Факторы, воздействующие на правотворчество
Правотворчество представляет собой творческий, организационно и юридически оформленный процесс, на качество и эффективность которого воздействуют следующие факторы:
· познание и выделение процессов и явлений, допускающих или требующих правовой регламентации, то есть правильное определение предмета правового регулирования;
· определение органа государства или субъекта, управомоченного принять тот или иной акт;
· выбор формы предполагаемого акта;
· подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур;
· правильная оценка общественного мнения по поводу принимаемого (будущего) акта.
В процессе правотворчества переплетаются общественные интересы, волевые установки, варианты решений. Импульсом для творчества служат интересы лиц, групп, партий, стоящих у власти, и оппозиционных сил.
Виды правотворчества и его обеспечения
Понятие правотворчества охватывает следующие виды и способы (формы) деятельности по возведению воли народа в закон:
· правотворчество государственных органов (законотворчество Национального собрания Республики Беларусь);
· непосредственное правотворчество народа, то есть участников референдума;
· правотворчество отдельных должностных лиц (Президент
Республики Беларусь, министры и т. д.) – подзаконное правотворчество;
· правотворчество местных органов самоуправления (локальное правотворчество);
· правотворчество общественных организаций. Согласно закону о профессиональных союзах от 22 апреля 1992 г. профсоюзы вправе вносить в установленном порядке предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам (ст. 6);
· санкционирование государством обычаев или норм негосударственных организаций.
В зарубежных странах правотворчеством занимаются Верховные суды (Великобритания, США и др.), монархи (Саудовская Аравия и др.). В настоящее время источником права в Беларуси признаются постановления Пленумов Верховного суда Республики Беларусь.
Большое значение в правотворчестве приобретает опора субъектов на систему обеспечения:
· информационное обеспечение;
· планирование правотворческой деятельности;
· поддержка со стороны народа;
· юридически организационное обеспечение.
Принципы правотворчества
В литературе выделяют следующие принципы правотворчества:
· демократизм – выявление и учет воли народа при издании нормативно-правовых актов;
· законность – соблюдение процедуры принятия нормативно-правового акта, то есть учет последовательности правотворческого процесса;
· научность – учет социологических и статистических данных, экспертиз ученых и т. п.;
· исполнимость – необходимость учета финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет нормативному правовому акту быть реализованным;
· строгая дифференциация правотворчества (субординация) – каждый субъект правотворчества обязан принимать нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции, предусмотренных
Конституцией Республики Беларусь.
13.5. Законотворчество в Республике Беларусь:
Понятие, основные стадии
Законотворчество – вид правотворческой деятельности; специальная деятельность компетентных органов, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон. Законотворческий процесс включает стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; официальное принятие закона; опубликование закона и введение его в действие.
Законодательная инициатива. Открывает законотворческий процесс. Представляет собой право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе – Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты
Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо, по его уполномочению,– Правительства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь).
Проект Закона, внесенный в Национальное собрание, включается в план законодательных работ. В назначенный срок начинается его обсуждение.
Обсуждение законопроекта. Сначала происходит в Палате представителей, затем – в Совете Республики. После окончания обсуждения переходят к третьему решающему этапу законотворчества – голосованию.
Официальное принятие закона. Осуществляется путем голосования большинством депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100 Конституции). В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, определив предмет регулирования и срок полномочий. Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем – в Совет Республики. После подсчета голосов и принятия закона наступает последняя стадия законотворчества.
Опубликование закона и введение его в действие. Завершающая стадия законотворческого процесса. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).
Источниками официального издания законов в Беларуси являются: «Ведомости Национального собрания Республики Беларусь», газеты «Звязда», «Народная газета».
Для нормативно-правовых актов Президента и Правительства:
«Собрание декретов и указов Президента и постановлений
Правительства Республики Беларусь»; газета «Республика».
Для всех видов нормативных правовых актов официальным изданием является «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь».
Официальным изданием является также «Бюллетень нормативно-правовой информации», издаваемый Министерством юстиции.
Принятие международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеет особенности. Они приобретают юридическую
силу с момента утверждения высшим представительным органом – Национальным собранием Республики Беларусь.
13.6. Профсоюзы и процесс правообразования
В процессе правообразования можно выделить условно три этапа. Профсоюзы Беларуси участвуют в процессе правообразования на всех трех.
Первый этап – рождение правовых идей, предложений, социальных программ.В недрах общества под влиянием объективных и субъективных факторов появляются новые правовые идеи, формируется, развивается, совершенствуется правосознание профсоюзных работников (обыденное, профессиональное, научное), «вызревают» правовые программы в сфере трудовых и социальных отношений.
Это находит отражение в информационных средствах профсоюзов: газете «Беларускі час», научно-практическом журнале «Труд. Профсоюзы. Общество», в трансляциях по «Новому радио», решениях профсоюзных собраний, съездов Федерации профсоюзов Беларуси, а также в выступлениях на научно-практических конференциях, конгрессах, круглых столах, проводимых ежегодно в Учреждении образования ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» с участием представителей других вузов, государственных структур.
Второй этап – правотворчество. Профсоюзы через своих представителей, избранных в качестве депутатов Национального собрания Республики Беларусь, добиваются фиксации своих правовых идей, предложений, программ, прежде всего в законах, обладающих наивысшей юридической силой. Так, по инициативе ФПБ Положение о порядке рассмотрения Президентом Республики
Беларусь проектов правовых актов, было дополнено нормой, согласно которой проекты правовых актов, касающиеся трудовых и социально-экономических прав граждан, до внесения в Администрацию Президента Республики Беларусь направляются для ознакомления Федерации профсоюзов Беларуси[59].
Некоторые правовые акты нормативного характера принимаются с участием профсоюзов, например Генеральное и отраслевые соглашения, коллективные договора, заключаемые между коллективом работников и администрацией предприятий (учреждений) и профсоюзной организацией.
Третий этап – систематизация нормативно-правовых документов. Профсоюзы вносят предложения по совершенствованию ныне действующего Трудового кодекса, Закона о профсоюзах, по отмене, изменению некоторых статей и включению новых, расширяющих права профсоюзов в правовой жизни белорусского общества.
Выводы
Ключевыми понятиями общей теории государства и права
являются: правообразование, правотворчество, законотворчество. Данные термины характеризуют процесс создания нормы права и ее закрепления в источниках права. Термины соотносятся следующим образом: правообразование – наиболее широкое понятие и характеризует весь процесс возникновения нормы права. Процесс правообразования можно разбить на стадии, одной из которых является
правотворчество (собственно формулирование нормы права). Законотворчество – вид правотворчества, охватывающий процесс создания важнейших нормативно-правовых актов – законов.
На процесс правотворчества влияет ряд факторов.
В национальном законодательстве урегулирован круг субъектов правотворчества, конкретные формы правотворчества, принципы.
Процедура законотворчества в Республике Беларусь состоит из ряда стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона и введение его в действие.
Активным субъектом правотворчества являются профсоюзы страны и Федерация профсоюзов Беларуси как наиболее представительное объединение граждан.