Международная правовая охрана авторских прав

Авторское право – совокупность правовых норм, которые регулируют порядок использования произведения литературы науки и искусства. Объекты – объекты литературы, науки, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

Исключительные права имеют личный неимущественный и имущественный характер.

Субъекты – лица, обладающие исключительными правами на произведения и их наследники. Личные права принадлежат автору независимо от имущественных и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом, при условии, что произведение автора иностранца было обнародовано на территории этого государства и ранее не обнародовалось за границей.

Предоставление национального режима на условиях материальной взаимности. Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ только при наличии международного соглашения на условиях взаимности. В отношении произведений иностранных авторов, созданных и изданных за границей, действуют два режима в РФ:

1)

· охраняемые произведения – произведения, опубликованные в РФ или за границей после 27 мая 1973 года и подпадающие под действие Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 года (дата вступления Конвенции для РФ).

· произведения, впервые опубликованные после 13 марта 1995 года и подпадающие под действие Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» 1886 года

· все произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав

2) неохраняемые произведения, не подпадающие под вышеуказанные конвенции и договоры. Авторы неохраняемых произведений в праве претендовать на защиту своих прав и на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в РФ.

Различные документы устанавливают разные сроки охраны авторских прав. в соответствие с ГК – жизнь автора + 70 лет после его смерти, по Бернской Конвенции – 50 лет, по Всемирной Конвенции – 25 лет.

Всемирная конвенция устанавливает льготы по охране авторского права для развивающихся государств, произведение иностранного автора может спокойно использоваться в течение 10 лет после опубликования произведения.

Обе конвенции исходят из принципа национального режима, то есть произведения граждан любого государства участника конвенции пользуются в каждом другом государстве охраной, которое государство предоставляет произведению впервые опубликованному на его территории. Ни одна конвенция и договоры не включает конкретный перечень охраняемых авторских прав

БИЛЕТ №2

Понятие ИНКОТЕРМС

ИНКОТЕРМС - свод унифицированных международных правил толкования торговых терминов, публикуемый Международной торговой палатой (МТП) Парижа.

Предмет и метод МЧП

К предмету МЧП относятся частноправовые отношения осложненные иностранным элементном. В современной юридической науке существует плюрализм мнений относительно предмета правового регулирования. Доминирующей является позиция о формировании предмета МЧП из отношений гражданских, семейных и трудовых (Богуславский, Марышева, Звеков). Данные исследователи подчеркивают, что предметом МЧП могут являться гражданские правоотношения в широком смысле слова.

Наряду с традиционным видением предмета существует концепции, которые расширяют или сужают предмет.

Сужающей концепцией является цивилистическая концепция (Суханов, Попандопуло). Представители данной концепции утверждают, что предмет МЧП состоит из узко цивилистических отношений (имущественные и личные неимущественные отношения включают).

Расширяющая концепция (Ануфриева, Канашевский) – предмет МЧП состоит из 2 групп отношений:

· Материальные правоотношения в сфере гражданского, семейного и трудового права.

· Отношения процессуального характера, которые складываются в международном гражданском процессе и международном коммерческом арбитраже.

Т.о. предмет МЧП можно определить как возникающие в ходе международного общения гражданские, семейные, трудовые и иные личные неимущественные и имущественные отношения, а также тесно связанные с ними процессуальные отношения между субъектами МЧП.

Существует 2 метода регулирования частно-правовых отношений:

• материально-правовой метод

• коллизионный метод.

Материально-правовой метод

Материально-правовой метод - это прямое регулирование отношений с помощью единых правил, а коллизионно- правовой метод состоит в опосредованном регулировании отношений через отсылку к какому-либо национальному праву.

Материально-правовой метод регулирования состоит в том, что государства путём заключения международных соглашений создают единые правила, которые будут регулировать гражданские, семейные и трудовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами этих государств. Такие единые правила создаются путём принятия конвенций, международных соглашений.

