Лекция № 4. Источники уголовного права зарубежных стран (продолжение)

План лекции:

1. Источники уголовного права Франции.

2. Источники уголовного права Германии.

3. Источники уголовного права Германии.

Литература:

Новый уголовный кодекс Франции. — М.: Юридический колледж МГУ, 1993. 212 с.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. — М.: Юрид.

лит., 1993. — 256 с.

Уголовное право буржуазных стран: Общая часть. Сборник законодательных актов / Под ред. А.Н. Игнатова и И.Д. Козочкина. —

М.: Изд-во УДН, 1990.

Уголовное право зарубежных государств: Источники уголовного

права. М., 1971. Вып. I.

Уголовно-процессуальный кодекс Франции. — М.: Изд-во «Юрид. колледж МГУ», 1996. — 326 с.

Уголовный кодекс ФРГ. — М.: Юридический колледж МГУ, 1996. — 202 с.

1. Источники уголовного права Франции.

1.1. Франция стала первой страной писаного права, формально устранив из числа источников права обычай, судебную и административную практику. Более того, Франция — страна не только писаного, но и кодифицированного права.

Основными источниками уголовного права Франции являются: Конституция Франции 1958 года, У К Франции 1992 года, специальные уголовные законы, подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти.

Большую роль играют и решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции, хотя Франция и считается традиционно страной с континентальной правовой системой, на вершине которой находится закон в строгом смысле этого слова. Нередко судебная практика шла в обход законодателя и по существу творила правовые нормы. Так, вплоть до принятия нового УК уголовное законодательство Франции не знало института крайней необходимости, однако фактически, благодаря решениям Кассационного Суда, такой институт был введен в практику. Именно судебная практика выработала условия правомерности причинения вреда в «состоянии необходимости» и стала использовать их в качестве оправдательного факта до какого-либо решения этого вопроса со стороны законодателя.

Источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. Международные договоры — составная часть французской правовой системы, об этом свидетельствуют положения Конституции и нового УК, закрепившие принцип примата международного права над внутригосударственным.

1.2. Конституционные нормы.

Первым конституционным актом послереволюционной Франции была Декларация прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г., которая до сегодняшнего дня считается действующей. За последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, но «Декларация прав» неизменно лежала в их основе. В частности, последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. в своих преамбулах непосредственно указывают на «Декларацию прав», как на фундамент всего здания французского законодательства. Конституционные нормы, относящиеся к уголовному праву, сформулированы именно в «Декларации прав».

Декларация прав человека и гражданина впервые в истории французского права записала: в статье 5 — «Все, что не запрещено>>

В названном Кодексе существуют даже нормы, устанавливающие уголовную ответственность за то или иное преступное деяние. Так, например, в ст. 404 установлена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 месяцев до 2 лет за оказание сопротивления или беспорядки во время судебного заседания.

К источникам уголовного права Франции относится Кодекс военной юстиции 1982 г., в котором содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления.

Уголовная ответственность устанавливается и другими кодексами:

Дорожным (за автотранспортные нарушения 1 —4 классов), Трудовым, Кодексом жилых и нежилых помещений, Кодексом интеллектуальной собственности, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Градостроительным кодексом, Кодексом о защите прав потребителей (в основном, речь идет о проступках в области экономики и финансов) .

Уголовная ответственность за целый ряд проступков предусмотрена отдельными законами, не вошедшими ни в один из кодексов. Например, Законом 1966 г. о коммерческих обществах, Законом 1983 г. об азартных играх, Законом 1984 г. о деятельности кредитных учреждений и о контроле заними, Законом 1985 г. о судебной реорганизации и ликвидации предприятий и др.

Таким образом, несмотря на принятие в 1992 г. четырех книг нового УК, процесс кодификации во Франции нельзя считать завершенным.

1.4. Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет, как отмечалось, свои конституционные основания.

Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.

К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь, относятся те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда по тем или иным причинам Франция не имела парламента и его функции в полном объеме выполняло правительство. Такими актами были акты Временного правительства, сформированного после революции 1848 г., акты принца-президента в период между 1851—1852 гг., акты правительства Виши в той части, которая не была отменена Ордонансом Временного правительства Франции от 9 августа 1944 г. и последующими актами. Все эти акты обычно издавались в форме ордонансов. Ордонансы издавал также Французский национальный комитет, образованный в Лондоне после оккупации Франции фашистами, впоследствии переименованный во Французский комитет Национального освобождения, а также Временное правительство Франции, вначале действовавшее на территории Алжира, а с июня 1944 г. на территории самой Франции. Все эти акты считаются действующими источниками французского права. Ордонанс Временного правительства от 28 августа 1944 г. «О преследовании военных преступлений» считается одним из важных источников современного французского уголовного права.

