Закономерности и этапы исторического процесса развития налогообложения физических лиц
Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит подоходному налогу. На его долю приходится около 95% всех налогов с граждан, но так было не всегда.1 Первыми возникли имущественные налоги с землевладений (поземельный налог), поскольку доходы граждан имели натуральный характер. Основными источниками поступлений становились, как правило, легко собираемые налоги на товары массового спроса, такие как мыло, свечи, стекло, такни и т. д., не говоря о табаке и алкоголе. С появлением промышленности появились новые виды имущества и были введены налоги с недвижимости (например, подомовой). Все налоги представляли собой налоги на различные виды имущества и не затрагивали социальный статус налогоплательщика Впервые в истории России подоходный налог установили в начале 1916 г. и должны были ввести в действие в 1917 г. Но февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон о подоходном налоге от 6 апреля 1916 г. фактически не вступил в силу. Однако идея об этом налоге не была похоронена. После революции данный налог стал одним из основных налогов с физических лиц. Это был единственный налог, который существовал в СССР, когда практически отсутствовала налоговая система. В годы Советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8–9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6–8%. Переход России на рыночные условия по- требовал переработки всех экономических от- ношений в государстве, в том числе и введения нового налога на имущество физических лиц. Земельный налог — самый древний из всех налогов, взимаемых в настоящее вре- мя на территории России. Он был введен еще во времена царской России, пережил СССР и взимается поныне. Именно с земельным налогом связана первая налоговая декларация в России — сошное письмо, которое было введено Иваном III (1440–1505) после свержения татаро-монгольского ига. Сошное письмо — описание земельных владений в городах и сельских местностях для поземельного обложения в России XV–XVII вв. Данный документ пред- усматривал измерение земельных площадей (в городах, застроенных дворами), перевод полученных данных в условные податные единицы (сохи) и определение на этой основе размера прямых налогов. Формально в Российской Федерации земельный налог введен с 1 января 1992 г. К уплате транспортного налога физические лица в России были привлечены с 1 января 1994 г. Указом президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Этот налог исчислялся в размере 1% от фонда оплаты труда и был целевым, то есть средства, полученные от его уплаты, использовались для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта и взимался до 15 ноября 1997 г. Данный налог исчислялся совершенно по другим правилам, нежели транспортный налог, установленный сейчас. современных условиях действенный контроль со стороны налоговых органов за правильностью исчисления и уплаты налогов с физических лиц осуществляется в отношении только тех источников, которые отражаются в налоговых отчетах. Трудность состоит в выявлении скрытых от налогообложения источников. Поэтому особое внимание следует уделять практике администрирования в зарубежных странах. Например, можно использовать опыт Германии, США, Великобритании по установлению оптимальных размеров необлагаемого минимума и всех возможных налоговых вычетов, вместе с ужесточением санкций за сокрытие доходов. Все это, в конечном итоге, позволяет сформировать более эффективную систему регулирования источников налогообложения физических лиц. Система налогообложения физических лиц в Российской Федерации требует совершенствования, чтобы в наибольшей степени отвечать принципам справедливости, определенности, удобства и экономии, сформулированным А. Смитом, и способствовать не только пополнению доходов бюджета, но и регулированию экономической активности населения.