Общая характеристика транспортных обязательств. Транспортное законодательство

Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Данная группа договорных обязательств охватывает весьма широкий круг их разновидностей: перевозку и страхование, расчетные и кредитные правоотношения, поручение, комиссию и хранение. Объединяющим признаком служит прежде всего объект обязательств - услуги нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемые должником кредитору. Этим они, в частности, отличаются от наиболее близких к ним обязательств по производству работ. Предметом последних, как известно, служат материальные услуги, воплощаемые в определенном результате деятельности исполнителя-должника. Здесь же полезный результат действий услугодателя не приобретает материально-вещественной формы, хотя и является товаром.

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, – это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обя​зательствам, очень высок удельный вес императивных норм.

Условия пере​возки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами.

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

1.​

1.​ договор перевозки груза (ст. 785);

2.​ договор перевозки пассажира (ст. 786);

3.​ обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

4.​ договор об организации перевозок (ст. 798);

5.​ договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

В Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок. Согласно статье 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора о перевозке. Пункт 2 этой же статьи гласит: «Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами». Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов. В настоящее время к числу основных актов транспортного законодательства относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 года (в редакции от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ);

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 года № 18-ФЗ (с изменениями от 18 ноября 2007);

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ (в редакции от 18июля 2009);

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ (в редакции от 08 апреля 2009);

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008);

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ.

Кроме кодексов, уставов большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами (Министерством транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральной аэронавигационной службой, Федеральными агентствами воздушного, дорожного, железнодорожного, морского и речного транспорта). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Действующие в Российской Федерации вышеотмеченные транспортные уставы, кодексы и правила отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.

Наши рекомендации