Классификация юридических наук

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС

В.Н. КАРТАШОВ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС

Кострома 2002

Карташов В.Н.

Теория государства и права. Начальный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Костромской государственный технологический университет. Кострома, 2002. 176 с.

На базе новейших данных отечественной и зарубежной юридической науки в книге изложены основы теории государства и теории правовой системы общества.

Данный курс предназначен для студентов младших курсов юридических факультетов и вузов. Рекомендуется также лицам, самостоятельно изучающим современные проблемы государства и правовой системы общества. Будет полезно учителям и школьникам, студентам неюридических вузов.

Книга написана В.Н. Карташовым, Заслуженным деятелем науки РФ, Почетным работником высшего профессионального образования РФ, доктором юридических наук, профессором, академиком РАЕН, зав. кафедрой теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, автором более200 научных трудов.

Рецензенты: кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородского юридического института МВД России; доктор юридических наук, профессор Н.А. Власенко.

Владимир Николаевич Карташов

Теория государства и права

Начальный курс

ISBN 5-8285-0122-4

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 06548

выдана 16 января 2002 года Министерством РФ
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Подписано в печать 11.02.02. Формат бумаги 60x84 1/16.

Печать трафаретная. Печ. л. 11. Заказ 765. Тираж 500.

Редакционно-издательский отдел

Костромского государственного технологического университета

156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17

С В.Н. Карташов, 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1998 г. для частных вузов и юридических факультетов автором было подготовлено учебное пособие «Теория государства и права», которое стало популярным у студентов других вузов, учителей школ и абитуриентов.

Однако данное пособие не охватывало многие темы, составляющие предмет теории государства и права. Кроме того, разделы книги не отражали систему учебного курса по теории государства и права. Поэтому было решено издать новую книгу, в которой бы сохранялись достоинства предыдущей работы (краткость, иллюстрирование теоретического материала конкретными примерами и т.п.) и устранялись бы два указанных недостатка.

В книге использованы современные данные отечественной и зарубежной юридической науки. В основу отдельных разделов (4,5,6,7,8) положены материалы авторского курса лекций «Введение в общую теорию правовой системы общества» (Ярославль, 1995 - 2002. Части 1-8), которые могут быть полезны для более углубленного изучения права, правосознания, юридической практики и других актуальных проблем.

Автор должен извиниться перед читателем в том, что не во всех главах книги отражается его личная точка зрения на тот или иной вопрос. Например, в отличие от большинства ученых-юристов я считаю, что государство и право являются предметами двух различных наук, которые «выросли» из «Теории государства и права».

Дело в том, что государство - центральный элемент политической системы, главный субъект политической жизни общества. Поэтому теория государства представляет важнейшую часть «Политологии».

Право же - один из главных компонентов правовой системы общества, в которую кроме него входят юридическая практика (правотворческая, правоприменительная, судебная и т.д.) и правосознание (юридическая идеология, психология и т.п.). В связи с этим теорию права следует считать одной из основных в относительно самостоятельной юридической науке, которую нужно назвать «Теория правовой системы общества».

Однако, учитывая тот факт, что Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 - юриспруденция в этом плане еще не откорректирован и предполагает изучение в вузах «Теории государства и права», я счел необходимым рассмотреть теорию государства и теорию права, теорию правовой системы общества традиционно, по старинке - в рамках единой науки, но с учетом новых концептуальных подходов ко всем юридическим явлениям. Во втором издании работы материал некоторых тем курса уточен и дополнен новыми данными.

Кроме того, в главах 20 («Юридические ошибки») и 21 («Юридические конфликты») книги использованы материалы, подготовленные аспиранткой кафедры теории и истории государства и права ЯрГУ Н.В. Семеновой.

Список использованной литературы, а также рекомендуемых учебников и учебных пособий приводятся в конце книги. В тексте в скобках указывается в начале порядковый номер источника, а затем номер страницы, на которую делается ссылка из этого списка литературы.

Автор выражает благодарность доценту Ю.И. Мельникову, который сделал ряд ценных пожеланий и рекомендаций по содержанию и форме работы, а также О.В. Шевцовой и Т.А. Болнокинойза помощь в техническом оформлении рукописи.

Буду признателен всем, кто выскажет пожелания и замечания по поводу содержания и структуры работы, стиля и формы изложения материала.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Понятие юридической науки

1.2. Классификация юридических наук

1.3. Основные черты и предмет науки теории государства и права

1.4. Методы теории государства и права

1.5. Функции теории государства и права

1.6. Теория государства и права как учебная дисциплина. Структура учебного курса.

Понятие юридической науки

Любая наука представляет собой определенную сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности. Все науки условно разграничиваются на естественные (биология и т.п.), технические (механика и т.п.) и общественные или гуманитарные науки (политология, юриспруденция и т.п.).