Следует отметить, что на сегодняшний момент международные конвенции регламентируют далеко не все вопросы - ими охватываются лишь некоторые области международной торговли (купля-продажа, перевозка, отчасти - расчеты), в то время как другие области не урегулированы конвенциями, т.е. единые материальные нормы отсутствуют. Идеальной была бы ситуация, когда государства заключили бы конвенцию, утверждающую мировой гражданский кодекс или мировой семейный кодекс. Даже в странах Европейского Союза отсутствует единый гражданский, семейный или трудовой кодекс. Кроме того, принятые международные конвенции регламентируют далеко не все вопросы, поэтому у суда, рассматривающего дело, возникает необходимость восполнения пробелов путём обращения к национальному праву.

Коллизионный метод

Коллизионный метод состоит в том, что суд должен определить, право какого государства должно регулировать международное частноправовое отношение.

Данный метод называется коллизионным, поскольку между разнонациональными законами возникают коллизии.

Коллизия - это столкновение двух правовых систем.

Коллизионная норма (в отличие от нормы материального права) не содержит информации о правах и обязанностях сторон, а лишь указывает на то, право какого государства должно регулировать данные отношения.

Коллизионный и материально-правовой методы на практике часто сочетаются. Однако в п.З ст.1186 ГК РФ имеется правило: если международный договор содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению, определение применимого права на основании коллизионных норм исключается. Однако данное правило следует понимать следующим образом: коллизионные нормы должны применяться к тем отношениям, которые не урегулированы международным договором.

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Применение Соглашения о международном грузовом сообщении 1950 г. (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках грузов 1980 г. (КОТИФ).

ж/д перевозки были первым видом перевозок, которые затронула унификация. В 1890 г. была принята Венская Конвенция о международных ж/д перевозок грузов (СИМ), в ней участвовало 9 государств (РФ входила). На уровне Европы в 1923 г. была принята Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа. В этом же году была осуществлена переработка Конвенции СИМ и она стала действовать для европейских государств, а в 1980 г. обе Конвенции были переработаны и был принят единый документ – Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ). В настоящее время в число ее участников входят все государства Европы, государства Азии и Северной Африки. Данная Конвенция устанавливает порядок урегулирования спорных вопросов между сторонами, устанавливает претензионный порядок и содержит большие положения относительно ответственности перевозчика.

Вместе с тем СССР в КОТИФ не участвовал, а РФ тоже не участвует. Вместе с тем при осуществлении перевозок на территорию стран Европы положения КОТИФ применяются и для российских лиц. В 1950 г. между странами социалистического лагеря были заключены 2 соглашения: 1. Соглашения о международных грузовых сообщениях (СМГС) 2. Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС).

В настоящее время в рамках СНГ был образован Совет по Ж/Д транспорту для координации работы ж/д на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования. В рамках данного Совета было заключено соглашение Администраций Ж/Д стран СНГ и прибалтийских государств. 01.10.1997 г. – перевозки грузов между сторонами осуществляются на основании правил СМГС.

Дополнительно были разработаны соглашения: Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, Соглашение о сотрудничестве в обществе технического переоснащения и обновления ж/д подвижного состава.

Легальное определение договора перевозки груза содержится в обеих Конвенциях и является идентичным. По договору международной ж/д перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначениями, выдать его управомоченному грузополучателю при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории 2-х различных государств.

В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной, первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом. Второй экземпляр докладной или дубликат остается у грузоотправителя для подтверждения факта заключения договора. В накладной указываются: полная характеристика груза и сроки доставки, грузоотправитель вправе сделать отметку о том, что плату за перевозку будет осуществлять грузополучатель. Не предусмотренные соглашением отметки в накладной могут привести к ее недействительности.

Соглашение КОТИФ направлено на подробное регулирование вопросов ответственности перевозчика. В случае нарушения договора перевозчик обязан составить акт, при отсутствии акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за не соблюдением условий перевозки возникает на принципах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию только если представить доказательства о том, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которых ж/д в соответствии с КОТИФ не отвечает.

К таким обстоятельствам относится: 1. Собственная вина лица, имеющего право на товар. 2. Негативные последствия, вызванные свойствами присущие самому товару. 3. Неизбежные обстоятельства. 4. Любое обстоятельство, указанное в числе специальных исков (список данный открыт - Перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка и перевозка животных).

Если перевозчик докажет, что ущерб вызван форс-мажорными обстоятельства, то он освобождается от ответственности полностью.

