Правовое регулирование: предмет, методы, типы.
Правовое регулирование (в узком смысле) – воздействие права как системы правовых норм посредством иных юридических средств на поведение людей, общественные отношения в целях их упорядочения и развития.
Более широкое понятие – правовое воздействие, кот. предполаг. использ. информационных, воспитательных, соц.-ценностных средств. Правовое регулирование – одна из форм правового воздействия. В сферу правового регулир. входят следующие отношения:
- отношения, которые строятся по принципу равенства сторон и содержанием которых является обмен ценностями (имущественные, семейные, трудовые),
- отношения, склад. в сфере властного управления (адм.-управленческие, бюджетные, налог., таможенные) и предполагают соподчиненность, субординацию их участников,
- отношения по охране правопорядка (правоохранительные). Они возникают вследствие правонарушений и предполаг. реализацию мер правовой защиты и юр.ответ., предусмотр. в различных отраслях права. Предмет правового регулирования – обществ. отношения, кот.поддаются нормативно-правовому воздействию и нуждаются в нем.
Различают следующие стадии правового регулирования:
1) создаются нормативные основы правового регулирования. Осуществл. общее воздействие права на общественные отношения. Проявляется статическая функция права.
2) заключается в конкретизации прав и обязанностей субъектов права. Проявляется динамическая функция права (абстрактное право на получение высшего образования становится правом на обучение в конкретном вузе).
3) происходит реализация, фактическое осуществление субъективных прав и обязанностей, которые возникли на второй стадии правового регулирования (студент вуза реализует свои субъективные права и обязанности, вытекающие из учебного плана учебного заведения). Эта стадия может быть кратковременной, одномоментной (купля-продажа) и длительной (пребывание на учебе, в брачно-семейных отношениях). На этой стадии происходит защита нарушенных прав и законных интересов субъектов права, т.е. осуществляется правоохранительная функция права.
Выделяют 3 способа правового регулирования:
1) заключается в предоставлении участникам общественных отношений при наличии предусмотренных законодательством обстоятельств определенных субъективных прав. Этот способ назыв. управомочиванием, а соответств. нормы – управомочивающими.
Управомоченному лицу дозвол. совершать определенные действия или воздержаться от их совершения (распоряжаться арендуемым помещением, не платить в течение установленного времени налоги). Осуществ. такая форма реализации права, как использование.
2) состоит в обязывании субъектов права совершать определенные действия (платить установленные налоги, охранять окружающую среду). Осуществл. такая форма реализации права, как исполнение. Правовые нормы, кот. предусм. этот способ регулирования называются обязывающими.
3) возлож. обязанностей воздерживаться от определ. действий. Этот способ назыв. запрещающим и предполагает такую форму реализации права, как соблюдение (запрещение распивать спиртные напитки на производстве, производить обыск в ночное время). Эти нормы называются запрещающими.
Существует 2 типа правового регулирования:
- общедозволительный – разрешено все, что не запрещено законом. При этом в нормах четко сформулированы запреты. Этот тип способствует активизации самостоятельности субъектов права в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей, особенно в сфере имущественных отношений,
- разрешительный – запрещено все, кроме разрешенного законом. Участники правоотношений могут совершать только такие деяния, которые прямо разрешены законом, а все остальные запрещены. Характерен для законотворчества, госуправления, правоохранительной деятельности, судопроизводства. В соответствующих НПА точно определяется объем правомочий тех или иных властных субъектов. Явл. главным при определ. и реализации мер юридической ответственности.
Существует 2 метода правового регулирования:
- метод децентрализованного (диспозитивного) регулирования – исходит из правового равенства сторон и предполагает согласование ими взаимных прав и обязанностей и координацию гос-вом их целей и интересов. Применяется для гражданских, семейных, трудовых отношений (частном праве).
- метод централизованного (императивного) регулирования – предполаг. субординацию участников. Примен. этот метод госорганами и организациями с властными полномочиями. Характерен для публ. права (конституционного, адм., уголовного, процесс.).
Механизм правового регулирования:
- правовые нормы,- юридические факты,- субъективные права и обязанности,
- различные формы реализации права,- меры правового воздействия,- правосознание,
- режим законности.