К этой же категории актов следует отнести ордонансы, изданные в период четырех месяцев со дня принятия Конституции 1958 г. Статья 91 Конституции установила 4-х месячный срок для создания новых органов власти Франции, в том числе и законодательных, а ст. 92 уполномочила на этот период Совет Министров принимать по рекомендации Госсовета ордонансы, имеющие силу закона. В частности, в этот период был принят Ордонанс № 58-1297 от 23 декабря 1958 г., которым была произведена, пожалуй, самая значительная после 1863 г. реформа У К Франции.

Если до 1958 г. ордонансы, имеющие силу закона, издавались только при чрезвычайных обстоятельствах, то после принятия новой Конституции 1958 г. эта форма законодательной деятельности приобрела «обычный» характер. Согласно ст. 33 Конституции правительство в осуществление своей программы может испросить у парламента на определенный срок правомочия принимать ордонансы по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к сфере законодательной деятельности. За этими принимаемыми Советом Министров после согласования с Госсоветом ордонансами признается сила закона с момента опубликования, однако парламенту должен быть представлен законопроект о ратификации этих ордонансов не позже истечения сроков предоставления законодательных полномочий правительству. Такого рода ордонансы издаются исключительно по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к законодательной сфере. Это довольно ограниченный круг наиболее важных вопросов нормативной регламентации. В области уголовного права он охватывает лишь определение преступлений и проступков, а также предусматриваемых за них наказаний. Не могут быть регламентированы таким образом (при помощи ордонансов) полицейские нарушения, поскольку они изъяты из законодательной сферы и отнесены к сфере исполнительной власти.

Ордонансы, имеющие силу закона, могут издаваться правительством не только по полномочию парламента, но и по полномочию нации. Согласно ст. 11 Конституции 1958 г., любой законопроект, относящийся к организации публичной власти, может быть вынесен президентом республики на референдум. Такой законопроект может предусмотреть и наделение главы государства полномочиями на издание ордонансов, имеющих силу закона, для осуществления каких-либо назначаемых правительством мер. Так, одобренный референдумом закон от 8 апреля 1962 г. наделял главу государства полномочиями на издание имеющих силу закона ордонансов для осуществления мер, предусмотренных в правительственном заявлении от 19 марта 1962 г. о самоопределении Алжира. В силу этого одобренного референдумом закона главой государства были изданы ордонансы, среди которых, по крайней мере, три имеют уголовно-правовое значение.

К подзаконным актам, не обладающим силой закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах: 1) декреты, принимаемые во исполнение предписаний законов. Они призваны обеспечить единообразное применение законов, принимаются правительством и издаются за подписью президента или премьер-министра республики лишь после одобрения пленарным заседанием Госсовета. 2) декреты, принимаемые в Государственном Совете — издаются в том же порядке, что и декреты, принимаемые во исполнение законов. Отличие их состоит в том, что они автономно регламентируют те области, которые согласно ст. 37 Конституции, отнесены к самостоятельному регулированию нормативными актами правительства и к законодательной сфере в собственном смысле слова отношения не имеют. Напомним, что ст. 34 Конституции 1958 г. исчерпывающе перечисляет все области, подлежащие законодательной регламентации. Согласно же ст. 37, все остальные вопросы подлежат самостоятельной регламентации актами администрации. В частности, полицейские нарушения регламентируются декретами, принимаемыми в Госсовете. 3) простые декреты отличаются от первых двух видов декретов правительства как по форме (они принимаются с согласия не пленума, а лишь одной из секций Госсовета), так и по содержанию. По общему правилу, отдельные министры не имеют права издавать подзаконные акты, подлежащие применению за пределами руководимого ими ведомства. Из этого правила могут быть сделаны исключения лишь на основе специального декрета правительства, поручающего министру издать соответствующую инструкцию или распоряжение, имеющие более широкую сферу применения. Таким образом, регламентация специальных сфер управления, оперативно осуществляемых министерствами, относится к исключительной компетенции премьер-министра, как главы правительства. Регламентация специальных сфер управления и образует содержание большинства простых декретов.

