Типология - это группировка тех или иных правовых систем по определенным основаниям (сходным признакам, содержанию и формам выражения, уровню развития и т.п.).

В каждой стране (Россия, Франция и т.п.) имеется своя национальная правовая система, в которой отражаются конкретно-исторические особенности данного общества.

Все существующие национальные правовые системы современности можно сгруппировать по схожим признакам в определенные типы. В зависимости от того, к какой общественно-экономической формации они принадлежат, можно говорить о рабовладельческой, феодальной, буржуазнойисоциалистической правовых системах общества(подробно они изучаются в учебных курсах по истории государства и права).

В относительно самостоятельные типы группируются романо-германская, англо-саксонская, традиционно-религиозные (мусульманская, индусская, иудейская и т.п.)и иные правовые системы (подробнее о них можно узнать из книги Рене Давида "Основные правовые системы современности". М., 1988).

Нормы права в романо-германской семье (правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании и т.п.) издаются, как правило, специально управомоченными на то правотворческими органами (парламентом, Генеральными кортесами, Государственной Думой и т.п.), закрепляются в кодифицированных и иных нормативно-правовых актах, занимают центральное место в правовом регулировании поведения людей. Судебная и иные виды практики не создают новых правовых норм, а нацелены на разъяснение и реализацию существующих уже норм права. В качестве первичного объекта правосознания выступают абстрактные нормы и закрепляющие их законы. Для граждан (подданных) и должностных лиц в рассматриваемой правовой семье нормы права - это абстрактные общеобязательные правила поведения. Например, в соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Но это не означает, что каждый имеет или будет иметь свое жилище (квартиру, дом и т.п.).

Специфика общей (англосаксонской) семьи права (национальные системы Англии, Австралии и т.п.) заключается в том, что суды обладают правотворческими полномочиями и создают нормы права. На первом месте в юридической практике и правосознании граждан и должностных лиц здесь выступают их индивидуальные права (например, право реального владения и распоряжения своим домом, квартирой и т.п.), которые защищены судом.

В основе традиционных религиозно-правовых семей (мусульманской, индусской, иудейской) лежат юридические, нравственные и религиозные нормы и идеалы (взгляды, представления, установки и т.п.). Основу, например, мусульманского права составляет ислам и соответствующие нормы права. Источниками права и юридической практики в данной правовой семье являются Коран (священная книга, состоящая из высказываний пророка Магомета), сунна (сборник священных преданий о жизни пророка Магомета) и иджма (сборники комментариев и толкований, составленные докторами ислама).

Российская правовая система по основным своим характеристикам (правотворчеством занимаются компетентные на то органы, существует кодифицированное законодательство, суды обязаны только толковать и применять право и т.п.) относится к романо-германской правовой семье. В российском правосознании (системе взглядов, представлений, установок и т.п.) довольно заметное место занимают славянские "мотивы" (проявления правового нигилизма, недооценка роли права в общественной жизни, настороженное отношение к судебным и иным юрисдикционным органам, представление о них прежде всего как о карательных учреждениях и т.п.).

Основная тенденция в развитии общей (англо-саксонской) и традиционных религиозно-правовых семей в настоящее время выражается в усилении значения специальных правотворческих органов, роли законов и иных нормативных актов в регулировании общественных отношений. Для романо-германской правовой семьи (в том числе и России) характерным в этом плане представляется возрастание правотворческой роли судов в процессе воздействия на поведение людей, их коллективов и организаций.

Существенным недостатком разделения на правовые семьи является то, что в данном случае недооцениваются экономические и социальные основы права, воздействие базиса и всей общественно-экономической формации на сущность, содержание и функции права.

Огромная роль сегодня отводится международной правовой системе, которая включает международное право, правосознание и юридическую практику компетентных субъектов (ООН, Международного суда и т.п.).

Проблемы типологии играют существенную роль как в познавательной, так и в практической деятельности. Данный подход создает важную методологическую базу для выяснения отношений между различными типами правовых систем и семей, выделения их общих черт и признаков различия, форм взаимодействия и взаимовлияния друг на друга, позволяет значительно расширить наши представления о правовой географии (картине) мира, способствует сближению различных стран и народов, процессам экономической, политической и юридической интеграции в целом.

Раздел 5. ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Глава 5. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

5.1. Понятие и основные признаки права

5.2. Типы права

5.3. Место права в системе социальных норм

5.4. Единство, различие и взаимодействие права и морали

Наши рекомендации