Цели и задачи проекта «Гражданская взаимопомощь» в период с июня 2012 года по февраль 2013 года .

Актуальность проекта

Короткая справка о регионе

Численность населения Челябинской области составляет 3 490 тыс. чел. (численность населения города Челябинска – 1 143 тыс. чел.), 81% населения – городское население. По объему валового регионального продукта Челябинская область занимает 14 место в России, по численности населения – 9 место. Челябинская область состоит из 16 городских округов и 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 247 сельских поселений. Столица региона является одним из промышленных центров России. Челябинская область является монополистом в России по производству 15 видов промышленной продукции, в том числе различных видов стали и стального проката, кадмия, цинка, талька, магнезитового порошка. Исторически влияние металлургии (в том числе Магнитогорского металлургического комбината), на финансовые результаты Челябинской области было подавляющим. До кризиса 2008-2009 годов риски такого одноcтороннего развития были не так заметны, но спад финансовых результатов Челябинской области в период кризиса составил 52%, превысив в два с лишним раза средний показатель по России (24 процента). Экспортно-ориентированная экономика Челябинской области во многом зависит от колебаний цен на мировом рынке черных металлов. ММК поставил в прошлом году «антирекорд по рентабельности»: по данным «Ведомостей», если в 2010 году чистая прибыль компании составила 232 миллиона долларов, то в 2011-м чистый убыток – 125 миллионов долларов. Между тем, бюджет области на 18-20% состоит из налоговых отчислений ММК. Неустойчивость металлургического рынка и колебания цен в пределах даже 5-10%, достаточно явно сказываются на экономических показателях региона.

Актуальность проекта

Спад финансовых результатов области и непопулярные политические решения в стране в целом, несомненно, отражаются на качестве жизни людей, повышается протестная активность городского населения. В то же время, от социального самочувствия, культуры поведения самих граждан зависит комфортность среды проживания, общий уровень безопасности, производительность труда, уровень коррупции и многие другие показатели.

С одной стороны, нельзя сказать, что протестная активность городского населения Челябинской области была достаточно высокой. Основной подъем протестных настроений происходил в период выборов в ГД РФ и выборов Президента РФ с декабря 2011 г. по май 2012 г., но, вместе с тем, эмоциональный запрос общества на политическую активность и включённость в реальное управление страной сформировался. Наглядно видно, что появился запрос на изменения, но он, в массе своей, не подкреплён реальным опытом самоуправления и самоорганизации населения, прежде всего, по месту непосредственного проживания.

В основной массе требования граждан области связаны с общероссийской ситуацией: честность выборов, запрос на новую политическую элиту, желание участвовать в жизни своей страны, совершенствование государственной власти и ограничение произвола бюрократии; высвобождение предпринимательской инициативы и обеспечение экономического роста на новой основе. Именно поэтому достаточно привлекательным первоначально был воспринят имидж, например, партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» в Челябинской области во главе с М.Д. Прохоровым: к участию в деятельности партии активно присоединился средний класс, интеллигенция, представители бизнеса, готовые вложить собственные ресурсы. Но, в связи с известными всем событиями, впоследствии этот слой в очередной раз потерял доверие к партийным институтам. Затем достаточно результативно прошли выборы Президента РФ. В первую очередь, отмечалась активность гражданских наблюдателей, которой не наблюдалось никогда раньше (только штаб М.Д. Прохорова собрал около 900 сторонников, в центральном районе за М.Д. Прохорова проголосовало 16,53% граждан). Характерный портрет наблюдателя - в основной массе, это работающее население региона (для справки: в области работающее население составляет около 1 600 тыс. чел.), работники и работодатели, занятые в малом и среднем бизнесе (для справки: в области составляют около 635 тыс. чел.), а также молодежь, студенты (для справки: в области составляют около 300 тыс. чел.). Это те люди, которые ранее не ходили на выборы или устали от действующего режима и хотят перемен, их возмущает текущая рокировка власти. Такие люди редко состояли в политических партиях. Из важных тенденций можно отметить отсутствие потребности таких людей в оплате при наблюдении, что говорит о достаточной финансовой обеспеченности участников и небезразличности к происходящему в стране. Они ответственно подошли к вопросу наблюдения: в Челябинске были выявлены фальсификации, в частности, вброс бюллетеней, карусели и.т.п., не сходились показатели системы ГАС Выборы и данные собранных протоколов. В то же время, впоследствии, по завершении участия в событийных политических проектах, граждане не видят конкретных мер и шагов политических лидеров после прохождения избирательного процесса, что приводит к возрастанию недоверия и очередному всплеску разочарования.


Таким образом, мы видим большой ресурсный потенциал участия граждан в жизни региона. Емкость небезразличных, как минимум, около 10 000 активных граждан в г. Челябинске. Поэтому ЦГВ – Челябинск должен рассматриваться как площадка для формирования конструктивного диалога между властью и обществом, формирования гражданского общества посредством создания собственной региональной инфраструктуры для его поддержки. ЦГВ – Челябинск должен быть независимым институтом, абстрагированным от политических партий и взглядов.

Местоположение Центра

По опыту создания общественных приемных можно сделать вывод, что экономия на местоположении существенно снижает клиентопоток (около 50%) и увеличивает количество недовольных граждан, ввиду отсутствия транспортной доступности центра. Предполагается аренда помещения в офисном центре в центре города. (Бизнес центр «Урал» на Проспекте Ленина, 55А). Из плюсов: шаговая доступность, невысокая ставка арендной платы, в сравнении с аналогичными центрами, наличие необходимой инфраструктуры на этаже (столовая, туалеты и.т.п.), что сокращает затраты на аренду неэффективных площадей. Из минусов центра можно отметить только ограниченность парковочных мест, иногда наблюдается перегруженность лифтов (здание из 16 этажей) и ограничены возможности размещения большой вывески.

Модель Центра

На первоначальном этапе выбран эконом-вариант приемной со штатом из 3 сотрудников. Предполагается арендовать 2-комнатное помещение площадью 50-60 кв. м.

Дизайн и интерьеры Центра

Интерьер центра должен привлекать, но быть без излишеств, в сдержанных светлых тонах, основной принцип центра – опрятность, универсальность, комфорт, профессионализм. При приходе в центр хорошо должны чувствовать себя как малообеспеченные граждане, так и люди с высоким политическим статусом. Предполагается использовать утверждённый фирменный стиль как единую систему визуально-коммуникативных средств и предметов: баннер КГИ и государственную символику. Также необходима карта города, для удобства рассмотрения обращений и планирования логистики, небольшой ящик для заполненных карточек проблем и анкет оценки результатов деятельности центра. Можно также сделать фотоальбом/фото в рамках для наглядной демонстрации команды волонтеров и участия в крупных социально значимых проектах. Также необходимо сделать вывеску, чтобы центр можно было найти, проходя по улице, а также дополнительные указатели внутри самого центра. Допускается размещение листовок НКО-партнеров, но в разумных пределах. Необходимо неукоснительно соблюдать фирменный стиль и дресс-код, но чтобы не было отторжения и ассоциации у обратившихся граждан с бюрократическим аппаратом.

Основными помещениями типового офисного модуля ЦГВ являются: холл (для ожидания посетителей), основная приёмная (где работают менеджеры приёма), информационный зал/переговорная (где обслуживаются клиенты с простыми информационными запросами).

Технические и вспомогательные помещения ЦГВ: санузел для посетителей, санузел для персонала, склад (подсобное помещение), кухня-столовая – не предусмотрены, ввиду расположения в бизнес-центре с имеющейся инфраструктурой на этаже.

Статус Центра

Центр в Челябинске будет создаваться на базе уже действующего НКО Фонд общественного развития «Южный Урал». В связи с этим, необходимо в уведомительном порядке сообщить об открытии центра в уполномоченные органы. Юридическим собственником НКО, на базе которой организуется центр, является физическое лицо. Реально центр будет подотчетен учредителям (членам КГИ и инвесторам, а также частично университету города).

Виды услуг центра, какие нужды населения будет удовлетворять центр. Какую конкретную помощь, и какими силами вы будете оказывать? Какую информацию, и по каким темам вы будете предоставлять населению? Какой максимальный объём помощи вы способны оказать и как сделать так, чтобы спрос на ваши услуги не превысил ваше предложение?

Выбор областей деятельности ЦГВ Челябинска выбирался, исходя из специфики региона, а также наличия систематических насущных проблем региона:

- рост тарифов на энергоносители, ЖКХ;

- экология, Челябинск – основной металлургический центр (такие нашумевшие дела, как утечка брома, нарушение требований норм выбросов вредных веществ в атмосферу, накопление на территории области бытовых и промышленных отходов, ПО «Маяк», Челябинский городской бор, превышение уровня шума летательных аппаратов).

- обветшание домов (нашумевший по всей России поселок Роза).

- разрушение исторических памятников;

- обеспечение жильем малоимущих семей и молодежи;

- нехватка мест в детских садах;

- наркомания, аборты, подростковая преступность и.т.п.

Также принято решение придать Центру широкий охват деятельности, чтобы поддержать его конкурентоспособность.

Исходя из этого, предполагается сориентироваться на следующих направлениях:

Штабные услуги центра:

1. «Совет и защита» прав граждан, консультирование социального, политического, экономического характера (около 50% времени центра):

- юридические консультации: основное направление - просвещение граждан в жилищно-коммунальной сфере (например, проблемы, связанные с необходимостью ремонта помещения по вине жилищно-коммунальных служб; проблемы, вызванные соседством офисов, магазинов и тому подобных организаций; проблемы, связанные с отоплением, и сложности с ремонтом лифтов и.т.п.); проект «Управдом»; защита прав личности (ребенка); проблемы нарушения трудового и пенсионного законодательства; защита прав потребителей; защита прав граждан и противодействие произволу недобросовестных сотрудников правоохранительных органов; вопросы безопасности; имущественные вопросы (жилищные и земельные);

- консультирование в сфере малого и среднего бизнеса: консультационная помощь в открытии собственного бизнеса, консультирование по финансовым организациям, по правилам получения кредитных средств и.т.п., получении грантов, защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции и рейдерства; защиты прав граждан в трудовых спорах с работодателями.

2.Информирование, по интересующим граждан вопросам социального, политического, экономического характера (около 20% времени центра): повышение правовой грамотности населения: как сделать выбор, куда идти, к кому обратиться; оказание содействия гражданам в оформлении документов социально-правового характера; помощь в направлении запросов в государственные органы власти, органы местного самоуправления, иные организации для получения информации о деятельности этих органов и организаций, либо для разрешения ими конфликтной ситуации.

3. Прием от граждан и организаций перспективных предложений и проектов по развитию региона для рассмотрения профильными экспертами на КГИ г. Челябинска (около 5% времени Центра)и, в случае одобрения проекта, передача его на вышестоящий уровень, КГИ, г. Москва (бюджетное планирование, муниципальное управление, изменения в действующие нормативные акты, экологические вопросы, туризм и.т.п.)

4. Образование и работа с молодежью, культура (около 20% времени центра):создание новых культурных и досуговых пространств; социально-педагогическая работа по месту жительства с опорой на тимуровские проекты.Проведение образовательных мероприятий и спецкурсов с периодичностью не реже 1 раза в месяц: «1 час с известным человеком» (общение волонтеров со значимым лидером в регионе с возможностью задать интересующие вопросы – не реже 1 раза в месяц); «Основы предпринимательства», «Курсы лидерства». Проведение на площадке ЦГВ-Челябинск других самостоятельных проектов Комитета, таких как «Школа новой власти» (заявитель Н. Шевшукова), «Молодые лидеры России» (заявитель С. Цыпляев), Клуб «Открытый форум» (заявитель М. Урнов и В. Касамара)

5. Мониторинг систематических проблем и общественный контроль (около 10% времени центра):
Выявление и систематизация проблем, волнующих жителей. Проведение независимых сетевых расследований силами журналистов-любителей, блогеров, выездные рейды:

- Экологические вопросы
- Содействие деятельности муниципалитетов в решение вопросов местного значения;
- Общественный контроль за работой управляющих компаний в сфере ЖКХ.

6. Оказание моральной поддержки гражданам(психологическая помощь и поддержка, около 10% времени центра)

7. Несистематические проекты: организация наблюдения за выборами в период избирательных кампаний.

Услуги 1,2,4,5,6 оказываются, по возможности, профессиональными юристами/экономистами/психологами и т.д., в зависимости от степени сложности вопроса/проблемы. По общим проблемам 2,3,4,5,6,7 вести прием могут общественные волонтеры, студенты, прошедшие предварительную стажировку у специалиста. В случае проблемы высокой степени сложности будет рассматриваться привлечение специалиста подходящей квалификации (условия сотрудничества обговариваются со специалистом).

Отдельно выделим специализации волонтеров-студентов: ЖКХ, социальная защита, трудовые споры, защита прав потребителей, экология, помощь больным детям (и взрослым) и людям с ограниченными возможностями, бытовые и семейные юридические консультации, защита прав личности, предотвращение насилия в семье, поиск пропавших людей, культурное и досуговое развитие города, психологическая поддержка.

Актуальность специализаций объясняется в особом внимании Центра к студенчеству – социально и психологически уязвимой группе населения. Студенты остро нуждаются в разносторонней помощи и поддержке, т.к. период студенчества – крайне важный этап становления взглядов, убеждений, мотивов личности, именно в эти годы вчерашний ребенок входит во взрослый мир, полный новых проблем, задач, трудностей, с которыми ранее студенту не приходилось сталкиваться. Особенно сложно иногородним студентам, вынужденным самостоятельно справляться с новой жизнью и статусом. Тесное сотрудничество с ведущими вузами города позволяет расширить круг возможных направлений и способствовать развитию поколения общественных лидеров.

Дистанционные услуги:

1.Волонтерская помощь и социальный блок (около 10% времени центра):
- помощь больным детям и людям с ограниченными возможностями, поддержка пенсионеров;
- оказание помощи пострадавшим в результате экологических, промышленных и иных катастроф, терактов, социальных, национальных, религиозных и иных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам, вынужденным переселенцам и т.п., помощь в восстановлении исторических памятников.
- благоустройство города: проект "Чистый двор".

2. На базе Центра предусмотрено создание телефонной службы поддержки – «горячей линии» по оказанию психологической и моральной поддержки нуждающимся (около 10 % времени центра). При достижении ЦГВ предпроектных мощностей рассматривается возможность привлечения сотрудников, постоянно занятых на телефонной службе.

Ожидается, что одновременно все услуги сразу центр осуществлять не сможет, поэтому выше указаны приоритеты в направлениях деятельности, в % соотношении. В планах центра, помимо консультирования и информирования, обязательно 1 раз в месяц реализовывать 1 социально значимый проект и проводить 1 обучение и участвовать в общественно-политическом событии. (см. приложение 1. Бюджет, раздел Целевые показатели работы и оценка эффективности деятельности).

Превышение спроса над предложением будет компенсироваться расширением Центра с апреля 2013 г. и сотрудничеством с местными НКО, а также мультиплицированием.

14. Уникальность предложения Центра.

Уникальность центра состоит в том, что центр решает широкий круг задач, аналогов таких центров практически нет:

1.Центр – неполитический и непартийный проект, что существенно повышает доверие населения к нему.

2.Решает широкий спектр задач, нацелен на результат и реальные дела – решение проблемы, таким образом, наиболее важно использовать все возможности, чтобы помочь конкретному человеку в его вопросах, проблемах, может быть, даже в беде.

3.Предполагается создание Центра как социальной службы при поддержке крупного университета Челябинска с частичным использованием его технических возможностей и ресурсов.

4.Центр выступает как платформа для формирования творческих лидеров для семьи, района, города, региона, страны. Формирование кадрового резерва активных молодых специалистов. Подготовка специалистов под заказ и специфику региона.

5. Выступает как площадка для выявления и систематизации проблем, волнующих жителей, принцип работы – «снизу вверх». Предполагается анализ всего массива обращений, чтобы выявлять те проблемные точки, которые требуют системных решений на общегосударственном, на региональном уровне.

6.Как площадка социологических опросов: например, мониторинг и факторы желания и нежелания жить в городе Челябинске.

7. Предполагает беспрецендентный обмен опытом с другими регионами – внедрение наиболее успешных проектов.

Первичные проекты, на которых планируется сконцентрироваться: юридическая помощь и поддержка, консультации и информирование.

Сравнительная характеристика центра от других проектов:

  Региональные приемные Челябинской области при Агентстве стратегических инициатив Общественная приемная Челябинской области при Президенте РФ или приемные депутатов Ройзман, «Фонд-Город без наркотиков» Американские сообщества
плюсы - наличие финансового и информационного ресурса, четко прописанного плана работы и взаимодействия - образование и просвещение граждан (высокого уровня обучающие программы с привлечением профильных специалистов) - наличие финансового ресурса; - наличие административного ресурса, реальных возможностей повлиять на ситуацию - наличие сильной команды с высокой социальной ответственностью за результат; - качественное публичное освещение результатов: доклады о результатах деятельности, задействованы СМИ, сайт, социальные группы - четко налаженная система работы; - финансирование и гранты; - обмен опытом между странами и специалистами; - большой банк решенных проблем.
минусы - принцип работы – от сверху-вниз (от центра - в регионы), верх ставит задачу, низ - выполняет; - нацелены, в основном, на рассмотрение глобальных задач, не решает локальные проблемы, риск того, что предлагаемые проекты впоследствии так и останутся на бумаге - формальный подход к решению вопросов: нет нацеленности на результат, как показывает статистика, не более 20% обращений решено положительно; - основная цель – пиар конкретного депутата при решении конкретного вопроса - узкая специализация; - чрезмерная сконцентрированность на лидере фонда - сложность мультиплицирования к российской действительности; -непонимание российской региональной специфики.

Союзники и местные НКО.

Первоначально планируется в срок до 20.10.2012 г. произвести информирование крупнейших некоммерческих организаций региона, соответствующих специфике деятельности, о Центре (личные встречи, рассылка по почте) и формирование пула из сторонников, заключение договоров о сотрудничестве с 10-20 НКО, такими как: общество «Знание»; ассоциация «ГОЛОС», «Трезвей»; «Держись», благотворительный экологический фонд «Моя планета», Общественное движение «Искорка», «Клуб волонтеров Челябинска», Зоозащитная организация «Потеряшка» и другие.

Помимо НКО, предполагается сотрудничество с юридическими лицами по отдельным направлениям деятельности центра: Банки (УБРИР, ВТБ24, УРАЛСИБ, Сбербанк и.т.п.)

Торговые центры (Фокус, ТРК Магнит и.т.п.), в частности, по реализации совместных волонтерских проектов и распространению паспортов проблем.

Также планируется проведение переговоров с лидерами интернет-сообществ и участников КГИ для участия в проектах по мониторингу систематических проблем, а также размещению и огласке достигнутых результатов по решению проблем впоследствии: ЛентаЧел, MediaЗавод, Уралпрессинформ, «Актуально», «Новый Регион» и.т.п.

