Пробелы в праве: понятие, способы их устранения

Право– это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Пробел в праве— это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать два условия пробельности:

1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2. должна отсутствовать конкретная норма нрава, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Так, применительно к законодательной властииспользуется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет- право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной властииспользуются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной властитоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения,которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Реализация права: понятие и формы

Право– это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Реализация правовых норм фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов.

Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре нормы реализации права:

1. соблюдение ( с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);

2. исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);

3. использование(выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);

4. применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического цела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

2.обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3. обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп иди сообществ, а не отдельных индивидов;

4.нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

5.судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

6.судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

7.юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

8. архаичность многих ее обычаев и традиций.

Наши рекомендации