Тема №1 «Происхождение государства и права»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по планированию и организации
самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Правоведение»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения
№ | Наименование разделов, тем | Само- стоя- тельная работа | |
Раздел I. Основы теории государства и права. Тема 1. Происхождение государства и права. | |||
Тема 2. Государство: понятие, функции, механизм, формы. Правовое государство. | |||
Тема3. Понятие и признаки права. Норма права и нормативно-правовые акты. Правоотношение. | |||
Тема. 4. Источники права. | |||
Тема 5 Основные правовые системы современности. | |||
Тема 6. Система права и система законодательства. | |||
Тема7. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность. | |||
Тема 8. Значение законности и правопорядка в современном обществе. | |||
Раздел II. Основные отрасли современного российского материального права. Тема 9. Основы Конституционного (государственного) права России. | |||
Тема 10.Основы административного права. | |||
Тема 11. Основы гражданского права. | |||
Тема 12. Основы семейного права. | |||
Тема 13. Основы трудового права. | |||
Тема 14. Основы уголовного права. | |||
Тема 15. Международное право. | |||
Тема 16. Экологическое право. | |||
Тема 17. Правовые основы защиты государственной тайны. | |||
Тема 18. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. | |||
Итого |
№ | Наименование разделов, тем | Само- стоя- тельная работа | |
Раздел I. Основы теории государства и права. Тема 1. Происхождение государства и права. | |||
Тема 2. Государство: понятие, функции, механизм, формы. Правовое государство. | |||
Тема3. Понятие и признаки права. Норма права и нормативно-правовые акты. Правоотношение. | |||
Тема. 4. Источники права. | |||
Тема 5 Основные правовые системы современности. | |||
Тема 6. Система права и система законодательства. | |||
Тема7. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность. | |||
Тема 8. Значение законности и правопорядка в современном обществе. | |||
Раздел II. Основные отрасли современного российского материального права. Тема 9. Основы Конституционного(государственного) права России. | |||
Тема 10.Основы административного права. | |||
Тема 11. Основы гражданского права. | |||
Тема 12. Основы семейного права. | |||
Тема 13. Основы трудового права. | |||
Тема 14. Основы уголовного права. | |||
Тема 15. Международное право. | |||
Тема 16. Экологическое право. | |||
Тема 17. Правовые основы защиты государственной тайны. | |||
Тема 18. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. | |||
Итого |
Тема №1 «Происхождение государства и права»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Государство и право.
2. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя.
3. Общие закономерности возникновения государства.
4. Сущность и типы государства: понятие типа государства.
5. Теоретические основы и значение типологии государства.
Задания
Общие
Изучение изложенного теоретического материала на лекции, семинаре.
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Типы государств».
Индивидуальные
1. Перечислите шесть основных признаков государства.
2. Заполните таблицу «Теории происхождения государства».
Название теории | Авторы | Содержание теории | Недостатки |
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль государства и права в жизни общества?
2. Назовите общесоциальные причины возникновения государства.
3. Основные признаки государства: публичная власть, территориальное подразделение граждан, суверенитет, налоги и сборы связь с правом.
4. Дайте характеристику дополнительным признака государства: символы, язык, денежная единица и др.
5. Факторы, определяющие тип государства.
6. Формационный и цивилизационный подход.
7. Типы государств по формационному подходу: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
8.Типы государств по цивилизационному подходу: замкнутая цивилизация, технологическое направление.
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Происхождение государства и права», и определений государства в тетрадях студентов,
· вопросы в рубежном тесте №1,
· проверка творческих заданий, выполненных студентами,
· проверка выполненных индивидуальных и общих заданий.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Задания
Общие
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Государство: понятие, функции, механизм, формы. Правовое государство».
Индивидуальные
1. Заполните таблицу типов государств
По способу организации высшей власти | По национально-территориальному принципу | По политическому режиму | По функциональной направленности | По устойчивости политической жизни |
2. Заполните таблицу
Основные формы тоталитаризма в XX веке | |
коммунистический (социализм) | националистический (нацизм) |
на примере СССР 1930-1950 гг. | на примере Германии 1933-1945 гг. |
3. Заполните таблицу соотношения гражданского общества и правового государства:
Правовое государство | Гражданское общество |
4. Составьте схему взаимодействия сущностных черт политической власти.
5. Составьте сравнительную таблицу основных видов форм правления.
Вопросы для самопроверки
1. Функции государства: понятии, значение и объективный характер функций государства.
2. Соотношение функций с целями, задачами и принципами государства. 3. Характеристика внутренних функций государства
4. Характеристика внешних функций государства.
5 Соотношение основных внутренних и внешних функций государства.
6.Функции государства и глобальные проблемы современности.
7. Понятие и элементы форм государства.
8. Общая характеристика монархий и республик.
9. Форма государственного правления России и ее развитие в современных условиях.
10. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды.
11. Унитарное государство и федерация.
12. Федеративное устройство России: прошлое и современность. Конфедерация.
14. Демократические и антидемократические режимы.
15. Понятие и основные черты государственного аппарата.
16. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
17. Представительные ( законодательные) органы. Исполнительные органы. Судебные органы. И другие основания классификации государственных органов.
18. Понятие, структура, методологические основы анализа политической системы общества.
19 Виды политических систем.
20. Идеи правового государства и гражданского общества в истории политика правовой мысли.
21. Этапы эволюции идей правового государства.
22. Понятие, признаки и структура гражданского общества.
23.Взаимодействие государства и гражданского общества.
24. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ.
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Государство: понятие, функции, механизм, формы. Правовое государство», и определений государства, формы государства, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, демократия.
· вопросы в рубежном тесте №1,
· проверка творческих заданий, выполненных студентами,
· проверка выполненных индивидуальных и общих заданий.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Задания
Общие
Изучение изложенного теоретического материала на лекции, семинаре.
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Правоотношение».
3. .Составьте таблицу «Основные учения о праве»
Название теории | Представители | Содержание |
4. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?
1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.
2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.
3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.
4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.
5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.
6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.
7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.
8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.
5. Решите следующие задачи:
Задача 1. Укажите структуру правовой нормы.
Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ч. 1 ст. 161 УК РФ).
Задача 2. Раскройте структуру данного правоотношения.
Двадцатисемилетняя Анастасия Мельникова заключила договор аренды автомобиля с его владельцем ООО «Дороги для Вас».
Задача 3. Выделите из указанных актов правоприменительные акты: Налоговый кодекс РФ, приговор суда, Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», распоряжение Правительства РФ, поправка к Конституции РФ, постановление Государственной Думы РФ.
Задача 4. Расположите нормативные акты в порядке возрастания юридической силы: поправка к Конституции РФ, федеральный закон, приказ ректора Университета, Конституция РФ, постановление Правительства РФ, закон РФ.
Индивидуальные
1. Подготовьте развёрнутый план сообщения о соотношении права и морали, в котором раскройте:
- общее между правом и моралью
- различие права и морали
- аспекты взаимодействия права и морали
- специфику воздействия на поведение индивида моральных норм (в отличие от права).
2. Заполните таблицу «Виды правосознания»
По субъекту | По уровню | ||||
Общественное | Групповое | Индивидуальное | Обыденное | Научное | Профессиональное |
3. Составьте библиографию по теме «Место и роль права в системе регулирования общественных отношений».
4. Охарактеризуйте место и роль законов в системе нормативных актов по схеме:
Признаки | Ü Закон Þ | Виды | |
Принимается | По юридической силе ® | ||
Порядок подготовки и принятия определяется | По субъекту законотворчества ® | ||
Выражает | По предмету регулирования ® | ||
Обладает | По срокам действия ® | ||
Регулирует |
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение нормативно-правового акта.
2. Признаки нормативно-правового акта.
3 Виды нормативно-правовых актов.
4. Законы Российского права.
5. Подзаконные акты Российского права.
6. Понятие и признаки правоотношения.
7. Структура правоотношения.
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Понятие и признаки права. Норма права и нормативно-правовые акты. Правоотношение», и определений по данной теме
· вопросы в рубежном тесте №1.
· вопросы на семинаре №2,
· тестирование на семинаре №2,
· проверка творческих заданий, выполненных студентами.
· проверка выполненных индивидуальных и общих заданий.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Тема №4 « Источники права»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Понятие источника права.
2. Юридический прецедент и правовой обычай как источник права.
3. Источники Российского права
4. Действие нормативно–правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
5.Законотворческий процесс в РФ.
Задания
Общие
Изучение изложенного теоретического материала на лекции, семинаре.
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Законотворческий процесс в РФ».
3.Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:
1) Конституция РФ;
2) Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;
3) Коран;
4) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»
5) Трудовой договор;
6) Библия;
7) Решение Верховного суда УР № 13-45;
8) Уголовный кодекс РФ;
9) Решение Городской Думы г. Курска «О правилах торговли на авторынках»;
10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».
6. Решите следующие задачи:
Задача 1. Укажите дату вступления в силу данного нормативного акта, если в тексте самого акта искомая дата не указана. Указ Президента РФ: подписан 7 марта 2005 г., обнародован в информационной программе «Радио России» 9 марта 2005 г., опубликован в «Российской газете» 14 марта 2005 г.
Задача 6. Укажите дату вступления в силу данного нормативного акта, если в тексте самого акта искомая дата не указана. Федеральный закон: принят Государственной Думой 2 июня 2007 г., одобрен Советом Федерации 9 июня 2007 г., подписан Президентом РФ 24 июня 2007 г., обнародован в информационной программе телевизионного канала ОРТ 25 июня 2007 г., опубликован в «Собрании законодательства РФ» 3 июля 2007 г., опубликован в «Парламентской газете» 27 июня 2007 г.
Задача 2. К какому виду юридических фактов относится:
Превышение пределов необходимой обороны? Гибель посевов в связи с наводнением? Достижение лицом возраста уголовной ответственности?
Задача 3. Каким из указанных нормативных актов следует руководствоваться в процессе реализации права в случае противоречия данных актов: Федеральный закон от 17.05.1995 г., закон РФ от 31.12.1992 г., федеральный конституционный закон от 24.09.1996 г.
Задача 4. Каким из указанных нормативных актов следует руководствоваться в процессе реализации права в случае противоречия данных актов: Постановление Правительства РФ от 03.04.1998 г., приказ Комитета по образованию от 14.06.2000 г., Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 г.
Индивидуальные
1. Составьте схему законодательного процесса в Федеральном Собрании России в случае:
- принятия федерального закона;
- принятия федерального конституционного закона.
Как она изменится при условии:
- отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой закона?
- вето Президента в отношении принятого Федеральным Собранием закона?
2. Подготовьте мультимедийную презентацию на тему: «Источники Российского права»
Вопросы для самопроверки
1. . Определите понятие правотворчества.
2. Каково соотношение правотворчества и законотворчества?
3. Дайте определение источника права. Что такое «форма права»?
4. Какие формы права предусмотрены правовой системой России?
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Законотворческий процесс в РФ», и определений по данной теме
· вопросы в рубежном тесте №1.
· вопросы на семинаре №3,
· тестирование на семинаре №3,
· проверка творческих заданий, выполненных студентами.
· проверка выполненных индивидуальных и общих заданий.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Задания
Общие
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Основные правовые системы современности.».
3. К какой правовой системе относится наше государство и почему?
Заполните таблицу
Общие элементы | Традиционная | Исламская | Романо-германская | Англо-саксонская | Социалистическая |
1.История происхождения | |||||
2. Особенности | |||||
3. Источники | |||||
4.Структура |
4. Установите соответствие:
1. романо-германская правовая система; 2. англо-саксонская правовая система; 3. мусульманская правовая система | А. кодифицированность законодательства; Б. основной источник – доктрина; В. правовой прецедент как форма права |
Индивидуальные
1. Подготовьте презентацию по данной теме.
2. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).
