Новые организационные формы общественных движений
Земское движение стало базой для формирования либеральных и демократических политических партий России. Политические тенденции земских органов проявились с самого начала их существования. В 1865 г. Петербургское земское собрание настаивало на создании центрального земского учреждения, в 1867 г. оно потребовало участия земства в законодательной работе. В 1867 г. правительственный Сенат возлагает на губернаторов контроль за личным составом земских органов, а Государственный совет запрещает публикацию земских отчетов.
Земские органы проводили свои территориальные съезды, на которых формулировались их политические требования. В 1879 г. проходил крупный земский съезд в Москве, образовавший "Общество земского союза и самоуправления" (“Земский союз“). Земства настаивали на включение их в сеть государственных учреждений.
В 1881 г. (после убийства Александра II) Земский союз сформулировал свои основные политические принципы: отрицание правительственного и революционного террора, децентрализация государственного управления, центральное народное представительство (Государственная дума), упразднение самодержавия.
Ограничение деятельности земских органов правительством не давало значительных результатов — движение усиливалось и ширилось. Органом, проводившим в жизнь взгляды земцев стало Вольное Экономическое Общество (активизировавшееся в 1895 г.), с 1897 г. земское влияние выходит за пределы земских организаций.
С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, начинает регулярно проводить свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возникает "Союз Освобождения", на основе которого позже организуется партия кадетов.
В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституционалистов, выразивший основные политические устремления либеральной буржуазии. В 1904 г. "Союз Освобождения" уже вполне легально формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Был подан адрес императору, где были выражены конституционные пожелания. Одновременно было принято решение образовать “Союз Союзов“, который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий.
В 1905 г. земское движение еще более активизируется. Выдвигаются требования о замене самодержавия "свободно-демократическим строем", предоставлении прав и свобод, недоверии правительственным учреждениям. В мае 1905 г. в Москве образуется "Союз Союзов". Все проходившие съезды требовали создания представительного центрального органа — Государственной Думы, избираемого путем всеобщего, равного и тайного голосования.
В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деятелей, на котором была намечена программа партии, получившая название конституционно-демократической.
Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Государственно-политические положения сводились к следующему: предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент должен был санкционировать любой законодательный акт и бюджет.
В области судоустройства должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь.
В финансовой области выступала за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обложения; за отчуждение (за плату) государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся; развитие аренды земли.
В области трудовых отношений боролась за право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде; посредничество в спорах через примирительные комиссии, включающие предпринимателей и рабочих.
Умеренно-прогрессистская партия, близкая к кадетам в области государственной системы настаивала на "неприкосновенности верховной власти государя" и ответственности министров перед представителями народа.
В области государственного устройства выступала за цельность государства при самостоятельности местного самоуправления, против автономии и федерации.
В области труда — против установления восьмичасового дня, введение которого могла бы ослабить конкуренцию российской экономики перед Западом.
Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с конституционным монархом и кабинетом министров, опирающийся на большинство Думы (английская конституционная модель).
Политической целью Союза провозглашалось "экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях".
"Союз 17 октября" полностью базировался на принципах "Манифеста 17 октября". Его кредо было: "сильная власть выведет страну из хаоса".
Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия, самодержавие признавались умиротворяющим, стабилизирующим фактором.
В аграрном вопросе Союз ратовал за: отмену исключительных положений и отмену административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из государственных и удельных земель, включение общинных земель в гражданский оборот.
В области рабочего законодательства — за социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки.
В сфере местного управления — за создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации.
В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки (идея "чистого либерализма").
Партия правого порядка настаивала на сильной власти и единстве России. Автономия территорий отвергалась, но провозглашалась равноправность всех граждан России.
Крестьянский вопрос решался через облегчение налогообложения, наделение их землей (с компенсацией владельцев), поощрение перехода от общинного владения к личному. В сфере рабочей — "забота о возможном сокращении рабочего дня и страховании".
Партия монархистов-конституционалистов (царистов) исходила из идей: "царь — отец народа, Россия без царя немыслима", "к данному положению вещей привело олигархическое правление министров".
Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом землепользования из общинного в подворное и реорганизацией крестьянского банка. Партия выступала против идеи образования государственного земельного фонда.
Образование предлагалось перестроить на корпоративных началах, поощряя национализм, организацию землячеств, проведение судов чести. Антисемитизм программы проявился в указании на "опасность политических взглядов еврейства".
Политическая установка была сформулирована в положении: "Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма".
В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ, на котором был избран Постоянный совет, объединенных дворянских обществ со своим уставом. Он стал координационным центром для политических дворянских организаций и движений.
Лозунгом правых партий стал призыв: "Православие, самодержавие, народность". "Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая". Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев.
Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В ноябре 1905 г. возникает “Союз русского народа“, объединивший ряд других черносотенных объединений. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.
