Предмет, цели и задачи юр психологии

Предмет, цели и задачи юр психологии

Предмет ЮП – психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности, механизмы), деятельность юридических органов (государственных, хозяйственных и общественных организаций), их влияние на правовую систему и зависимость от неё, а так же юридически значимых сторон образа жизни, поведения граждан и их групп.

Цели:

1. Укрепление законности и правопорядка в государстве, обществе и способствование построению правового государства;

2. Познание юридическо-психологической действительности, разработка психологических путей укрепления законности и оказание практической помощи.

Задачи(около 20):

1. Изучение истории развития юридической психологии;

2. Разработка методологии и методов исследования;

3. Обоснование психологических мер по предупреждению преступности;

4. Правовая социализация молодёжи;

5. Исследование психологических причин криминализации;

6. Проведение психологических исследований по проблемам совершения законотворческой и правоприменительной деятельности;

7. Вопросы правосознания;

8. Исследование психологической специфики деятельности разных правоохранительных органов;

Изучение зарубежного опыта, поиск путей его применения.

Юр. Психология как теоритическая и прикладная наука.

Юридическая психология по специфике исследуемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридической наукой и юридической практикой. Однако юридическая психология - прикладная отрасль психологии, а не юридической науки и юридической практики. Юридическая психология базируется на общей психологии, на той ее составляющей, которая именуется социальной психологией. По сути юридическая психология является частью социальной психологии. Это не только не умаляет ее значения для юриспруденции, а еще в большей степени подчеркивает ее своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в правовом поле государства, в сфере правового регулирования.

Юридическая (правовая) психология - наука, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом ("человек-право"). В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Психическое состояние, особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля и др. протекают по общепсихологическим и психофизическим законам. Юридическая психология призвана увидеть эти состояния, исследовать их правовое значение в процессе рассмотрения юридического дела с целью снижения возможности нарушения правовых норм путем психологического исправления этих состояний.

Система юр. Психологии.

1. Общая часть: история, методология, основы психологических знаний, психология юридического труда, правосознание.

2. Особенная часть: разделы, изучающие криминальную психологию, следственную психологию, судебную психологию, судебно-психологическую экспертизу, психологию исправления (пенитенциарную).

В связи с бурным развитием науки на современном этапе в макроструктуре выделяют 5 основных частей:

1. Основы юридической психологии (значение науки, её место, цели, задачи, система, методы, методология, история).

2. Психология законности и правопорядка (вопросы касающиеся правосознания, правовой социализации, психология правового воспитания, психология активного участия поведения в утверждении законности и правопорядка, психология воздействия СМИ на правовую психологию поведения).

3. Психологические основы правоохранительной деятельности (психологические особенности управления, психология личности сотрудника, психология работу с персоналом, профилактика профессиональной деформации сотрудника, психология профессионального общения, психология личной безопасности сотрудника).

4. Психологические особенности решения разных правоохранительных задач (психология профилактики преступления, оперативно-розыскная психология, психология расследования преступления, психология борьбы с экстремизмом и терроризмом).

Психологические особенности деятельности разных правоохранительных органов (психология деятельности разных правоохранительных органов: органов судебной власти, органов обеспечения охраны и безопасности, таможенных органов, органов прокуратуры, нотариата, адвокатуры, психологической деятельности частноохранных и детективных агентств).

Методы юр. Психологии.

Метод Предмет, цели и задачи юр психологии - student2.ru — это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Все методы подразделяют на:

1. организационные (планирования, подготовки, построения научного исследования)

a. системный – не отрывочные данные, а с учетом системы

b. сравнительный (характерен получением данных в определенный отрезок времени, но на разных территория в разл жизненных условиях с посл анализом полученных результатов

c. лангитюдный – ориентирован на выполнение психолог срезов через определенные промежутки времени (при диагностике личности преступника)

2. эмпирические – методы сбора фактического материала

a. биографический – сведения получают из автобиографии исследуемого лица (в протоколе допроса)

b. метод независимых характеристик – представленные юристу характеристики изобразучр, по месту службы, кот дб подтверждены не менее чем 3 соседями или управляющим

c. обсервационные методы

d. психодиагностические – стандартизированные, апробированные методы, обладающие определенными ключами для их интерпретации (тесты)

e. праксиметрические – исследования

f. экспериментальные – методы моделирования юридико-психологических явлений в специально создаваемых условиях с целью более детального изучения (следственный эксперимент)

3. обработки полученных данных (обсчет, шкалирование: количественные и качественные (группировка собранного материала по видам, типам, категориям) и воплощение его в графиках, таблицах, диаграммах)

4. интерпретационные – заключаются в приложении методологических принципов и теоретических положений общей и юр психологии к полученным данным

Стереотипы Ролевой конфликт

1. «Я – маленький человек» обусловлен несовпадением личных

2. «Начальник всегда прав» ценностей (Я - идеальный) и

3. «Начальник должен быть жёстким, требований выполняемой роли

твердым, настойчивым» (Я - реальный).

