Понятие правотворчества. Формирование права и правотворчества

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов. Издавая нормы права государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом для регулирования общественных отношений. Правотворчество следует отличать от процесса правообразования или формирования права. Правотворчеством не ограничивается весь сложный процесс образования права. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативно-правовых актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном поведении субъектов, либо сформировались в правосознании народа, и поэтому их осталось только документировать, придать им официальную силу.

В процессе правотворчества выделяют два этапа:

1.Возникновение потребностей в правовом регулировании общественных отношений.

2.Правотворческая деятельность компетентных органов государства.

Как видно, понятие «правотворчество» более узкое, чем понятие «формирование права» или «правообразование».

Основными стадиями правотворческого процесса являются:

1.Подготовка проекта нормативно-правового акта.

Она включает в себя следующие операции:

- выявлении потребности в правовом регулировании;

- анализ экономических, социологических и иных данных по вопросу;

- изучение действующих правовых актов, практики применения по этому вопросу;

- определение цели и выбор метода правового регулирования для данного случая;

- выработка текста проекта нового акта, его обсуждение и согласование с заинтересованными органами, иногда обсуждение в широкой аудитории, а в отношении важнейших законопроектов – и референдум.

2.Прохождение проекта нормативного акта в правотворческом органе и придание ему соответствующей юридической силы.

3.Упорядочение действующего права в связи в изменениями, внесенными в него новым нормативным актом.

Сюда входит отмена актов, потерявших юридическую силу, внесение дополнений, изменений, поправок в действующий нормативный акты и систематизация нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества.

Правотворчество — это деятельность, прежде всего государст­венных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Черты правотворчества:

- оно представляет собой деятельность активную, творчес­кую, государственную;

- основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;

- это важнейшее средство управления обществом, здесь фор­мируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

- научность;

- профессионализм(заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и другие);

- законность;

- демократизм(характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

- гласность(означает открытость для общественности.

Виды правотворчества.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:

1.Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

По своему характеру референдум может быть:

-Контрольным – это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;

-Консультативный референдум – то голосования, проводимое по требованию определенного числа избирателей;

-Плебисцитарный референдум – это референдум, результаты которого не обязательны для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер;

2.Правотворчество государственных органов;

Это форма правотворческой деятельности является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации и практически каждому органу государства предоставляется право издавать нормативно-правовые акты.

1.Правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

2.Правотворчество органов местного самоуправления;

3.Локальное правотворчество, которое осуществляется на предприятии, в учреждении, организации;

4.Правотворчество общественных организаций;

3.В зависимости от значимости правотворчество делят на:

1.Законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативно-правовые акты, обладающие наивысшей юридической силой;

2.Делегированное правотворчество – правотворческая деятельность органов исполнительной власти (например, Правительство принимает нормативно-правовой акт по поручению парламента);

3.Подзаконное правотворчество.

Наши рекомендации