Вопрос 1. Взаимосвязь инфляции и безработицы как показатель состояния экономики.
До 1970-х в рыночной экономике инфляция и безработица редко встречались вместе. Это была послевоенная экономика, использующая кейнсианские рецепты роста совокупных расходов для стимулирования объема производства и снижения уровня безработицы. В её основе лежала простейшая кейнсианская модель, в соответствии с кот. экономика далека от состояния полной занятости. При росте занятости инфляции нет. Когда экономика приближается к состоянию полной занятости, то цены начинают быстро расти и в условиях полной занятости появляется инфляция. Это утверждение доказывает кривая Филлипса. До 70-х годов для большинства экономических циклов характерно: 1) рост безработицы при снижении цен – в фазах спада и депрессии; 2) повышение цен на фоне сокращения безработицы в фазах оживления подъёма. Эти процессы закономерны, поскольку спад производства ведет к росту безработицы → сокращение доходов, расходов и совокупного спроса → падение цен. Когда производство идет на подъем ситуация обратная. Уровень инфляции зависит от следующих факторов: 1) ожидаемая инфляция; 2) отклонение безработицы от своего естественного уровня; 3) шоковые изменения предложения. Снижение инфляции на 1% ведет к снижению ВВП на 5% и увеличению безработицы на 2%. Быстрое обуздание инфляции – это шоковая терапия. В 1970-80-е годы происходят мощные эк. кризисы, сочетающиеся с энергетическими и структурными. В экономике возникает ситуация стагфляции (сочетание инфляции и безработицы на основе снижения совокупного спроса). Кейнсианцы верят в кривую Филипса, объясняя рост издержек шоковым предложением, т.е. кривая Филипса смещается вверх. Др. объяснение дает неоклассическая школа Фридмана, кот. выдвигает гипотезу естественного уровня безработицы (=6%). Необходимо не вмешиваться в рынок труда, т.к. он сам придёт к состоянию полной занятости, согласно этой гипотезе экономика может устойчиво функционировать в долгосрочной перспективе при естественном уровне безработицы: только неожиданная инфляция ведет к росту занятости, но в конечном итоге меры по борьбе с безработицей приводят к росту инфляции и к росту безработицы.
Вопрос 2. Принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Общий порядок расчета выручки. Контроль налоговых органов за ценами сделок.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Для целей налогообложения принимается цена товара, работ, услуг, (Т,Р,У) указанная сторонами сделки, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных (цен, установленных соглашением сторон)цен.
Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:
• если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
• если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
• если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
• если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
• если сделка заключена по результатам биржевых торгов.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1. м/у взаимозависимыми лицами;
2. по товарообменным (бартерным) операциям;
3. при совершении внешнеторговых сделок;
4. при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) Т (Р,У) в пределах непродолжительного периода времени.
Когда цены Т,Р,У, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных Т,Р,У налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие Т,Р,У.
Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных Т (Р,У) в сопоставимых экономике (коммерческих) условиях. При определении рыночной цены товара, используются официальные источники информации о рыночных ценах на Т,Р,У и биржевых котировках.
Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы – по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе – на цену сделок.
Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.
Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.
Вопрос 3. Страховые взносы: понятие, плательщики, объект и база для начисления страховых взносов, предельная величина дохода для исчисления страховых взносов. Фиксированный платеж. Изменения, вступившие в силу с 2013-2014гг.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
48.
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
49.
а) организации;
50.
б) индивидуальные предприниматели;
51.
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
52.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, за расчетный период в пользу физических лиц
Плательщики страховых взносов, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Данная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
База для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей:
- с 1 января 2014 года - 624 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101);
- с 1 января 2013 года - 568 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
2. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Продолжение ниже!!!
Изменения, вступившие в силу с 2013-2014гг.:
2013 год:
1. Предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 568 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).
2. Работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
3. Изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
4. Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
5. На выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
6. Для применяющих новый спецрежим плательщиков установлены такие же пониженные тарифы страховых взносов, как и для применяющих УСН (п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
2014 год:
- предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 624 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101);
- продлено действие некоторых льготных тарифов по обязательным страховым взносам. В частности, для применяющих УСН организаций и предпринимателей, основной вид деятельности которых входит в перечень, включенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Данные лица продолжают уплачивать страховые взносы только в ПФР по 20-процентному тарифу (ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- повысился льготный тариф страховых взносов для российских организаций и предпринимателей, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ. Данные плательщики применяют в 2014 г. тариф страховых взносов в размере 30 процентов: ПФР - 23,2 процента; ФСС РФ - 2,9 процента; ФФОМС - 3,9 процента (п. 7 ч. 1, ч. 3.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- закончилось действие льготного тарифа для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги. Такие плательщики перечисляют взносы в порядке, установленном на 2012 - 2016 г., если не подпадают под действие иных льготных тарифов, предусмотренных ст. 58, 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п. 13 ч. 1, ч. 3.5 ст. 58, ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- повысились дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, перечисляемые в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- если величина доходов предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, за 2014 г. не превысит 300 тыс. руб., то указанные лица должны перечислить в ПФР за 2014 г. фиксированный платеж в размере 17 328 руб. 48 коп. (п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- если величина доходов предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, за 2014 г. превысит 300 тыс. руб., то указанные лица должны перечислить в ПФР за 2014 г. фиксированный платеж в размере 17 328 руб. 48 коп. плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб., но не более суммы, рассчитанной исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ и общеустановленного тарифа пенсионных взносов. В 2014 г. эта сумма составляет 138 627 руб. 84 коп. (п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- главы крестьянских фермерских хозяйств за 2014 г. должны перечислить в ПФР страховые взносы в фиксированном размере, который определяется как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу и не зависит от величины доходов хозяйства (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- пенсионные взносы (начиная с расчетного периода 2014 г.) необходимо перечислять одним платежным документом без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, которые поступили в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
БИЛЕТ № 16
1. Основное макроэкономическое тождество.
2. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
3. Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, формирование документооборота, отчетность и право на вычет.
Вопрос 1. Основное макроэкономическое тождество характеризуется равенством доходов и расходов. В качестве дохода здесь рассматривается совокупный экономический доход от производства конечных товаров и услуг – ВВП, а за расходы принимаются составные элементы формулы для расчета ВВП производственным методом. Так, например, равенство ВВП = C + I + G + Xn трансформируется в равенство Y = C + I + G + Xn,
где Y – национальный доход или ВВП;
C – потребительские расходы;
I – инвестиции;
G – государственные расходы;
Xn – чистый экспорт, разница между экспортом и импортом.