Анализ объективных признаков контрабанды (ст. 226.1 УК РФ)
Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ в уголовное законодательство были внесены серьезные изменения. Статья 188 УК РФ «Контрабанда» признана утратившей силу. Ответственность за контрабанду предметов, ограниченных к обороту, а также стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей теперь предусматривается статьей 226.1 УК РФ.
Согласно примечанию к статье 226.1 УК РФ, перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.[1]
В данный перечень включены такие стратегически важные товары и ресурсы, как рыба, ракообразные, моллюски, мясо, птица, спирт этиловый, черные и цветные металлы, лесоматериалы, пушнина, драгоценные металлы и камни.
Кроме этого, в отдельной главе перечислены дикие животные и растения, занесенные в Красную книгу РФ, список СИТЕС и подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры. А также все остальные объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения.[2]
Тем не менее некоторые виды ценных биоресурсов, например, трепанг дальневосточный, в список не попали. Зато теперь появилась возможность уголовного преследования лиц, пытающихся незаконно перемещать через таможенную границу товары, которые включены в перечень.
Уголовная ответственность за контрабанду вышеуказанных стратегически важных товаров и ресурсов наступает при незаконном перемещении данных товаров в сумме до одного миллиона рублей.
Диспозиция ст. 226.1 УК РФ носит бланкетный характер и предполагает применение норм ТК ТС и ряда других нормативных правовых актов.[3]
Итак, предметом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ, являются:
– сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества;
– радиационные источники;
– ядерные материалы;
– огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка);
– взрывные устройства;
– боеприпасы;
– оружие массового поражения, средства его доставки;
– иное вооружение;
– иная военная техника;
– материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
– стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.
Понятие указанных предметов раскрывается в соответствующих нормативных правовых актах, в частности в:
– ФЗ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ в ред. от 31.12.2014 г. «Об оружии»;
– Законе РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 в ред. от 23.07.2013 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
– Указе Президента РФ от 17.12.2011 г. № 1661 в ред. от 21.07.2014 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
– Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 в ред. от 16.12.2014 г. «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» и др.
Следует отметить, что размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в статье 226.1 УК РФ (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком данного состава преступления.
Под сильнодействующими веществами понимаются вещества, которые не являются наркотическими, но оказывают одурманивающее воздействие на человека и способны причинить серьезный вред его здоровью.[4]
К ядовитым веществам относятся вещества, которые при их употреблении внутрь, внутривенно, подкожно или внутримышечно оказывают тяжелое отравляющее воздействие на человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью.[5]
При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.
Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.
Под отравляющими веществами понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию.[6]
Ядерные материалы – это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (например, плутоний необлученный, уран-235 необлученный, уран обогащенный, уран-233 необлученный, облученное топливо).[7]
Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (к примеру, радий-226, цезий-137, полоний-210 и пр.).[8]
Радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.[9]
Взрывное устройство представляет собой промышленное или самодельное изделие, функционально объединяющее взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (например, запал, взрыватель, детонатор и пр.).[10]
Вооружение и военная техника определены в ФЗ от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» как «комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)».[11]
Оружие массового поражения – ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.[12]
О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорится в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в качестве примеров можно привести следующие:
– Указ Президента РФ от 17.12.2011 г. № 1661 в редакции от 21.07.2014 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
– Указ Президента РФ от 14.01.2003 г. № 36 в редакции от 01.09.2014 г. «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
– Постановление Правительства РФ от 14.06.2001 г. № 462 в редакции от 23.10.2014 г. «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» и др.
Следует отметить, что здесь имеются в виду материалы и оборудование так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия и средств его доставки. Общие принципиальные положения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, предусмотрены в Федеральном законе «Об экспортном контроле».
ФЗ «Об оружии» определяет правовое понятие оружия: устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. [13]
Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.[14]
Боеприпасы – это устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида (предметы вооружения и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание). К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п.[15]
Взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т. п.[16]
Взрывные устройства – промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т. п.).[17]
Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку без которых невозможно произвести выстрел.[18]
Оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ означает как промышленное, так и кустарно изготовленное или приспособленное оборудование, предназначенное для производства химических реакций или управления физическими процессами для получения готовых форм сильнодействующих или ядовитых веществ.[19]
Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации. Их перечень содержится в указанном законе.[20]
При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.
Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из РФ и ввозом на ее территорию культурных ценностей.[21]
Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 г. № 322 в ред. от 21.07.2009 г.
В целом, под преступлениями, посягающими на культурные ценности, следует понимать общественно опасные виновные посягательства, наносящие невосполнимый ущерб национальному культурному наследию РФ, а также существенно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений, предметом которых являются культурные ценности.[22]
При определении сущности рассматриваемых преступных посягательств, прежде всего, следует исходить из значения предмета преступления. Так, во-первых, культурные ценности – это неотъемлемые элементы национального культурного наследия России, отражающие всю материальную и духовную культуру российского общества, многовековую историю его становления и развития, обособляя российский народ как отдельную нацию и определяя его место в культуре мировой цивилизации.