Перевозчик несет ограниченную ответственность за не сохранность груза и просрочку в его доставке. За несохранность груза ответственность составляет либо 51 франк пуанкаре за 1 кг. Груза, либо 17 СПЗ. За просрочку доставки предел ответственности составляет трехкратных размер провозной платы. Если будет обнаружен умысел перевозчика или его сотрудников, то предел ответственности не применяются. Срок исковой давности по соглашению установлен в 1 год. В случае неправомерных умышленных действий перевозчика – 2 года.

СМГС применяется в прямом международном ж/д грузовом сообщении между станциями открытыми для грузовых операций, расположенные на ж/д стран, которые участвуют соглашении. Транспортным документом является ж/д накладная, которая должна быть заполнена в строгом соответствии с положениями Конвенции. Накладная состоит из 5 листов: 1 лист – оригинал накладной, 2 лист – дорожная ведомость, 3 лист – дубликат накладной, 4 лист – лист выдачи груза, 5 лист – лист уведомления о прибытии груза. Все листы, кроме дубликата накладной сопровождают груз до станции назначения, дубликат накладной находится у грузоотправителя. В накладной грузоотправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран. Если груз следует по территории более чем 2-х стран, то на каждую из стран составляется своя дорожная ведомость. В накладной существует графа – объявленная ценность груза, эта графа обязательна для заполнения при перевозке следующих видов груза: 1. Золото, серебро, платина и изделия из них. 2. Драгоценные камни. 3. Ценные меха и изделии из этих мехов. 4. Заснятых кинофильмов. 5. Предметы искусства и художественные изделия. 6. Антикварные вещи и домашние вещи.

При перевозке опасных грузов стороны договора должны также руководствоваться правилами перевозок опасных грузов. Эти правила были дополнительно разработаны к СМГС в 1998 г. таки же дополнительные правила действую в отношении скоропортящихся грузов, грузов перевозимых в контейнерах, грузы перевозимые в сопровождении. Кроме того, для порядка осуществления перевозки действует Служебная Инструкция к СМГС, особенность этого документа состоит в том, что она относится только к ж/д и не регулирует правовые отношения между отправителем и получателем. СМГС указывает какие предметы не могут быть допущены к перевозке, к таким грузам относится: 1. Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы в одной из стран ж/д, которой участвую в перевозке. 2. Нельзя перевозить предметы составляющие монополию почтового ведомства. 3. Разрывные снаряды и огнестрельные боевые припасы. 4. Взрывчатые вещества и радиоактивные вещества. 5. Мелкие к отправке массой менее 10 кг на одном месте. 6. Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с не открывающейся крышей. Законодательством каждый из стран могут быть введены дополнительные изменения.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приема станцией отправления груза к перевозке. Прием удостоверяется наложением календарного штемпеля на накладную. Штемпель накладывается после оплаты грузоотправителем провозных платежей. Течение срока доставки начинается с 00 часов дня, следующего за днем принятия груза к перевозке. Перевозка может осуществляться 2 скоростями:

· Большая – срок на отправление груза – 1 сутки, скорость должна быть 320 км. в сутки.

· Малая – отправление – 1 сутки, скорость – 150 км. в сутки.

В любом случае срок доставки увеличивается на 1 сутки при перегрузки грузов. Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. СМГС устанавливает переделы ответственности перевозчика в пределах действительной стоимости груза. ж/д освобождается от ответственности в случае утраты груза при обстоятельствах: 1. Ненадлежащее качества груза и его упаковки. 2. В случае вины грузоотправителя. 3. Вследствие ненадлежащего исполнения таможенных или административных правил грузоотправителем или грузополучателем. 4. Отправитель сдал к перевозке предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием.

В случае просрочки доставки ж/д освобождается от ответственности, если просрочка произошла в результате стихийных бедствий продолжающиеся более 15 дней или в результате обстоятельств, которые вызвали ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны. Для возмещения ущерба необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. Претензии предъявляются в письменной форме с обязательным обоснованием претензий. Претензия должны быть рассмотрена в течение 180 дней, общий срок исковой давности составляет 1 год.

БИЛЕТ №3

Наши рекомендации