Юридическая техника и юридические конструкции
Юридическая техника –совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Виды юридической техники: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных правовых актов; учет нормативных правовых актов; составление индивидуальных правовых актов.
Законодательная (правотворческая) техника.Рассмотрим ее правила и приемы.
Правила внешнего оформления нормативных актов. Каждый нормативный акт (закон, указ, постановление и т. д.) должен иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия. Реквизиты нормативного акта (закона):
· узаконение, то есть полное официальное наименование закона, которое не может быть заменено другим;
· полное наименование должностного лица, подписавшего
закон (должность, фамилия, имя, отчество), и подпись этого лица;
· дата подписания, место подписания, регистрационный номер;
· после официального опубликования и внесения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь ставится
порядковый номер этого реестра.
Правила формы нормативных правовых актов. Форма нормативного правового акта – это вид документа, находящегося в определенной иерархии по отношению к другим документам нормативно-правового характера. В зависимости от юридических свойств формы правовых актов их подразделяют на:
· первичные – закон, указ, постановление, приказ, распоряжение;
· вторичные:
– формы законов (конституция, кодекс, устав, основы законодательства);
– универсальные законы (положение, правила, инструкции);
– специализированные формы (регламент, указания, руководство, разъяснение, рекомендации, методика, программа, план, порядок, стандарт, классификатор и др.).
Особенность вторичных нормативных правовых актов состоит в том, что они носят подчиненный характер по отношению к первичным и утверждаются другим правовым актом первичной формы или другим должностным лицом посредством грифа (поправки к Конституции Республики Беларусь 1996 г. являются составной частью Конституции, но они были утверждены письменным документом, принятым на основании проведенного референдума).
Законом предусмотрено, какой формы нормативного правового акта может издавать тот или иной орган государства. Например, Декрет может издавать только Президент Республики Беларусь.
Правила по содержанию и структуре нормативных правовых актов. Нормативные акты (законы) подразделяются на простые и сложные. Простым называют нормативный акт, содержащий одну статью; сложным – когда статьи акта объединяются в главы, разделы (например, Уголовный кодекс Республики Беларусь разделяется на две части: общую и особенную, каждая из которых состоит из глав, статей и пунктов). Иногда нормативный акт содержит обширную вводную часть – преамбулу, где формируются исходные положения, цель издаваемого акта. Такая преамбула предусмотрена в действующей Конституции Республики Беларусь.
Нормативные акты должны регулировать отношения одного рода и типа, не содержать пробелов, по возможности, следует избегать исключений и отсылок.
Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Нормы права следует излагать кратко, понятно, определенно. В текстах используются три вида терминов: общеупотребительные, применяемые в определенном смысле («здание», «документ»); специально-технические, которые приняты в области специальных знаний – техники, медицины; специально-юридические, имеющие особый юридический смысл («залог», «вексель»).
Требования к использованию терминологии:
· единство терминологии – термины во всех нормативных актах должны употребляться в одном смысле;
· стабильность терминов – термины не меняются с каждым новым актом;
· доступность терминов – при всей сложности терминологии она должна давать правильное представление о содержании нормативного акта.
Юридический стиль – официально и терминологически строгий, отсутствие декларативных положений, лозунгов, призывов; язык общелитературный.
Приемы и средства формирования права. Ими являются юридические конструкции, дефиниции, оговорки, примечания, отсылки, правовые символы и презумпции, юридические фикции, объяснения используемых в правовом акте терминов. Юридическая конструкция это построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Такая связь характеризуется единством прав, обязанностей и форм ответственности должностного лица.
Техника систематизации нормативных правовых актов. Известны три основных вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация – систематизация, при которой происходит объединение нормативных правовых актов, их содержания в сборниках, где каждый нормативный правовой акт сохраняет самостоятельное значение. Принципы инкорпорации:
· хронологический (например, «Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь»);
· тематический (законодательство о труде молодежи);
· информационные сборники: охватывают все законодательство («Свод законов БССР»); одного органа («Информационный бюллетень Министерства юстиции Республики Беларусь»). Указом
Президента Республики Беларусь от 30.06.1997 № 338 создан
Национальный центр правовой информации (НЦПИ). Все нормативные правовые акты Республики Беларусь направляются в 3-дневный срок после их издания (принятия) в данный центр. НЦПИ выпускает ежемесячный журнал «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», в котором публикуются все изданные в стране нормативно-правовые акты в следующем порядке:
– Конституция Республики Беларусь, законы конституционного характера;
– декреты, указы Президента Республики Беларусь;
– международные договора (соглашения, конвенции), участниками которых является Республика Беларусь; поправки, протоколы и приложения к ним;
– постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания;
– постановления и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
– заключения и решения Конституционного суда Республики Беларусь;
– постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь;
– постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь;
– постановления Правительства Республики Беларусь;
– правовые акты Администрации Президента Республики Беларусь и других органов, подведомственных Президенту;
– правовые акты Национального банка, министерств, иных республиканских органов;
– правовые акты местных советов и исполнительно-распорядительных органов и др.
Журнал «Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь» доступен не только для профессионалов-юристов и правоведов, но и для населения республики. Он хранится в Национальной библиотеке (г. Минск) и областных библиотеках. Работа по совершенствованию инкорпоративных информационных сборников в Республике Беларусь продолжается.
Консолидация – систематизация нормативных правовых актов, при которой они объединяются в единый логический акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение (Законодательство об охране природы).
Кодификация – систематизация нормативных правовых актов, при которой они объединяются в единый логический цельный акт с изменением их содержания. При кодификации устраняются устаревшие нормы (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, таможенный и другие кодексы Республики Беларусь).
Другие разновидности кодификации:
Устав – кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств в определенной сфере управления (Дисциплинарный устав органов внутренних дел).
Положение – кодифицированный акт, регламентирующий полномочия определенных органов государства, их структуру, функции, то есть определяющий правовой статус и порядок деятельности субъектов права (Положение о комитетах – госбезопасности и др.).
Правила– нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо рода деятельности (Правила дорожного движения).
Техника учета нормативных правовых актов. Учет законодательства ведется как в правотворческих органах, так и в органах, применяющих право: управления, прокуратуры, суда, адвокатуры, на предприятиях и учреждениях. Используются три вида учета:
· журнальный (в журнале регистрируются все поступающие нормативные акты либо в хронологическом порядке, либо по видам актов (законы, приказы министра и т. д.);
· карточный (более удобный учет в сравнении с журнальным, так как здесь на отдельной карточке указаны реквизиты каждого отдельного акта);
· учет с помощью ЭВМ (более современный и эффективный).
Техника составления индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты структурируются из четырех частей:
· вводная часть – указывается наименование акта государственного органа (должностного лица), издавшего акт, время, адресат (конкретное по имени названное лицо);
· описательная – излагаются фактические обстоятельства
дела, описываются доказательства;
· мотивировочная – аргументируется, обосновывается принятое решение;
· результативная – излагается принятое решение (приговор, приказ, определение суда, протест прокурора и т. д.).