Основы профессиональной этики.
Этика – (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу. Появление проф. этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Проф. этика развивалась на основе обобщенной практики поведения каждой профессиональной группы. Проф. этика конкретизирует общие моральные и требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
Проф. этика базируется на понятиях проф.долга, фиксирующего служебные обязанности человека и проф.чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества. Предполагается поэтому, если человек честно выполняет свой проф. долг, то его деятельность будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики в основе проф. этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это то общее, что заключено в проф. морали. В тоже время в различных сферах деятельности существуют специфические требования тике поведения участников.
Так этика в сфере обслуживания содержит следующее:
культура общения, честность;
недопустимость круговой поруки, протекционизма.
Основными принципами является ответственность перед клиентами, перед коллегами и обществом.
В заключении отметим, что в современной России ряд профессионально-этических требований зафиксирован в специальных кодексах, что отражает возрастающую роль морально-нравственного регулирования в российском обществе.
Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. именно определенную мораль. Историей развития этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений между людьми в обществе.
Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Т.е. профессиональная этика – это кодекс поведения, которые представляется наилучшими с точки зрения выполнения работником своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере. Этика деловых отношений является профессиональная этика, регулирующей систему отношений является проф. эт., регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.
Основными базовыми моральными ценностями является: честность, уважение, самоконтроль, искренность. И наоборот, жестокость относится к недостаткам.
Основным принципом, составляющим основу этики деловых отношений является так называемый «золотой стандарт»: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Это правило особо актуально для туристской индустрии, поскольку туристский бизнес – непрерывный процесс общения, контакта с людьми.
Вообще, принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы деловой этики:
«Золотое правило»;
Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для работы ресурсами (денежные, материальные);
Требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того кто и когда оно было допущено;
Принцип максимума прогресса (действие сотрудника этично, если способствует развитию организации с моральной точки зрения);
Принцип минимум прогресса (наоборот);
Толерантность (терпимость к традициям, моральным устоям других организаций);
Равнопризнание как коллективных, так и индивидуальных мнений в принятии решения;
Не следут бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов;
«Никакого насилия» (принуждения);
Этические стандарты должны внедряться в жизнь только с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководства и сотрудников;
Необходимость стремиться к бесконфликтности и т.д.
Эти принципы служат основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы.