Писать или не писать судебные речи – вот в чем вопрос?
Цицерон: «Перо лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия
Когда мы пишем, то все доводы ясно выступают перед нами и сами бросаются в глаза, а все мысли и выражения сами ложатся под перо.
Расположение и сочетание слов укладываются в орато рский ритм.
Большинству из нас упражнения в написании речи не входу, т.к. требует большого труда, который многим не по сердцу».
А.Ф. Кони (представитель противоположной точки зрения)
«Я никогда не писал речей и советую молодым, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь написанных в тиши кабинета строк.
Изучайте материал, запоминайте его, а затем следуйте совету Фауста«Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами»
Сергеич (Пороховщиков) Автор книги «Искусство речи на суде» - труда лучше которого никто еще не написал и не знаю, напишет ли когда-нибудь, также был сторонником написания речи:
«Не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажите сильной речи по сложному делу
Если вы не гений, то примите это за аксиому и готовтесь к речи с .пером в руке.
Вам предстоит не публичная лекция, не воззвание на площади, не поэтическая импровизация
Остерегайтесь импровизации!!!
(экспромт должен быть тщательно подготовлен!!!)
Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее !!!
Квинтилиан: Импровизаторы хотят казаться умными перед дураками, но зачастую оказываются дураками перед умными.
Предлагаемый выводы: Речи надо писать (это не значит, что их надо читать, так как читаемая речь всегда будет уступать произносимой без чтения )
Речь надо помнить – во время ее произнесения вы будете помнить написанные вами (отобранные из множества других) слова, обороты, выражения, метафоры и эпитеты, где и каком месте вы это записали – работает и ваша зрительная память!!!
Вы не ищете нужные слова и выражения – вы их нашли, запомнили и произносите – это оружие вы подготовили заранее – каждое слово – пуля, а предложение – автоматная очередь – все пули должны попасчть в цель – в головы судей, присяжных и остальных слушателей…
Естественно, единого, готового рецепта для всех быть не может
Кони не писал речей – произносил их блестяще
Андреевский писал речи – и также произносил их блестяще
Ф О Р М А Р Е Ч И
Форма –речи представляет собой внешние ее проявления, что дает возможность утверждать, - этому аспекту – необходимой составляющей части речи – необходимо уделять не меньше внимания, чем содержанию речи.
Форма речи включает в себя:
1) Внешний вид оратора, его умение достойно держаться и выглядеть на судебной трибуне
Один из лучших представителей судебного красноречия А.Ф. Кони по этому поводу пишет:
«Внешний вид имеет важное значение, т.к. психологическое влияние на слушателей начинается до речи, с момента появления оратора перед публикой»
Строгость и даже изысканность в одежде, умение с достоинством держаться – качества, которые должны быть присуще всем адвокатам, а неряшливый внешний вид и неумение надлежащим образом выглядеть на судебной трибуне, вряд ли создадут в зале суда достойную обстановку и привлекут внимание слушателей к тому, что говорит адвокат.
(свитер, кожаная куртка – не лучшая одежда для адвоката, для оратора, хотя порой и в таком виде адвокаты и сегодня выступают в суде)
2)Жесты, мимика, поза, тон, стиль
В судебной речи не бывает мелочей, все имеет свое значение и все должно иметь конечную цель – все вспомогательные средства формы речи должны усиливать содержание речи и наглядно иллюстрировать мысли оратора
Не к месту и не во время поднятая рука оратора – не способствует усилению речи и вызывает удивление своей неестественностью.
Некоторые наши адвокаты постоянно закрывают глаза, часто отбрасывают голову назад, без конца поправляют волосы, раскачиваются, топчутся на месте, стоят согнувшись – все это не красит оратора и не может усиливать влияние защитительной речи на судей и на публику.
Ничего в ораторе не должно быть наигранным, искусственным, не жизненным.
Учитесь быть естественными и сила, влияние речи будут получать дополнительный импульс от вида, позы, жеста оратора, доносить до суда переживаемые оратором чувства.
Стиль и тон речи – важные составляющие формы речи.
Стиль –это сам человек: - его характер, темперамент, ум, опыт, такт, а определение нужного тона речи – продолжение перечисленных качеств, присущих только этому оратору. Тон и стиль – по сути – единое целое.
Тон речи помогает оратору усиливать речь в нужном месте, отделять один раздел от другого, переходить от одной мысли к другой, а также выражать свои чувства: негодование раздражение, гнев, сочувствие, расположение, ненависть.
Тон речи, интонация, понижение и повышение голоса, позы и жесты должны полностью соответствовать тому, что говорит оратор, какие слова, образы он подбирает, какие картины рисует и какие чувства испытывает
Кого может увлечь или даже заставит внимательное слушать монотонная, без пауз, в одном темпе произносимая речь, даже если она аргументирована и содержательна (снотворное в чистом виде)?
Скука убивает любую, даже самую умную речь, и такой же результат у бездушной и неискренней речи.
Монотонная речь – «речь ручейком, вода струится, журчит, льется по мозгам слушателей, не оставляя в них следа»
Поэтому речь должна соответствовать давно высказанному определению того, чем она является:
«Человеческая речь - очаровательница сердец и королева всего мира. Она имеет такое могущество, что не только увлекает того, кто колеблется, но и сваливает того, кто упирается, нападает на сопротивляющегося и заставляет его сдаться»
Речь должна быть ясной, понятной, чтобы ее можно было легко воспринимать и понимать.
Сергеич: «Не говорите так, что бы вас мог понять судья, а так, чтобы он не мог вас не понять»
Точность знания дает точность выражения, а имеющийся у оратора словарный запас позволяет добиваться того, чтобы мыслям было тесно, а словам вольготно.
Мы наблюдаем зачастую наших адвокатов, выступающих в суде:
мысли разлетаются, внимание перескакивает с одного обстоятельства на другое, путаются фразы, не к месту звучат слова – впечатление такое, что он: дела не знает, к защите не готов, речь не подготовил. – результат негативный, как и впечатление и в глазах судей и в глазах клиентов.
Высшее изящество речи – в мыслях и простоте, как результат тщательного анализа обстоятельств дела, а также умение говорить просто о вещах возвышенных