3. Подготовьте доклад об одной правовой системе.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие мировой правовой системы. Какие подходы по типологии мировой правовой системы Вам известно?
2. Охарактеризуйте романо-германскую и англосаксонскую правовые системы.
3. Основные характеристики религиозных правовых систем – мусульманской и индуской.
4. Кратко охарактеризуйте обычное право и объясните причины его господства в ряде стран Центральной и Южной Африки а также в Мадагаскаре.
5. Каковы тенденции дальнейшего развития человечества- глобализации?
6. Значение знаний о мировых правовых системах для совершенствования правовой системы государственности РФ?
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Основные правовые системы современности.», и определений по данной теме.
· вопросы в рубежном тесте №1.
· проверка творческих заданий, выполненных студентами;
· проверка индивидуальных и общих заданий выполненных студентами.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Задания
Общие
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Система права и система законодательства».
3. Покажите схематично соотношение понятий институт права, отрасль права и подотрасль права; соотношение системы права и системы законодательств; предмет и метод правового регулирования; различия между системой права и системой законодательства; правовые системы ( семьи) и их характеристика.
4. Укажите, для какой отрасли права в набольшей мере характерен поощрительный метод: уголовное, трудовое, семейное право.
Индивидуальные
1. Подготовьте презентацию по данной теме.
2. Составьте тест по данной теме (15-20 вопросов.).
Вопросы для самопроверки
1. Основные черты и элементы системы права .
2. Виды отраслей права: частное и публичное, материальное и процессуальное.
3. Общая характеристика отраслей права.
4. Институт права: понятие и виды.
5. .Отраслевые и межотраслевые институты права.
6. Взаимосвязь системы права и системы законодательства.
7. Каковы отличия между понятиями «отрасль», «подотрасль», «институт» права?
8. Почему норма считается основной системой права?
9. Назовите основные отрасли российского права. Дайте краткую характеристику каждой отрасли права?
10. Взаимосвязь и различие между понятиями «система права» и «правовая система».
11. Какая задача при характеристике системы права отводится методу правового регулирования и специальным отраслевым методам?
12. Понятие мировой правовой системы. Какие подходы по типологии мировой правовой системы Вам известно?
Форма контроля преподавателя:
· проверка наличия конспекта, составленного теста по теме «Система права и система законодательства», и определений по данной теме.
· вопросы в рубежном тесте №1.
· проверка творческих заданий, выполненных студентами;
· проверка индивидуальных и общих заданий выполненных студентами.
Литература и другие информационные источники
для самостоятельного изучения
Дополнительная
1. Правоведение в схемах и определениях : учеб. пособие / Ю. А. Ежов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 448 с.
2. Правоведение / под ред. С.Н.Попова, Н.А.Ульяновой. – Барнаул : Изд-во АГАУ, 2006. - 323 с.
3. Правоведение : учебник для вузов / под ред. О.Е.Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2010. - 408 с.
4. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 541 с
5. Теория государства и права / А.Г. Хабибулин, В.В. Лазарева. - М.: Форум-инфра-М, 2009. - 624 с.
6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2004. – 768 с
7. Электронный учебник Правоведение/ под ред. С.С. Мазляна, Н.И. Косяковой, 2011г.
Интернет-ресурсы
1. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia
Справочно-правовые системы
1.СПС «Гарант»
2.СПС «Консультант +»
3.СПС «Кодекс».
Задания
Общие
1. Составьте глоссарий по изучаемой теме.
2. Сделайте краткий конспект по теме «Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность».
3. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?
1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.
2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.
3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.
4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.
5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.
6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.
7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.
8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.
4. Можно ли обвинить в совершении правонарушения лицо, лишенное свободы выбора в конкретной ситуации.
5. Сравните объективную и субъективную стороны правонарушения.
6. Определите форму вины: « лицо сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но допускает их наступление»: прямой или косвенный умысел; преступление легкомысленное как разновидность неосторожности.
7.Покажите схематично соотношение таких понятий, как « преступление» и « правонарушение».
