Каковы функции Международного Суда? Что понимается под «обязательной юрисдикцией Международного Суда» в соответствии с его Статутом и каковы условия ее признания?
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДОВ
1. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мирном разрешении международных споров, в которой обращалось внимание государств – членов «на возможности, предоставляемые Международным Судом для урегулирования споров юридического характера». В Декларации также указывалось, что такие споры должны передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями его Статута.
Каковы функции Международного Суда? Что понимается под «обязательной юрисдикцией Международного Суда» в соответствии с его Статутом и каковы условия ее признания?
2. В споре о континентальном шельфе Эгейского моря Международный Суд столкнулся с беспрецедентным случаем, когда одна из сторон – Греция – решила избрать судью ad hoc, когда как Турция воздержалась от участия в судебном разбирательстве. В такой ситуации можно было утверждать, что участие судьи ad hoc только от одной стороны могло нарушить равновесие в составе Суда и навредить принципу равновесия сторон.
Какова ваша точка зрения по данному вопросу (обоснуйте ее со ссылками на международно-правовые документы)? Что понимается под использованием судьей ad hoc при разбирательстве дела в Международном Суде ООН?
3. Между государствами А. и Б. возник спор по поводу применения договора о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. В нем говорится, что споры по поводу применения и толкования договора будут передаваться в Международный Суд ООН. Договор вступил в силу без каких-либо оговорок.
Государство Б. не дало согласия на передачу спора именно в Международный Суд. Оно считает, что наилучшим способом решения возникших противоречий будет создание арбитражного органа.
Может ли Международный Суд принять спор к рассмотрению, если он передан ему только государством А.?
4. Россия является участницей Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.
Если возник спор с каким-либо другим государством – участником этой Конвенции, может ли оно передать спор в Международный Суд ООН без согласия России? Если да, то какое юридическое значение для России будет иметь решение Суда?
5. ООН и одно из развивающихся государств заключили соглашение, в котором предусматривалась помощь этому государству со стороны ООН и реализация программы в сфере начального образования.Между сторонами соглашения возник спор о его применении и толковании.
ООН передала спор в Международный Суд ООН, поскольку все споры, в которых участвует ООН, должны, по мнению ООН, решаться именно им. Такое решение ООН было обосновано еще тем, что государство – другая сторона спора – признает юрисдикцию Суда обязательной. Действительно, государство сделало заявление в соответствии со ст. 36 Статута Международного Суда о признании юрисдикции Суда обязательной. Однако в отношении данного спора оно категорически возражало против передачи его в суд, поскольку считало, что гораздо быстрее и эффективнее решить спор путем переговоров.
Будет ли спор принят к рассмотрению Международный Суд?
6. При рассмотрении индо-потругальского спора о праве прохода через территорию Индии Международный Суд пришел к заключению, что сделанные в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда заявление о признании его обязательной юрисдикции, включая сопровождающие их оговорки, немедленно приобретают юридическую силу ipso facto и без необходимости заключения специального соглашения в отношении всех остальных государств, принявших тоже обязательство, причем даже до того, как будут получены тексты указанных заявлений, т.е. без предоставления таким государствам каких-либо возможностей выработать свою позицию в отношении этих оговорок.
Какими полномочиями наделен Европейский Суд по правам человека? Вправе ли он рассматривать индивидуальные жалобы о нарушении прав человека?
9. Прокомментируйте ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., вступившей в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., а также соответствующие положения ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Являются ли обязательными дл Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека? Какой порядок исполнения решений этого судебного органа предусмотрен в российском законодательстве?
Какие правила для обращения в Европейский Суд по правам человека сформулированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколами к ней? По какие основаниям жалоба признается неприемлемой для рассмотрения в Суд? Каким, по вашему мнению, может быть решение Европейского Суда по правам человека?
11. Согласно Договору, учреждающему Европейское Сообщество, Суд ЕС компетентен рассматривать иски о неисполнении обязательств, о бездействии, об аннулировании и возмещении вреда.
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДОВ
1. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мирном разрешении международных споров, в которой обращалось внимание государств – членов «на возможности, предоставляемые Международным Судом для урегулирования споров юридического характера». В Декларации также указывалось, что такие споры должны передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями его Статута.
Каковы функции Международного Суда? Что понимается под «обязательной юрисдикцией Международного Суда» в соответствии с его Статутом и каковы условия ее признания?
2. В споре о континентальном шельфе Эгейского моря Международный Суд столкнулся с беспрецедентным случаем, когда одна из сторон – Греция – решила избрать судью ad hoc, когда как Турция воздержалась от участия в судебном разбирательстве. В такой ситуации можно было утверждать, что участие судьи ad hoc только от одной стороны могло нарушить равновесие в составе Суда и навредить принципу равновесия сторон.
Какова ваша точка зрения по данному вопросу (обоснуйте ее со ссылками на международно-правовые документы)? Что понимается под использованием судьей ad hoc при разбирательстве дела в Международном Суде ООН?
3. Между государствами А. и Б. возник спор по поводу применения договора о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. В нем говорится, что споры по поводу применения и толкования договора будут передаваться в Международный Суд ООН. Договор вступил в силу без каких-либо оговорок.
Государство Б. не дало согласия на передачу спора именно в Международный Суд. Оно считает, что наилучшим способом решения возникших противоречий будет создание арбитражного органа.