Пробелы в праве и способы их устранения

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона это применение к не урегулирован ному в конкретной норме отношению нормы закона, регла ментирующей сходные отношения. Необходимость приме нения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое ос нование. Поэтому если нет нормы, прямо предусматриваю щей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирую щую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. В гражданском праве для применения аналогии закона недостаточно отсут ствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и приме нимого к спорному случаю обычая делового оборота.

Аналогия права это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при от сутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

В таких отраслях права как административное и уголовное институт аналогии права не допускается (нет преступления и наказания, нет проступка и взыскания - без указания на то в законе). В гражданском праве - например, действителен договор консигнации (разновидность договоров комиссионных продаж), хотя в ГКУ нет такого понятия "договор консигнации".

Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Способы и объемы толкования

Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

По объему толкования: адекватное - разъяснение, при котором действительное содержание нормы права соответствует буквальному тексту выражения, т.е. букве и духу закона. Например СКУ: "Женщина и мужчина могут, одновременно находится только в 1 браке".

Расширенное толкование - действительное содержание нормы права шире ее буквального текста, дух закона шире его буквы. Например: СКУ, "лицо, достигшее брачного возраста, имеет право на создание семьи", однако если лицу, достигшее 14 возраста по решению суда может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам.

Ограничительное толкование - действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения, дух закона уже его буквы. Например: "совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей", однако эта обязанность не распространяется хотя и на совершеннолетних, но не трудоспособных родителей.

82. Правовое регулирование, предмет, субъект и содержание

Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию. Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений.

Юр наука различает понятия правового воздействия и прав регулирорвания, т.к. право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеч деятельности, вводит ее в общие рамки цивилиз-х общ-х отношений. и в этом смысле пр воздействие шире, чем пр рег общ-х отношений.

Правовое регулирование это целенап равленное воздействие на поведение людей и обществен ные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все об щественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно оп ределена сфера правового регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-пер вых, это отношения, в которых находят отражение как ин-дивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализу ются взаимные интересы их участников, каждый из кото рых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удов летворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные пра вила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходи мость правового регулирования имущественных отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному уп равлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп равления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.

В теории право вого регулирования принято выделять два метода правово го воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулиро вания построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интере сы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирова ния базируется на отношениях субординации между участ никами общественного отношения. При его помощи регули-руются отношения, где приоритетным, как правило, явля ется общесоциальный интерес. В государственно-организо ванном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизо ванное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому центра-лизованные, императивные методы используются в публич но-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Наши рекомендации