Юридической науке присущи следующие основные черты.

1. Она представляет собой самостоятельную отрасль обществознания, специальную гуманитарную науку, которая зародилась в древнем мире и превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни. Платон писал, что «из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах» /1. С. 163/.

2. Ее объектом служит государственно-правовая действительность, а именно: государство, право, правосознание, юридическая практика и другие явления правовой системы общества, взятые в развитии и взаимодействии.

3. В литературе юридическая наука нередко рассматривается в качестве одной из форм общественного сознания. Это верно, но лишь отчасти. Как и любая человеческая деятельность (хотя и довольно специфическая), юридическая наука - это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального.

4. Указанное нельзя забывать при характеристике юридической науки как особой формы духовного производства, которое направлено на теоретическое освоение мира, приращение новых юридических знаний. Важнейшая цель юридической науки - это дать максимально объективное знание о правовой действительности и способах (средствах, методах, формах и пр.) ее практического преобразования. «Науку часто смешивают со знанием, - писал В.О. Ключевский, - это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и умение пользоваться знанием» /1. С. 38/.

5. Как специальная разновидность человеческой деятельности, юридическая наука представляет собой органическое единство процесса деятельности по получению знания и результата этой деятельности - системы уже приобретенных на данный момент юридических знаний. В этом (результативном) аспекте юридическую науку можно рассматривать как особую разновидность социально-правовой памяти, теоретически аккумулирующей правовой опыт прошлого и настоящего.

6. Юридическую науку составляет не простая совокупность, сумма, а органически единая, цельная система знаний. «Наука - это организованное знание» /1. С. 48/, «систематизированное знание» /2. С. 171/.

7. Научные юридические знания отличаются, как правило, достоверностью и аргументированностью.

8. Юридическая наука составляет неотъемлемую часть правовой системы и правовой культуры общества, способствуя сохранению и передаче накопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая прогресс в различных областях общественной жизни и становлении личности.

9. Основными целями (задачами) юридической науки являются познание, описание, объяснение и предсказание развития юридических процессов и явлений, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов и закономерностей.

Юридическая наука, как и любая другая наука, находится «в движении», развитии. Происходит постоянное изменение ее структуры, форм организации и функционирования, принципов и методов познания, понятий, категорий, теоретических схем и конструкций, гипотез и учений.

Основные типы государства

Формы государства

Формы государства - это способы внутренней организации и внешнего выражения государственной власти, включающие форму правления, форму национально-государственного устройства и государственный режим. Основными элементами формы государства таким образом являются: а) форма правления; б) форма государственного устройства; в) государственный режим.

Форма правления характеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением.

По форме правления различают монархии и республики.

Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству.

К признакам монархической формы правления относятся следующие:

а) единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха;

б) бессрочное осуществление государственной власти;

в) передача государственной власти по наследству.

Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках.

В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборными (представительными) органами государственной власти (парламентами и т.д.).

В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей.

Признаки республики следующие:

а) выборность верховных органов государственной власти;

б) определенная их зависимость от населения (избирателей);

в) срочность в осуществлении власти органами государства.

Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики.

В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением либо парламентом, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним.

В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответственность перед ним. В случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета.

Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями, “между центром” и “регионами”.

По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные.

Унитарное - это единое государство, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.).

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

а) единым представительным органом государственной власти (парламент), главой государства ( президент и т.п.), правительством;

б) территория государства делится на административно-территориальные единицы (края, области, районы, коммуны и т.п.);

в) существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система и т.п.).

Федерация - союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности.

Она характеризуется следующими чертами:

а) представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (штатов, земель, республик и т.п.);

б) в ней наряду с высшими федеральными органами государственной власти (например, Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ), существуют также высшие органы субъектов федерации (например, Президент Республики Татарстан, Государственная Дума Ярославской области);

в) наряду с общефедеральным законодательством (например, Конституция РФ, УК РФ), субъекты федерации имеют свое законодательство (например, Конституция республики Башкортостан, Устав Иркутской области).

Государственный режим - это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти. в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства.

Ни в коей мере нельзя путать понятия “политический режим” и “государственный режим”. Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти. “Политический режим” более широкое понятие, оно кроме государственного режима включает также средства и методы деятельности других субъектов политической системы общества, а именно: средства и методы, характерные для политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Различают демократический и недемократический государственные режимы.

Признаки демократического режима:

а) реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

б) политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность;

в) признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

г) выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

д) широкая гласность в деятельности органов государства;

е) прочная законность и правопорядок в обществе;

ж) равенство всех перед законом и судом;

з) доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования.