В промышленных центрах действовали "черносотенные" рабочие организации, например "Патриотическое содружество рабочих", ставившее целью "борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, незаконного и нечестного отношения как работодателей к рабочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду".
Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.
Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.
В 1898 г. представители "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" групп "Рабочей газеты" и "Бунда" провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической партии. На втором съезде партии в 1903 г. произошел ее раскол на "большевиков" и "меньшевиков", тогда же были приняты Программа и Устав партии.
В революцию 1905 г. партия вступила со своей программой политического и государственного переустройства. Самодержавие признавалось пережитком и злейшим противником народа. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства.
Партия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, запретить штрафы на производстве, установить уголовную ответственность предпринимателя за нарушение охраны труда. Установить промысловые суды (из рабочих и предпринимателей).
Для крестьян предлагалось: отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату.
В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному Собранию.
В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей революционной народнической партии "Народная воля". "Социализация земли" — лозунг партии, террор — метод ее деятельности.
Установкой партии стала идея, что "развившийся механизм государства парализует производительные силы деревни". Предполагалось, что процесс преобразования России будет идти "под руководством несоциалистических сил".
В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей, или всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением.
В области производства — на установлении минимума заработной платы и государственном страховании.
В сфере аграрной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно способствовать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, развитие кооперации и общественных служб (образование, медицина). Партия предупреждала "рабочий класс против того "государственного социализма", который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредотачивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии, ради ее фискальных и политических целей".
Целью партии была борьба с самодержавием и созыв Земского Собора (Учредительного Собрания).
Между эсерами и кадетами стояла Радикальная партия. желавшая вместе с социалистами "проводить принцип в чистом виде". Она предлагала выборы однопалатного парламента и создание "Соединенных штатов России" (политическая и административная автономия).
В рабочем вопросе предлагалось предоставить трудящимся надзирать за условиями труда и обеспечивать минимум социальных программ.
В аграрном вопросе — безвозмездная экспроприация государственных, удельных и монастырских земель и возмездная — частновладельческих. Установление максимального размера частных земель.
Армия должна формироваться на принципах милиционной системы.
Политическая цель — созыв Учредительного Собрания.
Еще правее стояла Партия свободомыслящих, настаивавшая на проведении "гуманных и общеклассовых реформ", единение всех партий.
В качестве государственной модели она выдвигала "представительный образ правления с монархом". Избирательное право ограничивается цензом оседлости, автономия у "неразвитых народов" ограничивается.
В судебной сфере — возврат к положениям реформы 1864 г., в финансовой — попытка сгладить неравенство в распределении доходов.
В производственной сфере партия настаивала на ограничении монополий (трестов и синдикатов), на посредничестве между рабочими и предпринимателями в бюро и третейских судах.
Аграрная программа предусматривала экспроприацию частновладельческих земель на основе выкупа и безвозмездной экспроприации удельных и монастырских земель. Эти земли образуют государственный фонд, из которого они распределяются в аренду. Община сохраняется там, где ее существование выгодно для крестьян. При этом следует развивать систему мелкого кредита.
В политической области партия считала, что "крестьянство и массы в России чужды республиканской идее", так же как и "идее всякой диктатуры". Политической целью партии являлось проведение своих депутатов в парламент и пропаганда своих идей.
Глава 44
Оформление конституционной монархии в России
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина "неограниченная".
Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.
Правительство издает в конце 1901 г. “Временные правила о студенческих учреждениях“(кассах взаимопомощи, кружках и пр.), пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.
Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности“, которое ставит перед собой задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью.
В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.
В мае 1902 г. проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод.
Правительство в ответ на это давление издает в декабре 1904 г. Манифест, в котором обещается ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В манифесте были однако отвергнуты притязания земцев, на вхождение в Государственный совет.
Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период "политической весны" (новый министр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса.
Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в “Союз союзов“, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.
С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. происходит реорганизация Совета министров, который превратился в постоянно действующий орган. Акт, которым было осуществлено преобразование, назывался: "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений".
Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера "буржуазного кабинета". Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров: октябрь 1905 г. — апрель 1906 г. — Витте, апрель 1906 ― июль 1906 — Горемыкин, июнь 1906 ― сентябрь 1911 г. — Столыпин, сентябрь 1911 — январь 1914 г. — Коковцев, январь 1914 — январь 1916 г. — Горемыкин.
В период революции оживилась деятельность первого и второго департамента Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного, департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомство с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны.
Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: четвертое делопроизводство осуществляло надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.
Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управление.
В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.
Система местного управления также подверглась определенным изменениям: при охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения.
Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.
С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей, институт, фактически упраздненный в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.
Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911 г. получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.
Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято “Положение об учреждении мелкого кредита“, предусматривавшее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс.
В 1897 г. принимается примерный Устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ.
В 1908 г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд, в 1912 г. в Петербурге — Съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации.
Закладывались организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в монархию буржуазную.
Глава 45