4. Нахождение виновного и Вызывает тревогу, напряжённость,

применение наказания дискомфорт.

Психология терроризма.

Переговоры – один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, основанные на законе, психологии и представляющие собой криминальные ситуации, диалог с преступниками в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной д-ти , а также активного содействия раскрытию прест и устранения причиненного вреда.

ФЗ:1. К РФ;2. УК РФ;3. ФЗ «О борьбе с терроризмом»;4.Ф З «О безопасности»;5. Указ президента от 7 марта 1996 г «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» - создание системы для подготовки специалистов, могущих вести переговоры с преступниками.

Психология преступности.

Психологический анализ позволяет выявить динамику прест-ти и основные тенденции.

1. тождественность общей преступности в стране с преступностью в других странах

2. преступность все более становится коррумпированной. эта особенность также имеет мировой характер- треб отмывания денег через гос органы в др страны. Треб-ся приобретение определенного имиджа.

3. абсолютный и относительный рост преступности относительно населения, эконом развития и культуры

4. преступность во всем мире приобрела организованный характер (все зоны влияния в прест мире оказались разделенными)

5. организованная преступность взрослых все более оказывает влияние на подростковую преступность, подчиняет е себе

Существует общесоциальный контроля отставания социального контроля над преступностью, ее колличественными и качественными изменениями. Отмечают, что первый шаг делает преступность, а борьба с преступностью – ответный шаг общества на вызов преступности. На совр этапе отмечается неадекватность принимаемых мер борьбы с преступностью.

Психология потерпевшего.

Потерпевший и жертва преступления - лицо, кот совершенным прест причинен физ, морал или нравств вред (понятие шире) различаются.

От структуры личности потерпевшего и его поведения во многом зависит осуществление преступных намерений криминальной личностью. Т.к в ряде случаев жертва формирует, «воспитывает» преступника, ряде случаев молчаливо соглашается стать жертвой, а в отдельных случаях провоцирует.

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до, в момент и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего, воспитания у людей морально-волевых качеств, которые должны стать защитой от преступного посягательства.

- Поведение потерпевшего на стадии, предшествующей преступлению.

- Поведение потерпевшего на стадии совершения преступления. Оно нах-ся в зависимости от внешней среды и от внутренней среды.

Внешняя среда – в каком месте было совершено нападение на потерпевшего, видимость, освещение, расстояние до нападающего, туман, дождь (элементы свзанные с восприятием потерпевшим нападающего)

Внутренняя среда – индивид особенности личности (оцепенение)

Криминальное насилие (высказанное в словесной угрозе, характер конкретных действий)

Состояние каждого потерпевшего строго индивидуально и хар-ся сплавом различных взаимодействующих эмоций и чувств. Любое преступное воздействие вносит специфические изменения в личность жертвы. Это своеобразное отражение того, какие действия были предприняты в отношении потерпевшего.

Поведение потерпевшего на стадии после совершения над ним преступления: Общаясь с потерпевшим на этой стадии надо учитывать, что его поведение нах-ся в зависимости от его эмоц. состояния, психолог особенностей, социальной значимости совершенных над ним действий и личной оценки.

Важнымявл. психологич. анализ потерпевшего. Показания потерпевшего это не только источник док-в, но и средство защиты его интересов. Отношения потерпевшего к установлению истины м.б. различным:

- Хар-ся активной позицией потерпевшего (звонки следователю)

- Хар-ся безразличным отношением потерпевшего. Это категория потерпевших, когда дела возб-ся по факту, или чел-к не желает огласки.

Потерп-ий может воспрепят-ть раскрытию истины. При допросе потерп-гонеобход.отделятьфактич.данные от его предположений и умозаключений,т.к.доказ-ми явл.только факты.

Пормирование показаний потерп-го происходит поэтапно: - восприятие; - запоминание; - воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необход.для следователя инф-ии. Это необход. учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.

Исслед.жертв-виктимология.

В основе классифик.жертв лежат возраст,пол,ролевойстатус,нравственно-псих.признаки,тяжестпрест-я,степень вины. Предлагается в основу класс-и положить тяжесть преступления, степень вины жертвы и тд.

Типы жертв:

1. агрессивные жертвы (агрессивые насильники, провокаторы)– люди, поведение которых в ситуации, предшеств-ей совершению прест, хар-сь активностью (семейные деспоты, хулиганы, мстители, лица психически больные);

2. активные жертвы (их поведение не связано с нападением или к-л толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии (неосторожные подстрекатели);

3. инициативные жертвы (мб как инициативные по должности (поучают, воспитывают), или инициативные в силу убеждений (указывают другим людям);

4. пассивные жертвы – лица, которые неспособны к оказанию сопротивления (временное увечье здоровья)

5. некритичные жертвы (неосмотрительность, самонадеянность) (психические больные).