Антидемократический государственный режим (фашистский, расистский и т.п.) характеризуется следующими чертами:

а) отказ от разделения властей выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти “вождю” и бюрократическому исполнительному аппарату;

б)абсолютной беззащитностью личности;

в)господством одной политической (военной) силы и единой официальной идеологии;

г) ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений;

д) использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.

Государственный аппарат

Типы правовых систем

Типы права

Типология правовых систем общества позволяет более правильно подойти и к характеристике основных типов права. В мире существует множество национальных систем права. Категория «тип права»призвана отразить общие, существенные черты, присущие сходным системам права тех или иных стран.

В отечественной литературе традиционно преобладает формационный подход, согласно которому выделяются четыре исторических типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Исторический тип права - это взятые в единстве существенные черты права, соответствующие определенной общественно-экономической формации. Исторические типы права, во-первых, соответствуют историческим типам государства (рабовладельческое право предполагает наличие рабовладельческого государства и т.п.). Во-вторых, основанием группировки разнообразных национальных систем права в названные типы является конкретная общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная и т.п.). В-третьих, типы права в данном случае обусловлены в первую очередь типом производственных общественных отношений, особенностью экономического базиса. В-четвертых, анализ того или иного исторического типа права позволяет выяснить, волю какого класса (блока классов) выражает (закрепляет) данная система права, а также какой тип экономических отношений защищает это право.

Рабовладельческое право было характерно для рабовладельческой общественно-экономической формации. Оно закрепляло и охраняло прежде всего экономический базис рабовладельческого общества, а именно: частную собственность на орудия и средства производства и раба. Раб был не субъектом, а объектом права частной собственности, которого можно было купить, продать и даже убить. По своей сущности рабовладельческое право выражало государственную волю рабовладельцев. Оно оформляло (закрепляло) не только экономическое, но и политическое господство рабовладельцев в обществе. На ранних стадиях развития основными источниками права служили правовые обычаи. Затем в правовом регулировании все большую роль приобретают нормативно-правовые акты, издаваемые компетентными государственными органами (сенатом, императором и т.п.). Наиболее известными источниками (формами) рабовладельческого права являются законы Драконта в Афинах, законы XII таблиц в Риме, законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии и др. В императорский период римское рабовладельческое право настолько достигло своего совершенства, что в последующем было воспринято (рецептировано) во многих европейских государствах.

Феодальное право было характерным для феодальной общественно-экономической формации. Оно закрепляло частную собственность феодалов на землю, средства производства и личную зависимость крестьян от феодалов, а также частную собственность крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия труда. Феодальное право выражало государственную волю феодалов. Этот тип права носил ярко выраженный классовый и сословный характер. Оно было правом привилегий, поскольку закрепляло неравное положение людей в зависимости от принадлежности их к тому или иному сословию. Так, феодалы имели право пожизненно пользоваться землей, передавать ее по наследству, в то время как крестьяне и третье сословие этими правами не обладали. Кроме того, классово-сословная природа права проявлялась в неравной правовой защите личности и неравной юридической ответственности за одни и те же правонарушения. Феодалы редко несли ответственность за совершенные преступления. Согласно Русской Правде за убийство лица «княжеского мужа» взыскивалось 80 гривен, за убийство свободного - 40 гривен, за убийство холопов и смердов - 5 гривен. Поэтому не случайно феодальное право рассматривается в литературе в качестве права сильного, в виде "кулачного" права.

Значительную роль в правовом регулировании брачно-семейных и иных общественных отношений в этот период принадлежит церковному (каноническому) праву. В период феодальной раздробленности основными формами права служили местные обычаи и судебная практика. Все это позволяет говорить об отсутствии единой системы права в условиях феодального общества, о партикулярном характере права. В период абсолютизма существенную роль приобретают акты центральной власти, что постепенно способствует централизации феодального государства.

Наказания в феодальном праве были весьма жестокими. Отрубание рук, выкалывание глаз и другие членовредительские наказания; смертная казнь предусматривалась даже за самые незначительные правонарушения.

Буржуазное государство и право приходят на смену феодальному государству и праву. Буржуазное право характерно для буржуазной общественно-экономической формации. Оно закрепляет и охраняет буржуазную частную собственность, провозглашает демократические свободы, формальное равенство всех перед законом и судом, принципы верховенства закона в системе нормативных актов, разделение властей и т.д.

Безусловно, что имущие классы и слои населения имеют в буржуазном обществе большую возможность для реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Особенности социалистического типа права заключаются в том, что оно должно, во-первых, выражать государственную волю трудящихся во главе с рабочим классом, во-вторых, закреплять новые производственные отношения, основанные на социалистической (государственной) форме собственности на средства производства; в-третьих, быть направлено на ликвидацию эксплуатации и угнетения, построение коммунистического общества.