Актуальность проекта

Короткая справка о регионе

Численность населения Челябинской области составляет 3 490 тыс. чел. (численность населения города Челябинска – 1 143 тыс. чел.), 81% населения – городское население. По объему валового регионального продукта Челябинская область занимает 14 место в России, по численности населения – 9 место. Челябинская область состоит из 16 городских округов и 27 муниципальных районов, 27 городских поселений и 247 сельских поселений. Столица региона является одним из промышленных центров России. Челябинская область является монополистом в России по производству 15 видов промышленной продукции, в том числе различных видов стали и стального проката, кадмия, цинка, талька, магнезитового порошка. Исторически влияние металлургии (в том числе Магнитогорского металлургического комбината), на финансовые результаты Челябинской области было подавляющим. До кризиса 2008-2009 годов риски такого одноcтороннего развития были не так заметны, но спад финансовых результатов Челябинской области в период кризиса составил 52%, превысив в два с лишним раза средний показатель по России (24 процента). Экспортно-ориентированная экономика Челябинской области во многом зависит от колебаний цен на мировом рынке черных металлов. ММК поставил в прошлом году «антирекорд по рентабельности»: по данным «Ведомостей», если в 2010 году чистая прибыль компании составила 232 миллиона долларов, то в 2011-м чистый убыток – 125 миллионов долларов. Между тем, бюджет области на 18-20% состоит из налоговых отчислений ММК. Неустойчивость металлургического рынка и колебания цен в пределах даже 5-10%, достаточно явно сказываются на экономических показателях региона.

Актуальность проекта

Спад финансовых результатов области и непопулярные политические решения в стране в целом, несомненно, отражаются на качестве жизни людей, повышается протестная активность городского населения. В то же время, от социального самочувствия, культуры поведения самих граждан зависит комфортность среды проживания, общий уровень безопасности, производительность труда, уровень коррупции и многие другие показатели.

С одной стороны, нельзя сказать, что протестная активность городского населения Челябинской области была достаточно высокой. Основной подъем протестных настроений происходил в период выборов в ГД РФ и выборов Президента РФ с декабря 2011 г. по май 2012 г., но, вместе с тем, эмоциональный запрос общества на политическую активность и включённость в реальное управление страной сформировался. Наглядно видно, что появился запрос на изменения, но он, в массе своей, не подкреплён реальным опытом самоуправления и самоорганизации населения, прежде всего, по месту непосредственного проживания.

В основной массе требования граждан области связаны с общероссийской ситуацией: честность выборов, запрос на новую политическую элиту, желание участвовать в жизни своей страны, совершенствование государственной власти и ограничение произвола бюрократии; высвобождение предпринимательской инициативы и обеспечение экономического роста на новой основе. Именно поэтому достаточно привлекательным первоначально был воспринят имидж, например, партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» в Челябинской области во главе с М.Д. Прохоровым: к участию в деятельности партии активно присоединился средний класс, интеллигенция, представители бизнеса, готовые вложить собственные ресурсы. Но, в связи с известными всем событиями, впоследствии этот слой в очередной раз потерял доверие к партийным институтам. Затем достаточно результативно прошли выборы Президента РФ. В первую очередь, отмечалась активность гражданских наблюдателей, которой не наблюдалось никогда раньше (только штаб М.Д. Прохорова собрал около 900 сторонников, в центральном районе за М.Д. Прохорова проголосовало 16,53% граждан). Характерный портрет наблюдателя - в основной массе, это работающее население региона (для справки: в области работающее население составляет около 1 600 тыс. чел.), работники и работодатели, занятые в малом и среднем бизнесе (для справки: в области составляют около 635 тыс. чел.), а также молодежь, студенты (для справки: в области составляют около 300 тыс. чел.). Это те люди, которые ранее не ходили на выборы или устали от действующего режима и хотят перемен, их возмущает текущая рокировка власти. Такие люди редко состояли в политических партиях. Из важных тенденций можно отметить отсутствие потребности таких людей в оплате при наблюдении, что говорит о достаточной финансовой обеспеченности участников и небезразличности к происходящему в стране. Они ответственно подошли к вопросу наблюдения: в Челябинске были выявлены фальсификации, в частности, вброс бюллетеней, карусели и.т.п., не сходились показатели системы ГАС Выборы и данные собранных протоколов. В то же время, впоследствии, по завершении участия в событийных политических проектах, граждане не видят конкретных мер и шагов политических лидеров после прохождения избирательного процесса, что приводит к возрастанию недоверия и очередному всплеску разочарования.


