Метод замены налоговых отношений

Внутренний контроль.

Согласно НК РФ, каждое предприятие-налогоплательщик (п/п) обязано «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения».

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства п/п под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности на минимальном уровне, т.е. производить текущие нал платежи вовремя и в полном объеме. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем нал контроле как о деятельности, носящей императивный характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего нал контроля имеют место:

1. Еженедельный мониторинг налоговой базы, определение базы нал отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства – первое и объективно необходимое условие всей деятельности по нал. планированию. 2. Составление прогнозов нал обязательств организации (нал. календарь) с целью оптимизации потоков нал платежей 3. Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением нал. обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать:

-правовые базы данных – для изучения действующего законодательства;

-разъяснения ФНС РФ и местной нал. инспекции;

- специальную литературу (комментарии ведущих специалистов по налогам, периодические издания и т.п.);

-разъяснения аудитора (юриста).

Тактический уровень.

Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится спец. подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйствующих контрактов. Составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок. Впоследствии эти прогнозы учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, служащих базовым критерием принятия инвестиционных решений. Разрабатывается график соответствующего исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации. Прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки. Мероприятия этого уровня хорошо известны и обычно называют способами, методами налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны и направлены на определенный сегмент нал. отношений, не затрагивают весь комплекс нал. проблем.

Методы нал. минимизации:

-метод замены отношений; -метод разделения отношений;

-метод отсрочки налогового платежа;

-метод прямого сокращения объекта налогообложения;

-метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;

-метод принятия учетной политики с максимальным использованием возможностей для снижения налоговых платежей;

-метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;

-метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

Метод разделения отношений.

Основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, т.е. праве каждого хозяйствующего субъекта самостоятельно, без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. В данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Так, отношения по поводу реконструкции здания согласно экономической целесообразности, в соответствии с действующим законодательством, можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт. Причем затраты на последний, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Внутренний контроль.

Согласно НК РФ, каждое предприятие-налогоплательщик (п/п) обязано «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения».

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства п/п под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности на минимальном уровне, т.е. производить текущие нал платежи вовремя и в полном объеме. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем нал контроле как о деятельности, носящей императивный характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего нал контроля имеют место:

1. Еженедельный мониторинг налоговой базы, определение базы нал отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства – первое и объективно необходимое условие всей деятельности по нал. планированию. 2. Составление прогнозов нал обязательств организации (нал. календарь) с целью оптимизации потоков нал платежей 3. Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением нал. обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать:

-правовые базы данных – для изучения действующего законодательства;

-разъяснения ФНС РФ и местной нал. инспекции;

- специальную литературу (комментарии ведущих специалистов по налогам, периодические издания и т.п.);

-разъяснения аудитора (юриста).

Тактический уровень.

Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится спец. подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйствующих контрактов. Составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок. Впоследствии эти прогнозы учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, служащих базовым критерием принятия инвестиционных решений. Разрабатывается график соответствующего исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации. Прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки. Мероприятия этого уровня хорошо известны и обычно называют способами, методами налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны и направлены на определенный сегмент нал. отношений, не затрагивают весь комплекс нал. проблем.

Методы нал. минимизации:

-метод замены отношений; -метод разделения отношений;

-метод отсрочки налогового платежа;

-метод прямого сокращения объекта налогообложения;

-метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;

-метод принятия учетной политики с максимальным использованием возможностей для снижения налоговых платежей;

-метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;

-метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

Метод замены налоговых отношений

Базируется на основном принципе гражданского права – принципе диспозитивности гражданско-правовых отношений, т.е. праве каждого хозяйствующего субъекта самостоятельно, без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. Суть метода заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, т.е. замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной. Примерами метода замены правоотношений, использующегося в настоящий момент, служат замена посреднического договора , т.к. прибыль от деятельности посредников облагается налогами по повышенной ставке, на договор подряда (возмездного оказания услуг), облагаемых в обычном порядке; замена договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве, поскольку инвестиции, вложенные на основании этого договора, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Метод разделения отношений.

Основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, т.е. праве каждого хозяйствующего субъекта самостоятельно, без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. В данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Так, отношения по поводу реконструкции здания согласно экономической целесообразности, в соответствии с действующим законодательством, можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт. Причем затраты на последний, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Наши рекомендации