Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, его решения и первые шаги по формированию государственного аппарата Российской Республики.

Возникло Сов. гос-во, юридически оформленное 2 Всер. съездом Советов. 2-ым Всероссийским съездом Советов была установ­лена единая система органов власти на местах (гу­бернские, уездные, волостные съезды Советов, посел­ковые и сельские Советы). Юридическое оформление единовластия Советов в центре и на местах завершилось к весне 1918 г.

Исторический II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов фактически предрешил Учредительное собрание по вопросу о власти в стране. Съездом был сформирован новый состав ВЦИК и первый состав Совнаркома, выпущен ряд ключевых декретов (Декрет о мире, Декрет о земле, постановление об отмене смертной казни на фронте и др.)

Эсеро-меньшевистский бойкот Съезда фактически развязал большевикам руки, сделав первый состав нового правительства на 100 % большевистским.

В советской историографии II Съезд Советов традиционно рассматривался, как легитимация новой власти («переход власти, захваченной восставшим народом, в руки Советов был оформлен и законодательно закреплен II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов»).

Строительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах, их организационно-структурное многообразие. Ликвидация органов городского и земского самоуправления и обеспечение единовластия и полновластия Советов (октябрь 1917 – июль 1918 гг.).

Слом старых и созда­ние новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Дина­мику этого процесса иллюстрируют сведения об установлении Советской власти в губернских городах. До конца октября 1917 г. власть Советов победила в 21 губернском городе, в ноябре — еще в 15, в декабре — в 13, в январе 1918 г. — в 15. При этом оружие для подавления сопротивления контрреволюции пришлось при­менять лишь в 15 крупных городах из 84. Слом старых местных органов проходил по-разному. Прежде всего Обращением II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» юридически были упразднены посты представителей центра на местах — губернских и уездных ко­миссаров Временного правительства. Практическое лишение влас­ти этих комиссаров проходило по мере установления Советской власти на местах. Сложнее обстояло дело с третьей системой местных органов — земским и городским самоуправлением, которое руководило жиз­ненно важными для населения городским хозяйством, продоволь­ственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому, распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальные для решения неотложных хозяйствен­ных дел, направляя в них своих комиссаров. Для осуществления перехода аппарата органов местного само­управления в ведение Советов в декабре 1917 г. был специально учрежден Наркомат по местному самоуправлению,

Власть на местах принадлежала областным, губерн­ским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоян­ными рабочими органами съездов Советов и Советов были их ис­полнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам при­надлежало право контроля над деятельностью местных Советов, tвплоть до отмены решений нижестоящих советских органов. Советы становились органами, регулирующими всю местную жизнь.

Значительный рост и укрепление съездов Советов в связи с объ­единением губернских и уездных съездов Советов рабочих и сол­датских депутатов с Советами крестьянских депутатов способство­вали роспуску земских и городских самоуправлений. Уже к 1 апре­ля 1918 г. было распущено более 3/4 городских дум, а к лету 1918 г. городские думы и земства были упразднены почти повсюду.

Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (ком­беды), учрежденные в мае 1918 г. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отде­лы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, тру­да, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Отделы в свою очередь подразделялись на подотделы: медицин­ский, статистический, милиции и т. д. Во главе отдела должен был стоять член исполкома. Контроль за деятельностью всех от­делов осуществлялся президиумом исполкома — его коллегиаль­ным руководящим органом. На комбеды возлагались зада­чи распределять хлеб, предметы первой необходимости и сель­скохозяйственные орудия, оказывать содействие местным про­довольственным органам в изъятии излишков из рук кулаков, снабжать деревенскую бедноту хлебом. Комбеды взяли на себя заботу о формировании частей Красной Армии, создавали сель­скохозяйственные коммуны и другие кооперативы, содействова­ли развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, по­рой даже кулаки, хотя по закону им не было здесь места. Там, где классовый состав советов и комбедов был одноро­ден, они существовали параллельно, но руководящими органами оставались Советы, а комбеды превращались по существу в их продотделы.



Наши рекомендации