Понятие иммунитета государства, его концепции и виды
Иммунитет государства- в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Среди государственных иммунитетов принято различать несколько видов:
1) Иммунитет от действия законодательства иностранного государства
2) Юрисдикционные иммунитеты
3) Иммунитет государственной собственности
(1) Иммунитет от действия законодательства иностранного государства – данный вид иммунитета основан на таких составных частях суверенитета, как независимость и верховенство. Если государство обладает этими признаками, то без его согласия невозможно подчинить его действию иного закона, кроме своего собственного. Действия государства всегда определяются его внутренним правопорядком и нормами м\н права. Таким образом, в гражданско-правовых отношениях государство будет подчиняться только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное. Вследствие этого, при заключении частноправовой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицом, в случае, если стороны не определили применимое к их отношениям право, договор будет регулироваться правом государства-участника сделки.
Государство может согласиться на применение к гражданско-правовому договору иностранного правопорядка, но такое согласие должно быть явно выраженным. При этом воля государства в данном случае не должна толковаться расширительно, иностранное право должно реализовываться в строгом соответствии с оговорками, сделанными государством.
Некоторые авторы выделяют подвид данного вида иммунитета, а именно – НАЛОГОВЫЙ ИММУНИТЕТ. Налоговый иммунитет представляет собой правило, согласно которому государство не уплачивает иностранные налоги и сборы. Но данный иммунитет является частным проявлением реализации основного вида иммунитета.
(2) Юрисдикционные иммунитеты. Среди юрисдикционных иммунитетов выделяют 3 типа:
1- Судебный иммунитет, то есть иммунитет от предъявления иска в иностранном суде.
2- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
3- Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.
Иммунитет от предъявления иска означает неподсудность государства иностранному суду. Несмотря на то, что каждое государство может являться истцом и ответчиком в суде, заявление иска к государству в иностранном суде невозможно, если само государство не согласилось на подчинение юрисдикции иностранного государства. Данное согласие должно быть явно выражено либо специальным индивидуальным актом, либо в любом двустороннем соглашении между государствами.
Правило о непредъявлении иска распространяется на все категории исков, а именно и на прямые, и на косвенные иски.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска. В силу данного иммунитета суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как такие меры носят принудительный характер.
Иммунитет от принудительного исполнения судебных решений – в отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного, в том числе арбитражного решения любыми органами иностранного государства.
Основное содержание юрисдикционных иммунитетов в целом может быть сформулировано следующим образом:
1- Ни одно государство не может быть принуждено каким-либо лицом быть ответчиком в иностранном суде.
2- Совершение государством каких-либо действий на территории иностранного государства не означает автоматическое подчинение юрисдикции иностранного суда.
3- Подсудность иностранного государства национальным местным судам может иметь место только при прямом согласии на это соответствующего государства.
4- Отказ от любого из типов юрисдикционных иммунитетов не ведет к автоматическому отказу от других типов иммунитетов.
Все изложенное не означает, что государство не может выступить в иностранном суде в качестве истца. При этом отказ от судебного иммунитета такого рода предполагает возможность предъявления встречного иска к государству. Такой подход отражен в практике ВАС РФ.
(3) Иммунитет государственной собственности. Данный иммунитет является средством реализации юрисдикционных иммунитетов. Юридическим содержанием данного иммунитета является запрещение любого принудительного воздействия, в том числе изъятия имущества, принадлежащего государству, находящегося как непосредственно в руках его органов и представителей, так и в руках третьих лиц. При этом государственная собственность пользуется иммунитетом вне зависимости от наличия судебного разбирательства.
Следует иметь в виду, что государство в соответствии с процессуальным законодательством некоторых стран должно доказать наличие иммунитета, то есть государство должно подтвердить свой суверенный статус. В качестве такого доказательства могут служить межправительственные акты о признании соответствующего иностранного государства. При этом, если государству для доказывания своего иммунитета необходимо предстать перед судом, то такой факт не рассматривается как отказ от иммунитета. Такой подход закреплен в законодательстве Великобритании.
Существуют 2 основные доктрины государственного иммунитета:
1- Теория абсолютного иммунитета
Данная теория отражает суть иммунитета наиболее полно и безусловно. Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме. Он распространяется при этом на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный. Единственное ограничение иммунитета было возможно только при условии прямо выраженного согласия.
Российское законодательство и м\н практика нашего государства традиционно исходят из этой теории.
2- Теория функционального/ограниченного иммунитета (30-е годы 20 в.)
Суть теории составляет тезис о чрезвычайном характере функции государства заниматься частноправовой деятельностью. Данная деятельность выходит за рамки того, что обычно свойственно государству как таковому. В соответствии с данной концепцией иммунитет государства не действует в том случае, если государство осуществляет частноправовую деятельность.
Основа данной концепции содержится в следующих м\н документах:
- Брюсельская Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов 1926.
- Европейская Конвенция о государственных иммунитетах 16 мая 1972г.
В данных документах осуществляется укрепление теории ограниченного иммунитета. Данные документы направлены на ограничение случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде.
В Европейской Конвенции 72г. установлены следующие случаи, когда ссылки на иммунитет являются недопустимыми:
- государство само отказалось от иммунитета
- государство выступает в качестве истца в иностранном суде
- если спор возник по трудовому контракту
- по спорам в связи с правами на недвижимость
- по требованиям о возмещении ущерба
- по спорам об охране промышленной собственности
Таким образом, Конвенция исходит из территориального начала в определении характера деятельности для предоставления иммунитета государству.
В настоящее время теория ограниченного иммунитета нашла достаточно большое распространение. Ряд стран закрепляет данную теорию на законодательном уровне (Франция, Италия). В странах, которые не имеют специального законодательства по данному вопросу, концепция применяется в судебной практике при конкретном разрешении дел.
В 1979 году ООН направила циркуляр всем государствам с просьбой представить данные по состоянию существующей практики в отношении государственных иммунитетов. В соответствии с данными действиями было подтверждено, что концепции ограниченного иммунитета следуют следующие страны: Барбадос, Дания, Греция, Норвегия, Финляндия, Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Швейцария.