Понятиее, причины, факторы правотворчества.
Под правотворчеством в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием – юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотворчество» весьма условен, и следует различать, с одной стороны, ту деятельность, которую называют правотворчеством, а с другой – процессы правообразования. Дело в том, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правы те авторы, которые рассматривают правотворчество как завершающую стадию процесса правообразования.
Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:
- принятие нормативных актов органами государства;
- принятие данных актов непосредственно народом путем референдума;
- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права;
- санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями;
- формирование юридических прецедентов.
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить:
- демократизм;
- законность;
- гуманизм;
- научность;
- профессионализм;
- плановость.
Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, которые направлены на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длительная деятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.
В Республике Беларусь наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).
Выделяют несколько стадий законодательной процедуры.
1. Реализация права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект.
Субъекты права законодательной инициативы в Республике Беларусь перечислены в ст. 99 Конституции Республики Беларусь.93
2. Обсуждение законопроекта. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
3. Принятие законопроекта путем голосования в Палате представителей, одобрения Советом Республики и подписания Президентом Республики Беларусь. Детально эта процедура регулируется Конституцией Республики Беларусь и регламентами деятельности высших органов государственной власти.
4. Официальное опубликование закона.
Нормотворческая техника.
Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:
- логическую последовательность изложения;
- отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в
системе законодательства;
- компактность нормативного материала;
- ясность и доступность языка закона;
- точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
-? устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.
Уровень юридической техники свидетельствует об уровне юридической культуры. Юридическая техника в первую очередь касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов.
24. Субъекты, объекты, содержание правоотношений.
Субъекты правоотношений – это их участники, наделенные юридическими правами и обязанностями. В любом правоотношении должно быть не менее двух участников, обладающих определенными качествами, совокупность которых и образует понятие субъекта правоотношения.
Субъект правоотношения – это субъект права, который порождает правовое отношение, определяет его содержание и имеет возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.Круг участников правоотношений многообразен и зависит от сферы общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию, и, в конечном счете, от воли государства.
Выделяют две группы субъектов правоотношений: индивидуальные
(физические лица) и коллективные (юридические лица).
К индивидуальным субъектам относятся:
- граждане;
- иностранцы;
- лица без гражданства (апатриды);
- лица с двойным гражданством (бипатриды).
Вторая группа – коллективные субъекты правоотношений – представлена следующими организациями:
- государство в целом;
- государственные органы, учреждения и предприятия;
- негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, иностранные фирмы, акционерные общества);
- общественные объединения (партии, союзы, ассоциации и др.);
- административно-территориальные единицы (города, округа, области, края, районы);
- избирательные округа;
- религиозные организации.
Коллективные субъекты (организации) правоотношений в сфере частного права выступают в качестве юридических лиц, если они обладают рядом организационных, имущественных и правовых признаков. К ним относят:
1) организационное единство, то есть наличие в коллективном субъекте управленческих, организационных связей и структур, необходимых для ведения хозяйственной (коммерческой), некоммерческой и иной деятельности, обозначенных в уставе и учредительном договоре;
2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Под правоспособностью понимается абстрактная способность (возможность) субъекта права иметь юридические права и нести обязанности, предусмотренные законом. Правоспособность юридического лица возникает с момента регистрации устава и прекращается вместе с его ликвидацией. Правоспособность физического лица начинается с момента рождения и прекращается смертью. Ею обладают в равной мере все граждане без исключения независимо от пола, возраста, национальности, профессии и т. д.
Правоспособность бывает общей, отраслевой и специальной.
У юридических лиц, органов государства и общественных организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования, так что они обладают единой праводееспособностью.
Праводееспособность юридических лиц может быть общей (у коммерческих негосударственных) или специальной (у государственных унитарных предприятий, некоммерческих юридических лиц).
В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не
всегда совпадают. Все граждане правоспособны, но не все они одновременно дееспособны. Вопрос о моменте наступления дееспособности конкретного физического лица в отраслях права решается по-разному. В связи с этим по белорусскому законодательству выделяются следующие типы дееспособности: полная (с 18 лет); частичная (с 14 до 18 лет); дееспособность малолетних (до 14 лет); ограниченная, когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).
Объекты правоотношений: понятие и виды.
Объектами правоотношений могут быть:
1)материальные блага (здания, сооружения, вещи, имущество, ценности, результаты действий);
2)нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь, свобода, безопасность и т. д.);
3)продукты духовного творчества (произведения литературы, науки,
живописи, телевидения, кинематографии, научные открытия, политические, идеологические ценности и т. д.);
4)действия участников правоотношений, услуги и их реальные результаты в различных сферах жизни общества.
5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, облигации, векселя).