причиняется легкий вред здоровью, то деяния требуется квалифицировать по совокупности посягательств – п. «в» ч. 4 ст. 229.1 и ст. 115 УК РФ. Поэтому, достаточно спорным является суждение тех авторов, которые под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, понимают любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.
В свою очередь, следует согласиться с позицией О.Г. Степановой о целесообразности дополнения п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль», таким альтернативным признаком как: «либо угрозой его применения», так как психологическое насилие является не менее действительным способом воздействия на потерпевшего и как показала практика применяется гораздо чаще, чем физическое насилие.[66]
Касаясь особенностей совершенствования предупреждения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, по мнению современных ученых-юристов, усиление взаимодействия российского государства и общества в сфере борьбы с данным социально негативным явлением требует реального создания таких механизмов как:
– проведения общественных экспертиз целевых антинаркотических программ и нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы противодействие незаконному обороту наркотических средств, в том числе, вопросы касающихся контрабандного перемещения предметов контрабанды, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ;
– формирования правовой культуры гражданского общества и включение его ресурсов и институтов в социальное развитие регионов, особенно таких регионов, которые граничат с сопредельными государствами;
– изучения международной антинаркотической практики по борьбе с контрабандой наркотиков и возможностей ее применение в российском обществе;
– обучения специалистов и должностных лиц, профессионально занимающихся противодействием контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (особенно работников таможенных органов) с целью повышения их квалификации, а также перспективной подготовки кадров по предотвращению незаконного оборота указанных веществ в обществе.[67]
Вывод по третьей главе дипломной работы.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ могут являться: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Видовым объектом уголовно наказуемого деяния являются общественная безопасность и общественный порядок. Непосредственным объектом указанного деликта являются общественная безопасность, здоровье населения и общественная нравственность. В определенных случаях характерным является дополнительный объект – жизнь и здоровье человека.
Субъектом данного преступления может являться только физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Оно должно, как минимум, частично являться вменяемым в момент совершения преступления.
Субъективная сторона данного преступления может быть охарактеризована прямым умыслом.
Активизация действий государственных органов во всех уровнях, в сочетании с реальной поддержкой гражданского общества составляет то рациональное, содержательное начало, которое крайне необходимо для решения проблем не только контрабандного перемещения наркосодержащих веществ, но и проблем наркомании населения в российском обществе.
В зависимости от цели незаконного перемещения наркотиков через таможенную или государственную границу, фактически повышается или понижается общественная опасность деяния. Например, совершение рассматриваемого преступления без цели последующего сбыта, равно как и незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта, преступление менее тяжкое, относительно контрабанды наркотиков совершенной с целью последующего сбыта.
[1] УК РФ. Ст. 226.1.
[2] Кромова, А.Я. Характеристика объективных признаков основного состава контрабанды // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе: сборник материалов международной научно – практической конференции 30-31 мая 2013 г. Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2013. С. 210.
[3] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. 1993. № 84.
[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : научно-практический (постатейный) / под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М. : Юриспруденция, 2013. С. 259.
[5] Там же. С. 263.
[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : научно-практический (постатейный) / под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М. : Юриспруденция, 2013. С. 268.
[7] Там же. С. 268.
[8] Там же. С. 269.
[9] Там же. С. 271.
[10] Бриллиантов, А.В. Комментарии к Уголовному кодексу РФ в 2 т. (постатейный). М. : Проспект, 2015. С. 411.
[11] ФЗ от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Российская газета. 1998. № 138. Ст. 1.
[12] Лебедев, В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). М. : Юрайт, 2013. С. 302.
[13] ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об оружии» // Российская газета. 1996. № 241. Ст. 1.
[14] Там же. Ст. 1.
[15] Там же. Ст. 1.
[16] ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об оружии» // Российская газета. 1996. № 241. Ст. 1.
[17] Там же. Ст. 1.
[18] Там же. Ст. 1.
[19] Там же. Ст. 1.
[20] Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. 1993. № 92. Ст. 9.
[21] Сухаренко, А.Н. Законодательное обеспечение борьбы с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов // Юридический мир. 2012. № 11. С. 10.
[22] Боровиков, В.Б. Указ. соч. С. 369.
[23] Уголовный Кодекс РФ. По состоянию на 15 октября 2014 года. С комментариями к последним изменениям. М. : Эксмо, 2014. С. 201.
[24] ТК ТС. Ст. 4, п. 1, подп. 19.
[25] Подройкина, И.А. Уголовное право. Особенная часть. Практикум. М. : Юрайт, 2015. С. 309.
[26] Подройкина, И.А. Указ. соч. С. 311.
[27] ТК ТС. Ст. 2, п. 1.
[28] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) «О Государственной границе Российской Федерации». Ст. 1.
[29] Журавлев, М.П. Уголовное право России. Части общая и особенная. М. : Проспект, 2014. С. 459.
[30] Там же. С. 464.
[31] Грачева, Ю.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Практикум. М. : Проспект, 2014. С. 117.
[32] Там же. С. 119.
[33] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 126.
[34] Сверчков, В.В. Уголовное право. Особенная часть. Краткий курс лекций. М. : Юрайт, 2014. С. 192.
[35] Там же. С. 194.
[36] Шошин, С.В. Указ. соч. С. 23.
[37] Новоселов, Г.П. Уголовное право. Особенная часть. М. : Юрайт, 2013. С. 456.
[38] Там же. С. 461.
[39] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 207.
[40] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 210.
[41] Там же. С. 214.
[42] Лебедев, В.М. Указ. соч. С. 419.
[43] Лебедев, В.М. Указ. соч. С. 423.
[44] УК РФ. Ст. 35, ч. 3.
[45] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. М. : Проспект, 2015. С. 507.
[46] Кромова, А.Я. Контрабанда наркотиков. М. : Проспект, 2014. С. 12.
[47] Степанова, О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование. Челябинск, 2012. С. 77.
[48] Мурашов, Н.Ф. Указ. соч. С. 22.
[49] Там же. С. 22.
[50] ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 1.
[51] Там же. Ст. 1.
[52] Там же. Ст. 1.
[53] ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 1.
[54] Федоров, А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С. 15.
[55] Кромова, А.Я. Указ. соч. С. 127.
[56] Новоселов, Г.П. Указ. соч. С. 602.
[57] Там же. Ст. 604.
[58] Новоселов, Г.П. Указ. соч. Ст. 611.
[59] Гарбатович, Д.А.Эффективность уголовных наказаний в отношении наркопреступности // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 11.
[60] Там же. Ст. 12.
[61] Капинус, О.С. Указ. соч. С. 83.
[62] Там же. Ст. 84.
[63] Шошин, С.В. Указ. соч. С. 23.
[64] Федоров, А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 5.
[65] Капинус, О.С. Указ. соч. С. 84.
[66] Степанова, О.Г. Указ. соч. С. 18.
[67] Карпов, Я.С. Указ. соч. С. 27.