Простые декреты являются источниками уголовного права постольку, поскольку они образуют содержание многочисленных бланкетных диспозиций УК Франции или же устанавливают специальные правила, нарушение которых само по себе влечет санкции, предусмотренные УК,

Распоряжения и инструкции министров в качестве источников уголовного права могут рассматриваться лишь потому, что до принятия Конституции 1958 г. они во многом выполняли функции простых декретов, а в условиях Пятой республики на основе специальных полномочий правительства их восполняли. По содержанию же их роль в качестве источников уголовного права такая же, как и простых декретов.

Акты местных органов управления: распоряжения префектов, ордонансы Парижского префекта полиции и префекта департамента Сена, распоряжения мэров — являются источниками уголовного права местного значения, так как они регламентируют составы полицейских нарушений для своей административной единицы. Такую же роль играют в исключительных обстоятельствах (осадное положение, военное время) распоряжения местных военных властей.

2. Источники уголовного права Германии.

Источниками уголовного права Германии являются: Конституция ФРГ 1949 года. Уголовный кодекс ФРГ 1871 года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство. Особенностью уголовного права ФРГ является то, что оно не полностью кодифицировано. Наряду с Уголовным кодексом существуют и многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. Поэтому следует различать собственно Уголовный кодекс (федеральный кодифицированный акт) и более широкое понятие — «уголовное право», которое включает и УК ФРГ, и другие уголовно-правовые предписания различных законов, составляющих так называемое дополнительное уголовное право.

2.1. Конституция ФРГ закрепляет ряд уголовно-правовых принципов. В ст. 102 говорится об отмене смертной казни, в ст. 103 (2) о том, что деяние подлежит наказанию только в случае, когда его наказуемость была установлена законом до совершения деяния, в ст. 103 (3) о том, что никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние, в ст. 104 о допустимости лишения свободы только на основании уголовного закона и по судебному приговору.

2.2. ФРГ является федерацией земель. Для нее, так же, как и для США, характерен дуализм уголовного законодательства: оно может исходить как от федеративной республики в целом, так и от каждой из входящих в ее состав земель. Этим объясняется параллельное существование федерального уголовного права и уголовного права земель. Соотношение между ними издавна (еще со времен имперской Конституции 1871 г.) основывалось на принципе так называемого «конкурирующего законодательства». Сущность этого принципа может быть выражена в следующей формуле, введенной еще Веймарской конституцией: «Имперское право ломает право земель». Другими словами, если федеральный законодатель воспользовался предоставленными ему полномочиями и издал нормы в какой-либо области уголовного права, то в этой области утрачивают силу все прежде изданные уголовные законы отдельных земель и впредь в данной области исключается их законодательная деятельность. Напротив, в той области уголовного права, которая не урегулирована федеральным законодательством, правовые нормы отдельных земель существуют как основной источник уголовного права. Эти нормы могут приниматься и по тем вопросам, которые остались не урегулированными в результате отмены федерального закона, при условии, что он не был заменен новым законом, регламентирующим ту же область общественных отношений.

Согласно п. 1 ст. 74 Конституции ФРГ, уголовное право, включая нормы об исполнении наказаний (т.е. значительную часть уголовно-исполнительного права) относится к сфере конкурирующего законодательства, а значит может регулироваться как федеральным законодательством, так и законодательством земель. Однако компетенция федерации объявляется здесь «условной». Это означает, что федеральный законодатель вмешивается в сферу уголовного права лишь в случаях необходимости единого регулирования того или иного вопроса на всей территории Германии. Такая необходимость может существовать в следующих случаях: а) когда этот вопрос не может быть урегулирован законодательством земель достаточно эффективно; б) когда регулирование вопроса уголовным законодательством одной какой-либо земли могло бы нарушить интересы других земель или федерации в целом; в) когда регулирование вопроса федеральным законодательством требуется для сохранения «правового или экономического единства» ФРГ.

Однако согласно примечанию к ст. 72 Конституции, установление того, существует или нет необходимость в федеральном регулировании определенного вопроса, отнесено к ведению самого федерального законодателя.

2.3. Важнейшим федеральным уголовным законом является Уголовный кодекс ФРГ 1871 года (в редакции от 10 марта 1987 г.).

