Первый субъективный признак соучастия

Первый субъективный признак соучастия предполагает умыш­ленность соучастия. Объединение физических действий невоз­можно без желания совместно совершить преступление. Поэтому само по себе соучастие характеризуется только прямым умыслом, т.е. осознанием соучастником общественно опасного характера своих действий (бездействия), осознанием способа содействия преступлению (способа воздействия на исполнителя), осознани­ем общественной опасности и характера совершаемого исполни­телем преступления (и предвидением наступления общественно опасных последствий в материальных составах), а также желани­ем избранным способом принять участие в совместном соверше­нии преступления.

Умышленность соучастия, тем не менее, не всегда требует ос­ведомленности о совершении преступления сообща с другими лицами. Так, пособник может не знать о действиях подстрекателя (и наоборот), однако, осознавая свой способ содействия престу­плению и желая избранным способом принять участие в совместном с исполнителем совершении преступления, он тем самым соучаствует в совершении преступления. Не требуется взаимная ос­ведомленность и в цепочке «исполнитель - подстрекатель (пособ­ник)», т.е. возможно соучастие и при так называемой «односторон­ней субъективной связи» между соучастниками («замаскированное» подстрекательство или пособничество), когда исполнитель, умыш­ленно совершающий преступление, не осознает характера при­соединяющейся деятельности подстрекателя (пособника), тогда как последний желает склонить исполнителя к совершению пре­ступления или оказать ему содействие в его совершении. Кроме того, при таких формах соучастия, как организованная группа и преступное сообщество (преступная организация), соучастники могут не только не знать друг друга лично, но и вообще не догады­ваться о взаимном существовании, что, однако, не препятствует констатации соучастия.

Второй субъектив­ный признак соучастия

С умышленностью соучастия тесно связан второй субъектив­ный признак соучастия, в силу которого соучастие возможно толь­ко в умышленном преступлении. Неосторожное внешне совмест­ное совершение преступления исключает единство воли, желание сообща совершить преступление. Такие случаи именуются «неос­торожным сопричинением», а действия каждого из сопричинителей квалифицируются отдельно по соответствующей статье Осо­бенной части УК РФ.

Следует также отметить, что если самому по себе соучастию присущ только прямой умысел, то умышленно совершаемое в со­участии преступление может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом, когда соучастники, желая принять уча­стие в совместном совершении преступления, не желают, но соз­нательно допускают либо безразлично относятся к последствиям своих действий. Так, Д. и С. были осуждены за убийство с кос­венным умыслом, поскольку, избивая потерпевшего ногами, обу­тыми в сапоги, они допускали возможность лишения жизни (иными словами, действовали с прямым неопределенным умыс­лом на причинение потерпевшему вреда здоровью и косвенным определенным умыслом на причинение смерти)(см.: БВС СССР. 1968. № 3.С. 21-23). Тем не менее, такие случаи нехарактерны для соучастия и встречаются лишь при простом соучастии (в сложном соучастии они образуют экс­цесс исполнителя).

Виды соучастников преступления

Роли, выполняемые лицами в совместно совершаемом пре­ступлении, могут различаться, и в зависимости от характера дей­ствий соучастников выделяются следующие виды соучастников преступления (ч. 1 ст. 33 УК РФ):

·

· исполнитель;

· организатор;

· подстрекатель;

· пособ­ник.

Исполнитель преступления

В соответствии с ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем признается лицо,

1.

1. непосредственно совершившее преступление либо непо­средственно участвовавшее в его совершении совместно с други­ми лицами (соисполнителями);

2. совершившее пре­ступление посредством использования других лиц, не подлежа­щих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных уголовным законом.

Таким образом, закону известно три разновидности исполнителя:

·

· исполнитель, непосредственно совершающий преступление, т.е. единолично выполнивший всю объективную сторону преступления. Он также может действовать вместе с со­участниками, выполняющими иные роли;

· соисполни­тель, непосредственно участвующий в совершении преступления совместно с другими лицами. Все эти лица именуются соисполни­телями, поскольку все вместе они выполняют объективную сто­рону преступления;

· «посредствен­ный исполнитель».

Выполнения каждым соисполнителем всей объективной стороны преступления не требуется; для констата­ции соисполнительства достаточно, чтобы каждый из соисполни­телей выполнил хотя бы часть объективной стороны преступле­ния. Так, при изнасиловании действия лиц, лично не совершав­ших насильственного полового акта, но путем применения насилия к потерпевшей содействовавших другим в ее изнасилова­нии, должны квалифицироваться как соисполнительство в груп­повом изнасиловании (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»); убийство признается совершенным соис­полнителями даже если повреждения, повлекшие смерть, были причинены одним из соисполнителей (см.: БВС РФ. 2000. № 7. С. 13).