Психология допроса.

Допрос - это следственное действие, предусмотренное и регламентированное УПК, состоящее в получении управомоченным органом показаний от лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию.

Тактические приемы допроса должны быть хорошо глубоко инсценированы, а следователь должен быть, в известном смысле, актером, чтобы в полной мере исполнить свою роль. Погружение в расследуемую ситуацию неизбежно, поэтому следователь может изнутри рассмотреть и почувствовать мысли и чувства всех участников расследуемого преступления как драмы, в которой он стал одним из действующих лиц. Поэтому следователь должен хорошо знать психологические процессы.

Процесс формирования показаний проходит следующие стадии:

1) восприятие информации и переработка с учетом характерологических особенностей человека;

2) запоминание и переработка с учетом установок и переживаемых событий;

3) воспроизведение с субъективной переработкой, отражающей значимость передаваемой информации;

4) обратная связь, «корректировка показаний».

Понимание сути допроса представляется возможным через понимание предмета допроса, коим являются:

1. обстоятельства, входящие в предмет доказывания;

2. обстоятельства, необходимые для достижения промежуточных целей расследования;

3. обстоятельства, с помощью которых обнаруживаются доказательства;

4.обстоятельства, играющие тактическую роль.

Сущность допроса состоит в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым делом, самому дать о них показания. Следователь выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.

Целью допроса является получение информации, на основании которой следователь:

1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;

3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.

Для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что находит свое выражение в применении тактических приемов при производстве допросов, т.е. методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.

Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.

Аффект

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект - эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие - все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий".

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние,

вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

• на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая

деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

• на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо

контролируемыми действиями;

• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает

состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного

поведения.

К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов -моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Виды восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Наблюдение- это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Свойства восприятия

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Основные процессы памяти

·Запоминание- Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта.

·Хранение- означает наличие информации, что не всегда связано с ее доступностью для сознания

·Воспроизведение отвечает за извлечение информации из блока хранения.

·Узнавание генетически более раннее проявление памяти. ·Реконструкция материала

·Реминисценция — факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый.

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

·Мгновенная (иконическая)

·Кратковременная память

·Оперативная память

·Долговременная

·Генетическая память

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

· У человека преобладающим является зрительное восприятие

·Слуховая память

·Двигательная память

·Эмоциональная память

·Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Психология свидетелей.

Психология свидетеля Свидетель в уголовном процессе – это лицо, располагающее информацией о преступлении и его участниках. Свидетель может лично воспринимать событие преступления (очевидец) либо получить информацию от других лиц. Расширительное толкование понятия «свидетель» предполагает, что в качестве источника информации может выступать любое осведомленное лицо, в том числе и не являющееся участником процесса (например, в оперативно-розыскной деятельности). При этом психологические особенности таких свидетелей в основном совпадают. Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) Физиологическим и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т.к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. 2) Эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления. 3) Особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотивационной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т.д.). 4) Значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа. 5) Внушаемостью и самовнушаемостью. 6) Процессуальным положением на предварительном следствии. 7) Психологической ролью в совершенном преступлении. 8) Характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование.

Описанные психологические особенности учитываются в процессе получения значимой информации от свидетеля (как в уголовном процессе, так и в оперативно-розыскной деятельности). Осуществляется: 1) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления; 2) диагностика и оценка личностных характеристик свидетеля; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, мышления, стимулирование восстановления ассоциативных связей (в том числе с помощью гипноза); 4) анализ психологической роли свидетеля в совершенном преступлении; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса; 6) оперативное изменение тактики допроса на основании вышеперечисленных факторов; ) применение специальных психологических приемов распознавания и преодоления умышленного либо непроизвольного искажения фактов.

Предмет, цели и задачи юр психологии

Предмет ЮП – психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности, механизмы), деятельность юридических органов (государственных, хозяйственных и общественных организаций), их влияние на правовую систему и зависимость от неё, а так же юридически значимых сторон образа жизни, поведения граждан и их групп.

Цели:

1. Укрепление законности и правопорядка в государстве, обществе и способствование построению правового государства;

2. Познание юридическо-психологической действительности, разработка психологических путей укрепления законности и оказание практической помощи.

Задачи(около 20):

1. Изучение истории развития юридической психологии;

2. Разработка методологии и методов исследования;

3. Обоснование психологических мер по предупреждению преступности;

4. Правовая социализация молодёжи;

5. Исследование психологических причин криминализации;

6. Проведение психологических исследований по проблемам совершения законотворческой и правоприменительной деятельности;

7. Вопросы правосознания;

8. Исследование психологической специфики деятельности разных правоохранительных органов;

Изучение зарубежного опыта, поиск путей его применения.

Наши рекомендации