В основе действующего УК ФРГ лежит Уголовное уложение Германской империи от 15 мая 1871 года. Последующие «редакции» Уложения существенно изменили его внешний облик и содержание, редакцией от 25. 08. 1953 г. из названия было изъято выражение «для Германской империи» и установлено его официальное наименование «Уголовный кодекс». УК ФРГ в его последней редакции представляет собой современный правовой документ, хотя основные свои институты он черпает именно в Уголовном уложении 1871 года.

Уголовное уложение 1871 года основывалось на философии Канта и Гегеля, в нем нашли отражение идеи классической школы уголовного права с ее теорией психологической вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за зло. Этот закон (в первоначальной редакции) отличался относительным либерализмом: в первый год его действия 75% преступников осуждались к штрафным санкциям (подробнее об этом см.:

Уголовное право зарубежных государств. Указ. источ. Вып. I).

В течение всего периода существования Уголовное уложение подвергалось неоднократным и значительным реформациям. Это объясняется, главным образом, крутыми переменами в германской уголовной политике. С начала 20-го века она прошла следующие этапы: а) буржуазно-демократическая законность Веймарской республики (1919—1933); б) национал-социалисткое уголовное право (периода фашизма) (1933—1945); в) уголовное право периода холодной войны (1945—1965); г) либерализация уголовной политики с приходом к власти социально-либеральной коалиции (с начала 1970-х годов); д) в настоящее время борьба прогрессивного и консервативного направлений в уголовной политике.

В настоящее время в Германии действует УК 1871 г. в редакции от 10 марта 1987г.

После 1987 года основные изменения УК ФРГ касались следующих вопросов:

Закон от 9.06.1989 года в связи с введением института главного свидетеля при террористических актах усилил ответственность за похищение человека с целью вымогательства (§ 239а) и захват заложников (§ 239b).

Закон от 13.06.1990 года расширил действие § 316с: к охране судов в воздушном пространстве была добавлена охрана гражданского речного судоходства.

25-й Закон об изменении УК от 20.08.1990 года расширил норму § 201 о нарушении конфиденциальности слова.

26-й Закон об изменении УК от 14.07.1992 года расширил наказуемость за торговлю людьми (§ 180Ь,181).

Закон от 15.07.1992 года о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности в таких составах деяний, как особо тяжкий случай кражи, совершенной бандой (§ 244), укрывательство имущества, добытого преступным путем, совершенное бандой в виде промысла (§ 260а), и отмывание денег (§261) усилил ответственность за совершение корыстных преступлений бандой. Этот же закон ввел новеллу в Общую часть УК: система наказаний дополнена новым видом — имущественным штрафом (§ 43а).

Немало проблем возникло в связи с объединением Германии в 1990 году. Это было связано с существенными различиями в правовых системах двух немецких государств. УК ФРГ в редакции 1987 года вступил в действие с 3 октября 1990 года с некоторыми исключениями на территории новых федеральных земель Брандербург, Мекленбург-Предпомерания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и бывшей восточной части Берлина. Исключения касаются некоторых норм УК ФРГ о побуждении лица к эмиграции (§ 144), похищении женщины с ее согласия (§ 236), которые до настоящего времени не применяются на территории бывшей ГДР. Напротив, в соответствии с Договором об объединении Германии от 31.08.1990 года некоторые нормы УК бывшей ГДР продолжают действовать на территориях бывшей ГДР. Это относится к положениям о неприменении давности для преступлений против мира, человечности и прав человека и для военных преступлений (§ 84), об ограничении судебной независимости (§ 238).

Последние новеллы в УК ФРГ были внесены в 1994—1995 гг. пятью Законами об изменении УК и рядом других законов. В Особенную часть была введена норма о подкупе депутатов (§ 108е), исключена ответственность за гомосексуальные действия (§ 175) и изменен § 182; Закон от 23 июня 1994 г. касался приостановления уголовного преследования половых преступных деяний, совершенных в отношении детей и молодежи (§ 78Ь); 31 Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28 раздел Особенной части «Преступные деяния против окружающей среды»; 32 Закон от 1 июня 1995 г. изменил ч. 1 § 69b, касающуюся предписаний о лишении водительских прав в международном автомобильном сообщении.

