Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, его решения и первые шаги по формированию государственного аппарата Российской Республики.
Возникло Сов. гос-во, юридически оформленное 2 Всер. съездом Советов. 2-ым Всероссийским съездом Советов была установлена единая система органов власти на местах (губернские, уездные, волостные съезды Советов, поселковые и сельские Советы). Юридическое оформление единовластия Советов в центре и на местах завершилось к весне 1918 г.
Исторический II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов фактически предрешил Учредительное собрание по вопросу о власти в стране. Съездом был сформирован новый состав ВЦИК и первый состав Совнаркома, выпущен ряд ключевых декретов (Декрет о мире, Декрет о земле, постановление об отмене смертной казни на фронте и др.)
Эсеро-меньшевистский бойкот Съезда фактически развязал большевикам руки, сделав первый состав нового правительства на 100 % большевистским.
В советской историографии II Съезд Советов традиционно рассматривался, как легитимация новой власти («переход власти, захваченной восставшим народом, в руки Советов был оформлен и законодательно закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов»).
Строительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах, их организационно-структурное многообразие. Ликвидация органов городского и земского самоуправления и обеспечение единовластия и полновластия Советов (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).
Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Динамику этого процесса иллюстрируют сведения об установлении Советской власти в губернских городах. До конца октября 1917 г. власть Советов победила в 21 губернском городе, в ноябре — еще в 15, в декабре — в 13, в январе 1918 г. — в 15. При этом оружие для подавления сопротивления контрреволюции пришлось применять лишь в 15 крупных городах из 84. Слом старых местных органов проходил по-разному. Прежде всего Обращением II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» юридически были упразднены посты представителей центра на местах — губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Практическое лишение власти этих комиссаров проходило по мере установления Советской власти на местах. Сложнее обстояло дело с третьей системой местных органов — земским и городским самоуправлением, которое руководило жизненно важными для населения городским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров. Для осуществления перехода аппарата органов местного самоуправления в ведение Советов в декабре 1917 г. был специально учрежден Наркомат по местному самоуправлению,
Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов и Советов были их исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов, tвплоть до отмены решений нижестоящих советских органов. Советы становились органами, регулирующими всю местную жизнь.
Значительный рост и укрепление съездов Советов в связи с объединением губернских и уездных съездов Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов способствовали роспуску земских и городских самоуправлений. Уже к 1 апреля 1918 г. было распущено более 3/4 городских дум, а к лету 1918 г. городские думы и земства были упразднены почти повсюду.
Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Отделы в свою очередь подразделялись на подотделы: медицинский, статистический, милиции и т. д. Во главе отдела должен был стоять член исполкома. Контроль за деятельностью всех отделов осуществлялся президиумом исполкома — его коллегиальным руководящим органом. На комбеды возлагались задачи распределять хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывать содействие местным продовольственным органам в изъятии излишков из рук кулаков, снабжать деревенскую бедноту хлебом. Комбеды взяли на себя заботу о формировании частей Красной Армии, создавали сельскохозяйственные коммуны и другие кооперативы, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, порой даже кулаки, хотя по закону им не было здесь места. Там, где классовый состав советов и комбедов был однороден, они существовали параллельно, но руководящими органами оставались Советы, а комбеды превращались по существу в их продотделы.