В судебной практике соисполнительством признаются и более сложные случаи распределения ролей между соучастниками, ко­гда фактически те или иные из них оказывают помощь в соверше­нии преступления, не выполняя непосредственно объективную сторону преступления. Тем не менее, юридически эти действия признаются соисполнительством, именуясь «техническим» рас­пределением ролей. Так, удерживающий потерпевшего при убий­стве в то время как другой наносит смертельные повреждения признается соисполнителем (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»), а при краже соисполнительством является совершение с распределением ролей согласованных дей­ствий, направленных на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, взлом две­рей, запоров, вывоз похищенного, подстраховывание других со­участников от возможного обнаружения и т. п.) (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Организатор преступления

Из определения организатора преступления, данного в ч. 3 ст. 33 УК РФ, можно выделить четыре разновидности организа­торской деятельности:

1.

1. организация совершения преступления;

2. руководство ис­полнением преступления;

3. создание органи­зованной группы или преступного сообщества (преступной организа­ции);

4. руководство органи­зованной группой или преступным сообществом (преступной организа­цией).

Во-первых, организатором преступления признается лицо, организовавшее совершение преступления, т.е. подготовившее совершение преступления в целом или в большей его части по­средством разработки плана совершения преступления, прииска­ния соучастников, орудий и средств совершения преступления, обучения соучастников и т. д.

Во-вторых, организатором признается лицо, руководившее ис­полнением преступления, т.е. лицо, упорядочивающее деятель­ность соучастников по непосредственному совершению преступ­ления как на месте его совершения, так и вне его.

В-третьих, организатором признается лицо, создавшее органи­зованную группу или преступное сообщество (преступную организа­цию), т.е. лицо, итогом деятельности которого по приисканию соучастников, орудий и средств совершения преступления, разра­ботке планов совершения преступлений и т.д. стало создание организованной группы (ч. 3 ст. 35 УК РФ) или преступного сооб­щества (преступной организации) (ч. 4 ст. 35 УК РФ).

В-четвертых, организатором признается лицо, руководившее организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), т.е. лицо, возглавляющее уже созданную им самим или другим лицом организованную группу или преступное сооб­щество (преступную организацию).

Следует также отметить, что оценка действий лица как орга­низаторских исключает оценку этих же действий как подстрека­тельства к совершению преступления или пособничества в его со­вершении.

Подстрекатель

Подстрекателем (ч. 4 ст. 33 УК РФ) является лицо, склонив­шее другое лицо к совершению преступления путем уговора, под­купа, угрозы или другим способом. Подстрекатель воздействует на исполнителя преступления или других соучастников, возбуж­дая в них решимость, желание совершить преступление. Склоне­ние к совершению преступления должно носить конкретный ха­рактер, т.е. вызывать у индивидуально определенного лица жела­ние совершить определенное преступление, и быть направлено на возбуждение такого желания, хотя при этом и не требуется четкой детализации преступных действий. Так, по одному из дел было признано неправильным осуждение лица за подстрекательство, поскольку его высказывание «Что ты распустил нюни? Иди, дай ему» было неопределенно и не нацеливало исполнителя на кон­кретное причинение потерпевшему вреда здоровью (см.: БВС РСФСР. 1966. № 11.С. 8-9).

Пособник

В зависимости от характера деятельности пособника (ч. 5 ст. 33 УК РФ) пособничество делится на два вида:

1.

1. интеллектуальное;

2. физическое.

К интеллектуальному пособничеству относятся дача испол­нителю советов, указаний и предоставление иной информации, существенно облегчающие совершение преступления и содер­жащие информативные сведения. К интеллектуальному пособ­ничеству также относятся заранее данное обещание скрыть пре­ступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а рав­но заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предме­ты. От приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), и укрывательства преступлений (ст. 316 УК РФ) эти действия отличаются тем, что соответст­вующее обещание дается заранее, т.е. до момента фактического окончания преступления. Единственное исключение, известное судебной практике, когда в отсутствие заранее данного обещания приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем, та­кие действия могут быть признаны пособничеством, основывает­ся на систематическом их совершении в прошлом, дающем ис­полнителю преступления рассчитывать на подобное содействие в совершении преступления в будущем.

К физическому пособничеству относятся предоставление средств или орудий совершения преступления либо устранение препятст­вий. Физическое пособничество возможно как путем действия, так и бездействия, и должно оказывать исполнителю существен­ную помощь в совершении преступления.

Пособнические действия возможны на стадиях приготовле­ния к преступлению и покушения на преступление, а также на стадии оконченного преступления вплоть до момента фактиче­ского окончания преступления.

Наши рекомендации