Субъекты закона и законности
Сложились две точки зрения относительно субъектов закона и законности. Согласно традиционной позиции, которую поддерживают Р. Т. Мухаев, В. В. Лазарев и другие авторы, субъектами законности выступают все субъекты права: индивиды, их объединения, государство, государственные органы, должностные лица.
Н. В. Витрук придерживается другого мнения, полагая, что законность состоит в том, что должностные лица полностью «выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе и защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права»[82].
Нарушения законности гражданами, по мнению Н. В. Витрука, не нарушение законности, а нарушение правопорядка, что не освобождает граждан, совершивших любое правонарушение, от юридической ответственности. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений, совершенных должностными лицами, тем самым способствуя упрочению законности. Уважая первую точку зрения, более убедительной, на наш взгляд, является позиция Н. В. Витрука.
Конституционная законность
Конституционная законность – реальная система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции[83]. Конституционная законность означает:
· правовой характер Конституции как основного закона государства;
· верховенство Конституции в системе права;
· принципы и нормы Конституции имеют прямое действие;
· Конституция действует на всей территории государства.
Правовой характер Конституции. Конституция должна выражать принципы демократии, свободы, равенства и справедливости, закреплять естественные права и свободы человека и гражданина, в том числе общепризнанные права и свободы, закрепленные в нормах международного права. Эти положения нашли воплощение в преамбуле Конституции Республики Беларусь и в статьях 7–8.
Статья 7 Конституции закрепляет верховенство права, а статья 8 признает приоритет общепризнанных норм международного права
и обеспечивает соответствие им национального законодательства.
Верховенство Конституции в системе права. Конституция обладает наивысшей юридической силой. Статья 7 Конституции Республики Беларусь обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Все нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, признаются не имеющими юридической силы в порядке, предусмотренном законом.
Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь согласно ст. 116 Конституции осуществляет Конституционный суд.
Принципы и нормы Конституции имеют прямое действие. Практическая деятельность всех органов государства и должностных лиц должна осуществляться в рамках Конституции. Виновные в нарушении принципов и норм права подлежат юридической ответственности.
Конституция действует на всей территории государства. Статься 52 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».
22.4. Законность и государственная дисциплина
Дисциплина – совокупность требований, предъявляемых к поведению людей и отвечающих сложившейся в обществе системе социальных норм. Виды дисциплины: нравственная, партийная, религиозная, государственная. Понятие «государственная дисциплина» в широком смысле совпадает с понятием «законность». В узком – понятие «государственная дисциплина» выступает одной из форм проявления законности в пределах определенного участка общественных отношений относительно конкретных органов государства и должностных лиц.
Виды государственной дисциплины:
· дисциплина государственных служащих;
· воинская дисциплина в Вооруженных Силах, предусмотренная законами, уставами, приказами;
· трудовая дисциплина в учреждениях и организациях, возникающая в сфере производства материальных и духовных благ, регулируемая Трудовым кодексом;
· финансовая дисциплина, представляющая собой соблюдение бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний и др.
22.5. Принципы (требования) и гарантии законности
Принципы (требования) законности – основополагающие
исходные положения, лежащие в основе реализации предписаний норм права и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению субъектов права в конкретных правоотношениях.
Принципы (требования) законности:
· верховенство правовой Конституции и основанных на ней законов;
· единство законности – единообразное ее понимание и применение на всей территории государства;
· общеобязательность закона;
· равенство всех перед законом в случаях, когда он карает и когда защищает;
· неотвратимость юридической ответственности за нарушение закона. Данный принцип означает, что любое правонарушение должно раскрываться, а виновные – понести адекватную содеянному юридическую ответственность;
· постоянный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов со стороны государства и общества;
· предупреждение правонарушений – проведение профилактических, превентивных мероприятий с целью предотвращения правонарушения;
· неразрывная связь законности с культурой населения. От культурного уровня населения зависит состояние законности. Законность опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Правовая культура служит необходимым условием издания правовых законов и их качественной реализации в жизни;
· связь законности с целесообразностью. Отступление от
закона по мотивам мнимой целесообразности недопустимо. Но возможна целесообразность применения норм права в пределах «свободы усмотрения», предоставляемой законом конкретному государственному органу или должностному лицу. Например, Уголовный кодекс Республики Беларусь предоставляет право судье самому определить высшую или низшую меру наказания за совершение преступления с учетом личности обвиняемого, обстоятельств дела и т. д.
Гарантии законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных юридических средств, с помощью которых обеспечивается законность.
Гарантии законности:
· общие – совокупность объективных факторов (экономических, социальных, политических и духовных), опосредованно воздействующих на правовое регулирование общественных отношений;
· специальные юридические – система юридических и организационных средств, направленных на обеспечение законности. Сугубо юридические гарантии: средства предупреждения правонарушений; средства обнаружения правонарушений; средства пресечения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений; юридическая ответственность; процессуальные гарантии в обеспечении прав и свобод; организационные гарантии (необходимые и эффективные структуры по борьбе с преступностью).