8. Каковы различия между мерами юридической ответственности и иными мерами государственного принуждения.
9. Подчеркните, какая из названных мер принуждения выступает в форме юридической ответственности: - взыскание алиментов на содержание ребенка; лишение прав на ведение охоты; запрет выезжать из населенного пункта в связи с подпиской о невыезде.
Индивидуальные
1.Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:
1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;
2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;
3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;
4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;
5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.
6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);
7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.
2. Игнашин систематически добывал речную рыбу с применением взрывчатых веществ. Во время очередного «глушения» рыбы динамитом он был задержан.
Проанализировав ситуацию, решите вопрос об ответственности Игнашина. Какие дополнительные обстоятельства могут повлиять на вид ответственности в данном случае?
3. Подберите примеры правомерного поведения:
а) действия; б) бездействия; в) общественно-полезного; г) не являющегося общественно-полезным, но правомерного; д) соблюдения норм; е) исполнения норм; ж) использования прав; з) правоприменения; и) конформистского; к) основанного на страхе; л) исходящего из активного желания действовать правомерно.
4. Приведите 2-3 примера правонарушения. Покажите наличие в ваших примерах обязательных признаков правонарушения.
При наличии каких признаков причинение смерти человеку будет правонарушением? При отсутствии каких обязательных признаков правонарушения причинение смерти человеку не будет считаться правонарушением?
5. Решите следующие задачи:
Задача 1.В сентябре 1996 г. Е.Панкратов совершил разбойное нападение. Суд над Панкратовым состоялся в апреле 2001 г. В момент совершения преступления Панкратовым на территории РФ действовал Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1961 г. и предусматривающий в качестве наказания за разбой лишение свободы на срок от 3 до 10 лет. С 1 января 1997 г. был введен в действие новый УК РФ, где в качестве наказания за разбой предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет. Какой максимальный срок лишения свободы может быть назначен судом Панкратову за совершенное им преступление?
Задача 2.Раскройте состав данного правонарушения. Находясь в спортивном тире, В. и Д. вели беседу, во время которой В. бесцельно размахивал пистолетом. Неожиданно произошел выстрел, в результате которого Д. получил ранение в руку.
Задача 3.Раскройте состав данного правонарушения. С. убил своего брата ударом металлического прута по голове, чтобы одному распорядиться имуществом, оставшимся в качестве наследства от отца.
Задача 4.Какое из четырех обстоятельств может оказать влияние на объем дееспособности гражданина:
1) возраст гражданина — 18 лет;
2) перелом руки;
3) психическое заболевание;
4) российское гражданство.
Задача 5.Рабочий завода «Гидропривод» Игорь Кирьянов отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины в течение двух недель.
Какое правонарушение он совершил?
Задача 6.Боков обратился в юридическую консультацию за разъяснениями по поводу возможного административного взыскания, которое он может понести за совершенное правонарушение.
Должен ли учитывать это разъяснение суд при назначении Бокову взыскания за данное правонарушение? Поясните.
1. Объясните следующие термины:
-правонарушение;
- преступление;
- проступок;
- юридическая ответственность.
Задача 7. Школьники 10 класса Игорь и Саша решили покататься на лодке. Заехав в глубокое место, Игорь предложил Саше искупаться. Тот отказался, так как не умел плавать. Однако Игорь в шутку столкнул Сашу в воду, пообещав научить плавать. Саша захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось.
Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав.
Задача 8. Сухотина из окна своей квартиры, находящейся на 5 этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате пострадавшая лишилась левого глаза.
Виновна ли Сухотина в наступивших последствиях? Какова форма её вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления.
6. Заполните схему «Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность».
обстоятельства, исключающие юридическую ответственность | ||||
Вопросы для самопроверки
1.Признаки правомерного поведения и его виды?
2. Понятие правонарушения.
3. Признаки правонарушения.
4.Состав правонарушения.
5. Понятия преступления.
6. Проступок и его виды.
7. Отличие преступления от административного проступка.
8. Какие формы вины вы знаете?
9. Перечислите обстоятельс