Таким образом, мы видим большой ресурсный потенциал участия граждан в жизни региона. Емкость небезразличных, как минимум, около 10 000 активных граждан в г. Челябинске. Поэтому ЦГВ – Челябинск должен рассматриваться как площадка для формирования конструктивного диалога между властью и обществом, формирования гражданского общества посредством создания собственной региональной инфраструктуры для его поддержки. ЦГВ – Челябинск должен быть независимым институтом, абстрагированным от политических партий и взглядов.

Цели и задачи проекта «Гражданская взаимопомощь» в период с июня 2012 года по февраль 2013 года .

Если говорить о конечной стратегической цели проекта по созданию ЦГВ – Челябинск, то это: успешное региональное развитие и улучшение социального самочувствия жителей Челябинской области, посредством разработки и реализации мер по повышению гражданской активности и инициативности, помощи населению в решении его проблем, а также направлению протестных настроений в конструктивное русло.
Планируется сделать центр одним из ведущих в области по успешности решения вопросов граждан, при тесной кооперации с органами власти, НКО и образовательными учреждениями.

Краткосрочные цели:

1.Создание на франчайзинговой основе первичной региональной инфраструктуры Комитета гражданских инициатив. В срок до 20.11.12 г. открыть ресурсно обеспеченный базовый Центр гражданской взаимопомощи в Челябинске.

2.В срок до 01.01.2013 г. обеспечить жизнеспособность и высокую конкурентоспособность центра по сравнению со всей имеющейся инфраструктурой по решению проблем граждан (наличие не менее 400 заведенных в систему и частично рассмотренных обращений).

3.Консолидировать вокруг себя массовое волонтёрское движение, способное предложить местному населению широкий спектр общественно-полезных услуг в таких областях, как социальный патронаж, юридическое консультирование, защита прав человека, информационное обслуживание, развитие предпринимательской инициативы, развитие местных земель, воспитание детей и молодежи, работа с социально-исключенными гражданами и т.п. Расчетный охват численности добровольцев к январю 2013 года - 100 обученных квалифицированных активистов.

4.Организовать сетевое вовлечение в гражданские инициативы проекта других участников независимого общественного движения России. Создать по итогам совместной деятельности открытую коалицию независимых партнёров Комитета гражданских инициатив. В частность, в срок до 01.10.2012 г. предполагается проведение маркетинговых мероприятий: информирование крупнейших некоммерческих организаций региона, соответствующих специфике деятельности, о центре (личные встречи, рассылка по почте) и формирование активного пула из сторонников, заключение договоров о сотрудничестве с 10-20 НКО.

Долгосрочные цели:

1. В период с 20.11.2012 г.– 20.10.2013 г. создать местное сообщество численностью 3 600 членов и более, обслуживаемых одним ЦГВ, способных и готовых принимать активное участие в развитии территории своего проживания, обеспечении честных выборов и выдвижении во власть профессионалов с высоким уровнем репутационного капитала. Распространение новых социальных практик и способов решения локальных проблем, подготовка кандидатов в местные органы власти.

2.После получения достаточного опыта работы с населением - мультиплицировать полученную модель внутри субъекта РФ на территориально-общественном уровне (до 100-200 аналогичных центров на территории своего субъекта РФ). В частности, в срок до 15.02.2013 г. планируется тестовая мультипликация в 5 городах Челябинской области: Магнитогорск, Златоуст, Чебаркуль, Сатка, Копейск, в срок до 01.05.2013 г. – выход этих центров на предпроектную мощность. И в срок до 01.09.2013 г. – дальнейшая мультипликация на еще 12 городов и округов (Озерск, Сосновский район, Коркино, Озерск, Снежинск, Еманжелинск, Еткуль, Верхний Уфалей, Нязепетровск, Бакал, Трехгорный, Октябрьское).

(Города для мультиплицирования брались, исходя из наличия ресурсов: ранее сформированных команд наблюдателей и активистов).

3.Создать корпоративную систему подготовки и повышения квалификации различных категорий участников проекта (организаторов, волонтёров и партнёров Центра).

Наши рекомендации