Недостатком формационного подхода к типологии права является то, что здесь не всегда учитываются специфическая природа права, особенности его содержания, форм, функций и т.п.

В зависимости от принадлежности права к той или иной правовой системе общества можно выделять национальную систему права, романо-германское право, общее (англо-саксонское) право, мусульманское право, международное право и т.д.

Типы права можно также группировать в хронологическом порядке (древнее право, средневековое, современное право и т.п.), по уровню развития (высокоразвитые системы права, слаборазвитые и т.п.), по связи с государством (право демократического и тоталитарного государства).

Анализ различных типов права позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, место и роль в правовой системе общества.

Понятие принципов права

Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei). . В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов права.

Во-вторых, в виде относительно самостоятельных элементов в системе права обособляется принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем.

По своей сути, «истокам» принципы права также представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права.

На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», - записано, например, в п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Содержание принципов законности, справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 3, 6 и 7 УК РФ.

В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения законов) в российской правовой системе образуют следующие императивы: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты; и т.д.

Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом (см. главу 5). От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей. Следует однако заметить, что некоторые нормы права в силу своей социально-правовой значимости и фундаментальности могут выступать одновременно и в качестве принципов права. В этом случае необходимо говорить о нормах-принципах. Таким образом, сформулирован, например, принцип независимости судей арбитражных судов. В п.1 ст. 5 АПК РФ говорится: «при осуществлении правосудия (гипотеза - В.К.) судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция - В.К.)». Однако по своей природе, логическим, грамматическим и юридическим способам и средствам выражения они чаще всего представляют относительно самостоятельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к норме права следующее положение, содержащееся в ст. 23 Конституции Литовской Республики: «собственность неприкосновенна».

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права. Так, презумпция невиновности, принципы осуществления правосудия только судом, законности, уважения чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, состязательности сторон, свободы оценки доказательств, обеспечения права на защиту и др. являются исходной базой для уголовно-процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют, таким образом, важную системообразующую роль в системе права и правовой системе общества.

Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, регулярную и необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.

Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и пр. общественными отношениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники (законы и т.п.) являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того, чтобы быть реально действующими нормативно-правовыми предписаниями, а не благими пожеланиями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества.

Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ).

От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципов состязательности, равноправия сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских дел могут служить основаниями к отмене решения суда.

Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания; Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.

Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве (ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ), так и процессуальных отраслях права (ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 13 АПК РФ). В ст. 5 СК РФ, например, говорится: «В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости» (выделено нами - В.К.).

Исключение из того или иного общеобязательного требования либо ограничение действия принципа права в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе соответствующего закона. Например, АПК РФ закрепил принцип гласности разбирательства дел в арбитражных судах. Вместе с тем, законодатель установил и определенные исключения из указанного правила, а именно: «Разбирательство дела в закрытом заседании, - отмечается в ст. 11 АПК РФ, - допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны».

Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права, должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

Структура нормы права

Структура нормы права - это ее внутреннее строение, определенная совокупность взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции и санкции).

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий (описывающий) разнообразные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма либо другие, связанные с ней нормативно-правовые предписания. Например, похищение человека (гипотеза) наказывается лишением свободы от 4 до 8 лет (ст. 126 УК РФ).

Диспозиция - элемент нормы права, который устанавливает права и обязанности, само правило, возможное и должное поведение субъектов. "По договору купли-продажи, - говорится в п. 1 ст. 454 ГК РФ, - одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)".

Санкция нормы права определяет меры воздействия, которые могут быть применены к участникам общественных отношений, не соблюдающим нормы права. Так, приведенная выше ст. 126 УК РФ заканчивается санкцией нормы.

Виды норм права

Нормы права можно классифицировать по тем же основаниям, что и нормативно-правовые предписания (см. п. 6.2.).

1. В зависимости от отраслевой принадлежности нужно выделять нормы

конституционного (государственного), административного, гражданского, уголовного, финансового и других отраслей права. Так, нормы, закрепленные в ст. 454 ГК РФ относятся к нормам гражданского права, а в ст. 126 УК РФ - к нормам уголовного права.

2. Отраслевые нормы права классифицируются на материальные и процессуальные. Первые отвечают на вопрос, что нужно (не нужно) делать. Например, "наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии" (ст. 678 ГК РФ). Процессуальные нормы права устанавливают, как, каким образом должны реализоваться материальные нормы права. Например, "граждане могут вести свои дела в суде лично или через своих представителей" (ст. 43 ГПК РСФСР).

3. В зависимости от выполняемых функций нормы права разграничиваются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы закрепляют позитивные права и обязанности

Наши рекомендации