Культурные ценности являются не только уникальным свидетельством прошлого, но, и концентрируя в себе человеческий опыт в его наилучшем проявлении и, выступая ориентиром деятельности человека, они играют важнейшую роль в развитии и процветании, как всего современного российского общества, так и каждого его отдельно взятого индивидуума.
Иначе говоря, ценности культуры – это высшее достояние народа, которое призвано служить в равной степени интересам всех граждан РФ как современного, так и будущего поколений.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС рассмотренных выше предметов контрабанды.[23]
В диспозиции ст. 226.1 УК РФ указание на возможные способы совершения контрабанды отсутствует. И если этот признак исключен законодателем из описания объективной стороны соответствующего преступления, то по общему правилу речь должна идти о дополнительной криминализации общественно опасного деяния: ранее уголовная ответственность связывалась с определенным способом совершения преступления, теперь же любой способ его совершения превращал соответствующее деяние в преступление. Но это общее правило. В данном же конкретном случае при замене законодателем ч. 2 ст. 188 на ч. 1 ст. 226.1 УК РФ этого не произошло.
Как очевидно, диспозиции ст. 226.1 УК РФ является бланкетной. И для определения уголовно наказуемых способов совершения контрабанды (любой) необходимо обратиться к ст. 4 ТК ТС. В соответствии с ней незаконное перемещение предметов контрабанды как основного признака объективной стороны этого преступления означает перемещение товаров через таможенную границу:
– вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
– с сокрытием от таможенного контроля;
– с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
– с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;
– с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;
– покушение на такое перемещение.[24]
Таким образом, новый состав контрабанды предполагает не любые способы ее совершения, а строго определенные. Дело лишь в том, совпадают ли они или новый уголовный закон предусмотрел дополнительные способы или, наоборот, сократил их.
Некоторое различие в описании способов совершения этих преступлений имеется: в старом законе – совершение контрабанды помимо таможенного контроля; в новом с учетом бланкетности – контрабанда вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов. Однако думается, что это всего лишь стилистическое различие, не означающее различия содержательного.
Следовательно, содержание способов контрабанды в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ не означает расширения объективной стороны этого преступления. А значит, новые нормы в этой части не устанавливают новой разновидности преступности предписывающих ими деяний.
Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию РФ вне пунктов пропуска, либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза, либо государственную границу РФ.
Под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Ввоз товаров – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.[25]
Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (к примеру, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).
Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.
Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.[26]
Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.
Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей:
– поддельных документов;
– недействительных документов;
– документов, полученных незаконным путем;
– документов, содержащих недостоверные сведения;
– поддельных средств идентификации;
– подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.
Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления – таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница РФ с государствами–членами Таможенного союза.
Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ, а также находящиеся за пределами территорий государств–членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства–члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.[27]
Понятие Государственной границы определяется в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с ним, государственная границей РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории суши, вод, недр и воздушного пространства РФ, т.е. есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.[28] Однако для определения места совершения преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, требуется конкретизация этого определения.
Дело в том, что ст. 226.1 УК РФ в качестве места совершения преступления указывает не на вообще Государственную границу РФ, а на «Государственную границу Российской Федерации с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».
На первый взгляд эта формулировка ограничивает свое действие лишь Государственной границей РФ с членами Таможенного союза, т.е. с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Однако это вовсе не так.
Раз в соответствии со ст. 2 ТК ТС его единую таможенную территорию составляют совокупные территории трех входящих в нее государств, а пределы таможенной территории Таможенного союза являются его таможенной границей, то это означает, что таможенная граница этих государств совпадает с их государственной границей. И в этом смысле Государственная граница РФ даже с государствами не членами Таможенного союза (например, с Эстонией) совпадает с ее (РФ) таможенной границей. Это же относится к определению места совершения контрабанды на границах с государствами–членами Таможенного союза.[29]
Например, контрабанда не была обнаружена при пересечении, допустим, Государственной (с Российской Федерацией) границы Республики Казахстан, а обнаружена при пересечении Государственной границы РФ российскими пограничниками. В этом случае конкуренция юрисдикции правоохранительных органов смежных государств отсутствует и уголовное дело возбуждается в соответствии с законодательством РФ и точно в таком же плане в аналогичной ситуации правоохранительными органами смежного государства. Однако главное заключается в том, что сформулированный по-новому признак места совершения контрабанды не расширяет пределы оснований уголовной ответственности за совершение преступления предусмотренного ст. 226.1 УК РФ.
Видовым объектом анализируемого уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ являются общественная безопасность и общественный порядок. Непосредственным объектом указанного деликта является общественная безопасность в отдельных сферах.[30]
В определенных случаях характерным является дополнительный объект – жизнь и здоровье человека (группы лиц).
Непосредственный объект преступления, предусмотренный ст. 226.1 УК РФ – отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.
Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств–членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.[31]
Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества.[32]
Культурные ценности находятся на третьем месте среди контрабандно провозимых предметов, уступая пальму первенства лишь наркотическим средствам и психотропным веществам, и стратегически важным сырьевым товарам, хотя некоторые специалисты утверждают, что первое место среди задержанных предметов составляют все же исторические и культурные ценности.