Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства

Лыкова И.А.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (ФГОС) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. художественного

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 3-7
  1. Задачи художественно- творческого развития детей 3-4 лет 8
  1. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе 9-11
  1. Задачи художественно- творческого развития детей 4-5 лет 12-13
  1. Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе 13-17
  1. Задачи художественно- творческого развития детей 5-6 лет 18-19
  1. Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе 19-22
  1. Задачи художественно- творческого развития детей 6-7 лет 23-24
  1. Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной к

школе группе 24-28

10. Педагогическая диагностика 29-35

11. Список репродукций и предметов искусства для рассматривания и бесед

в старшем дошкольном возрасте 36-39

  1. Список литературы 40-41

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства - student2.ru Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства - student2.ru Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства - student2.ru Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства - student2.ru

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ного воспитания понимается как форми­рование эстетического отношения пос­редством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей детей.

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - веду­щий способ эстетического воспитания де­тей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следователь­но, художественная деятельность высту­пает как содержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представ­ляет собой систему специфических (худо­жественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художе­ственного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механиз­ма развития способности восприятия ху­дожественных образов (Венгер Л.А., За­порожец А.В.) привело к выводу о взаи­мосвязи видимых свойств образа с име­ющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми вы­разительными средствами и эстетичес­кими эталонами, которые ребёнок прис­ваивает так же, как всю духовную куль­туру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотне­сению их со свойствами художественно­го объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинально­го образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого об­раза-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного об­раза как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию ти­пичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы со­циальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формирования эстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разных видов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явле­ний) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «язы­ком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индиви­дуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцеп­ции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объек­тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети­ческого выступает цельный художест­венный образ как универсальная ка­тегория); интерпретация художест­венного образа и содержания, заклю­чённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспект­ной и увлекательной активности де­тей в художественно-эстетическом ос­воении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы,

обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства ГОУ:

► принцип культуросообразности: пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно­го содержания программы с учётом природных и климатических особен­ностей данной местности в данный момент времени;

►► принцип систематичности и после­довательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне­ние и расширением от возраста к воз­расту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера ху­дожественного образования;

► принцип природосообразности: пос­тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальных способностей;

► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс­кого сообщества (группы детей) в це­лом.

Специфические принципы,обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;

принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

► принцип интеграции различных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

►► принцип организации тематического пространства (информационного по­ля) - основы для развития образных представлений;

► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

► принцип естественной радости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспи­тания дошкольников «Цветные ладош­ки» сформулированы педагогические ус­ловия, необходимые для эффективного художественного развития детей дош­кольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избира­тельных связей с эстетическими качест­вами предметов и явлений действитель­ности. В эстетическое отношение ребён­ка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекатель­ное), добрые чувства, его творческая де­ятельность, посильное стремление к пре­образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гар­моничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на ус­тановление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важ­но построить модель эстетического от­ношения детей к окружающему миру, ко­торая в лаконичной (схематичной) фор­ме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распоз­навать и формировать процесс художе­ственно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Наши рекомендации