Закон о выполнении Конвенции ООН по международному морскому праву от 10 декабря 1982 г., а также Конвенции от 28 июля 1994 г. по осуществлению части XI Конвенции по международному морскому праву от 6 июня 1995 г. внес изменения в п. 11 § 5 У К ФРГ и установил, что германское уголовное право действует независимо от права места совершения деяния в отношении следующих деяний, которые совершаются за границей: «II. Преступные деяния против окружающей среды в случаях, предусмотренных §§ 324, 326, 330 и ЗЗОа, которые были совершены в исключительной экономической зоне Германии, поскольку не преследуются в качестве преступных деяний по международной Конвенции по защите моря». Закон об изменении Закона о помощи беременным женщинам и семье от 21 августа 1995 г. изменил ряд норм УК, связанных с прерыванием беременности и усилил уголовно-правовую защиту беременных женщин.

Более чем столетняя реформа УК Германии до сих пор не завершена. Ее главной целью прогрессивные ученые-юристы считают защиту личности и ее основных прав и свобод от преступных посягательств с учетом принципов правового государства.

2.4. Кодификация УК ФРГ, как об этом говорилось, не является полной. Дополнительным уголовным правом (Nebenstrafrecht) считаются все те не вошедшие в УК законы, которые содержат правовые предписания и ставят определенные действия под угрозу уголовного наказания. Такие уголовно-правовые нормы существуют во многих законах, число которых затрудняются назвать германские правоведы. В среднем их около 1000, из них примерно 30 главные дополнительные законы. Эти законы в большинстве своем содержат нормы, регулирующие не уголовно-правовые, а публично-правовые или гражданско-правовые отношения (например, в области экономического права § 45 Закона об атомной энергии 1976 г., § 35 Закона о федеральном банке 1957 г., § 54 Закона о кредитных учреждениях; в области здравоохранения — § 63 Федерального закона о борьбе с эпидемиями 1979 г.; в области производства продовольственных товаров и предметов потребления — § 51 Закона о соответствии продовольственных товаров требованиям гигиены и качества 1974 г. и многие другие).

К дополнительным уголовным законам относится также Закон об отправлении правосудия по делам молодежи от 4 августа 1953 года в редакции опубликования от 11 декабря 1974 года. Указанный закон применяется в отношении несовершеннолетних лиц, то есть достигших ко времени совершения преступного деяния четырнадцати лет, но не достигших еще восемнадцати лет, и в отношении лиц молодого возраста, которые ко времени совершения преступления достигли восемнадцати лет, но не достигли двадцати одного года (§ 1 Закона об отправлении правосудия по делам молодежи).

Рассматриваемый закон является своеобразным правовым документом, который содержит нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, на которых строится отправление правосудия по делам несовершеннолетних лиц и молодежи.

Другим важным дополнительным законом является Закон о нарушениях общественного порядка от 24 мая 1968 года в редакции опубликования от 19 февраля 1987 года своеобразный малый кодекс об уголовных и полицейских проступках, имеющий свою Общую часть, в которой регламентируются понятия нарушения порядка, санкции за них, давность, в Особенной части дается перечень конкретных проступков против порядка с санкциями за их совершение. Сфера его применения определена в § 1: «Нарушением общественного порядка является противоправное и предосудительное (упречное) деяние, которое осуществляет состав закона, предусматривающий назначение за него наказания в виде денежного штрафа (Geldbusse)». (Следует отметить, что в немецком языке существуют два понятия, которые определяют денежный штраф Geldstrafe и Geldbusse. Первый из них'является уголовным наказанием и предусмотрен в УК ФРГ, а второй представляет собой наказание, применяемое за нарушения, в том числе и за нарушения общественного порядка. В русском языке не существует двух различных понятий штрафа, поэтому применяется одно — денежный штраф, учитывая сказанное — авт.).

Названный закон состоит из нескольких частей: 1 «Общие предписания», 2 «Судебное производство о назначении денежного штрафа (Geldbusse)», 3 «Отдельные нарушения общественного порядка». В последней определен перечень нарушений общественного порядка и санкции за них.

Вводный закон к УК ФРГ от 2 марта 1974 года (в редакции опубликования от 16 июня 1995 года) содержит ряд предписаний, не вошедших в УК ФРГ, например, предметном действии У К, о соответствии федерального и земельного уголовного права, о применении отдельных уголовно-правовых предписаний (например, о применении уголовного права ФРГ для деяний, совершенных на территории ГДР до объединения Германии в 1990 году).

Несмотря на то, что неполная кодификация уголовно-правовых норм создает определенную коллизионную систему действующего германского уголовного законодательства, германские юристы полагают, что не существует особых трудностей по применению дополнительных уголовных законов.

Наши рекомендации